Найти тему
АиФ Волгоград

Пироманы поневоле. Кто заставил волгоградцев поджигать военкоматы

Оглавление
   Пироманы поневоле.
Пироманы поневоле.

Телефонное мошенничество становится все более изощренным. Теперь аферисты не только крадут деньги со счетов россиян, но и пытаются заставить их совершать неблаговидные поступки, которые могут привести к самым печальным последствиям вплоть до уголовного преследования. Какими методами они пользуются, и как не позволить себя обмануть, выяснял vlg.aif.ru.

Утром поджог – вечером деньги

2 августа волгоградцев буквально повергла в шок информация о том, 82-летняя пенсионерка попыталась поджечь здание военкомата на юге областного центра. Мало того, что женщина преклонных лет, она еще и председатель райотделения организации «Дети Военного Сталинграда».

К зданию на площади Свободы старушка подошла с бутылками с «коктейлем Молотова» и фитилями. Неизвестно, удалось бы пенсионерке довершить задуманное, если бы ее не задержали полицейские.

Никакой официальной информации по этому поводу не поступало, от комментариев во всех структурах отказываются. Однако в Telegram-каналах, авторы которых имеют свои источники в правоохранительных, следственных и силовых структурах, пояснили мотивы пожилой женщины – мошенники похитили с ее счетов 700 тысяч рублей. И пообещали вернуть их, если она совершит диверсию.

Экс-чиновница-пироманка

Буквально на следующее утро в Telegram появилась еще более шокирующая информация. Молодая волгоградка сделала попытку поджечь призывной пункт военкомата на севере Волгограда. По данным Telegram-канала SHOT, ею оказалась консультант по работе с архивом облкомюстиции.

В комитете, куда обратился с запросом vlg.aif.ru, эту информацию категорически опровергли, заявив, что «такого человека» у них нет. Однако судя по данным, опубликованным на сайте declarator.org, по крайней мере в 2019 году некая Юлия Я. (а по данным v1.ru, именно таково имя «пироманки») работала консультантом в Дирекции по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей Волгоградской области, подведомственной облкомюстиции. Вероятно, сотрудницу уволили, вопрос – когда?

Не исключено, что и эту 31-летнюю женщину подтолкнули к противоправным действиям мошенники. Тем более что, по свидетельству очевидцев, она сделала несколько кругов вокруг здания на улице Дегтярева, 37, и долго не решалась ничего предпринять. А когда на нее обратили внимание полицейские, тут же выдала им содержимое рюкзака – пять поллитровых бутылок с «коктейлем Молотова», фитили, тряпки, спички и зажигалки.

«Обращайтесь к правоохранителям»

В тот же день на сайте обладминистрации опубликовали обращение главы региона Андрея Бочарова к его жителям, прозвучавшее после заседания оперштаба.

Его участники отметили – не только в Волгоградской области, но и в других регионах неуклонно растет число случаев телефонного мошенничества. По большей части от действий аферистов страдают люди старшего возраста. В настоящее время этий действия связаны не только с хищением средств жителей, но и с попытками нанести материальный ущерб объектам, которые задействованы в обеспечении комплексной безопасности. И по прогнозам количество таких преступлений будет только увеличиваться.

«Прошу всех жителей области – если вам звонят незнакомцы, если из государственных, муниципальных и социальных организаций, органов власти и полиции поступают обращения, принуждающие вас к действиям финансового или имущественного характера – перепроверяйте эту информацию. А при любых подозрениях на то, что с вами связались мошенники, немедленно обращайтесь к правоохранителям, в том числе, по единому номеру 112», – обратился к гражданам Андрей Бочаров.

Важно помнить, что излишняя доверчивость и беспечное отношение к личной безопасности могут привести не только к потере финансовых средств, но и к уголовному преследованию, если мошенники спровоцируют вас на противоправные действия, подчеркнул глава региона.

Скриншот – не доказательство

По данным Telegram-канала «Осторожно, новости», пожилую волгоградку, пытавшуюся поджечь военкомат на юге города, не стали преследовать и признали потерпевшей от рук мошенников. Однако это не значит, что так же поступят с остальными их жертвами. Как же не попасть на удочку аферистов?

«Отмечу сразу – современные мошенники располагают совершенной техникой. Кроме того, они развивают методики общения с жертвами, привлекают новейшие приемы психологического воздействия, убеждения, выуживания информации. Потому зачастую и достигают успеха – жертвы обмана добровольно следуют их указаниям, в том числе переправляют деньги на указанные ими адреса», – поясняет эксперт vlg.aif.ru, заслуженный юрист РФ Владимир Кудрявцев.

Так, в последнее время стала популярна одна из схем обмана, при которой используется мессенджер WhatsApp.

«Преступники звонят при помощи приложения, представляются сотрудниками правоохранительных органов. И зачастую абоненты им верят – ведь те прикрепляют в сообщениях «документы», а на фото пользователя изображен логотип МВД. Больше того, войти в доверие они пытаются с помощью видеозвонков, показывая на экране кабинет с символикой той или иной структуры и изображая типичного офисного работника – сотрудника этой организации. Помните – даже скриншоты «материалов дела» не являются доказательством того, что с вами разговаривают представители органов. Если они настоящие, то не будут спрашивать личные данные человека по телефону», – предостерегает юрист.

Найди отличия

Еще один из самых распространенных способов интернет-мошенничества – фишинг, метод, когда пользователя обманывают, чтобы получить его личные данные – логин, пароль, номер телефона или банковской карты.

«Фишинговое письмо очень похоже на настоящее, адресатом в нем чаще всего указывают банк или интернет-магазин. В самом письме содержится вложение или ссылка, которая нередко ведет на вредоносные сайты, почти идентичные настоящим. Как только пользователь вводит свой логин и пароль для входа в аккаунт или данные банковской карты – информация мгновенно попадает в руки мошенников», – уточняет Кудрявцев.

Но и пользование только проверенными сайтами не гарантирует полной безопасности.

«Мошенники научились прикидываться сотрудниками службы поддержки платежной системы или банка, покупателями товаров в интернете. Ни при каких обстоятельствах не сообщайте незнакомым людям CVV/CVC2 – коды безопасности, записанные на магнитную полосу карты. А тем более пароли или коды верификации от любых платежных сервисов», – подчеркивает юрист.

«Пристрелочные» звонки

Аферисты постоянно меняют свои подходы. В частности в последнее время получили распространение так называемые «пристрелочные» звонки.

«Преступники больше не действуют, как говорится, в лоб. Они звонят одному и тому же абоненту несколько раз, постепенно втираются к нему в доверие, предварительно получив о нем информацию из открытых источников, различных баз данных в интернете. А в ходе общения, незаметно выуживают и другие сведения. В этой схеме мошенникам помогает то, что они представляются сотрудниками правоохранительных органов – это мощный психологический прием. Кто же откажет в беседе полицейскому, особенно если он сразу назовет вас по имени-отчеству и знает о вас базовые сведения», – предупреждает эксперт vlg.aif.ru.

Обработка жертвы может длиться несколько дней. Затем мошенники попытаются заставить свою жертву нужную им манипуляцию. Предлоги могут быть самыми разными – оформление «спецкредита», спасение денег с якобы взломанного счета.

Вредоносное ПО и социальная инженерия

«Цель мошенников – завоевать полное доверие жертвы, чтобы затем управлять ее поведением. Некоторые из них после перевода потерпевшими накоплений идут дальше – под предлогом, что мошенники узнали о сотрудничестве пострадавших с правоохранительными органами, они убеждают их покинуть место жительства, перестать общаться с родными, сменить номер телефона. А затем уже его родственникам сообщают, что того похитили. И начинают вымогать выкуп у них», – предупреждает юрист еще об одной схеме.

Кроме того, злоумышленники все чаще прибегают к вредоносному программному обеспечению, убеждая жертву установить его на свой телефон и обещая заработок, товары или услуги.

Наконец, они продолжают использовать методы социальной инженерии – представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов, запугивают жертву тем, что с ее счета пытаются снять деньги или взять на ее имя кредит. А затем просят сообщить им реквизиты банковской карты, перевести средства с помощью банкомата или онлайн-банка на так называемый безопасный счет, передать их через курьера.

«Мошенники играют на страхах людей. Не выполняйте их поручения. Не сообщайте личные данные, сведения о банковских картах, полученные СМС-коды. А еще лучше – не общайтесь с ними. Просто положите трубку. А если гложут сомнения, перезвоните сами – в свой банк или полицию», – советует эксперт.