Сегодня Православная Церковь вспоминает святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба (в Святом Крещении–Романа и Давида)–первых русских святых, канонизированных как Русской, так и Константинопольской Церквами.
Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья воспитывались в христианском благочестии, получили хорошее образование. Любили читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием братья возымели горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молились чтобы Господь удостоил такой чести.
Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру своего отца-милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным. Еще при его жизни святой Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь, прежде всего, об утверждении Православной веры среди подданных. Князь прославился также как храбрый и искусный воин.
Незадолго до своей смерти Великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов. Когда последовала кончина князя Владимира, его старший сын Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя Великим князем Киевским.
Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти князя Владимира, дружина стала уговаривать Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но он, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц. Борис был извещен о таком вероломстве, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, встретил смерть.
Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Но будучи еще живым, он вышел из шатра и стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем.
Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После этого Святополк столь же вероломно умертвил и князя Глеба. Коварно вызвав брата из его удела–Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить его по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве Бориса.
Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.
В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так–без сопротивления–погибнуть от рук убийц?
Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основному христианскому доброделанию– любви. «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец». Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести–они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.
Благоверные князья не захотели поднять руку на брата, но Господь Сам отомстил властолюбивому тирану: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12: 19).
В 1019-м году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По Промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища.