Недавно я опубликовал статью о том,как я в 1985 году купил автомобиль Москвич 2140SL. Меня частенько спрашивают-почему не купил какой-нибудь автомобиль Жигули (Лада)? У меня было много причин для покупки именно автомобиля Москвич. Первой из них была большая доступность новых автомобилей Москвич-их в 1985-м году можно было купить без очереди за наличку (я оплатил покупку аккредетивным чеком) и в кредит -как угодно. Б/у-шную машину я покупать не хотел,так как в тот момент плохо разбирался в автомобилях. А все достоинства Москвича я открыл в процессе его эксплуатации и чтения соответствующей литературы.
Напомню-что в 1985 году интернета и компьютеров еще не было, по крайней мере в СССР. Зато книги стоили сущие копейки и в 80-х соответствующие книги уже стали появлятся в книжных магазинах. Кроме того мои родители,а потом и я сам постоянно выписывали журнал "За рулем" В этом журнале публиковались статьи о достоинствах и недостатках различных автомашин и мотоциклов и давались советы бывалых автомобилистов как эти недостатки устранить. Очень хороший и полезный был журнал. Я где-то читал в те годы что Москвичи 2140 SL в основном шли на экспорт. И как я думаю в СССР на продажу шли автомобили отбракованные комиссией. В моем конкретном случае был небольшой дефект направляющих роликов тросика стеклоподьемника на двери водителя из-за чего тросик слетал с роликов и стекло зависало. Пришлось ремонтировать новую машину на свой страх и риск. И тут я узнал первое достоинство Москвича-простота конструкции-любой автомобилист-любитель может произвести ремонт средней сложности.Я разобрал обшивку водительской двери и немного подогнул крепеж одного из роликов,который явно был несимметричен остальным и это решило проблему-больше тросик не слетал с роликов все время жизни машины. Потом возникла другая проблема-подкапывал ТОСОЛ из нижнего патрубка радиатора. Автомобилисты со стажем наверняка помнят эти очень неудобные хомуты с затягивающейся лентой. Я немало повозился пока затянул как следует этот хомут. Правда пока я лазил под машиной жена по ошибке вылила из ведра слитый мной из машины ТОСОЛ -забыла о моем предупреждении и пришлось после поездок сливать воду из системы охлаждения. В Киргизии зимой до - 25 градусов доходило в ночное время,а канистра ТОСОЛ-а стоила на рынке 25 рублей и я сразу не мог заплатить эти деньги. Впоследствии появились более современные хомуты где затяжка происходила затягивающимся винтом-насколько это было удобнее.
У Москвича двойной тормозной контур-это значит,что если у вас произойдет утечка тормозной жидкости из одной из трубок или тормозного цилиндра 1-го контура затормозить вы сможете при помощи 2-го контура,пусть не столь эффективно ,но сможете остановить машину. У Москвича две точки подвески передних колес-верхние и нижние шаровые опоры-насколько это надежнее одноточечных систем на почти всех западных автомобилях. Кстати заменить эти шаровые можно было и самому без особых проблем . После строительства дома,когда на Москвиче с прицепом перевозились все материалы необходимые для постройки дома -от железной опалубки до асбо-цементных труб и цемента пришлось заменить рессоры и на Москвиче и на прицепе т.к. на рессорах полопались листы. Я сам заменил рессоры без особых проблем. Использование прицепа быстро выводит из строя (истираются) накладки на дисках сцепления. Мы с отцом зимой даже без ямы сняли коробку передач я переклепал накладки на дисках сцепления и мы установили коробку на место.Я тогда не знал,что свечи в моторе нужно выкручивать только когда мотор холодный и поплатился за это-2-е свечи из 4-х выкрученных никак не мог нормально закрутить по резьбе,сколько ни пытался. Но мотор работал и так-со свечами недозакрученными. Немного позднее я договорился в мех.мастерских завода и там мне сделали бронзовые вкладыши в головку цилиндров и установили их на место. Свечи стали закручиватся нормально. Головку блока снимал сам. Хотел было заодно поставить специальную алюминевую прокладку с двумя обычными,чтобы мотор мог работать на 76-м бензине,даже купил эту алюминевую прокладку,но подумал-и не стал этого делать-мотор и так работал на низкооктановом бензине-как-то раз в дороге пришлось залить А-72-другого не было и мотор работал. Может помогло одно устройство,которое я купил в магазине году в 92-м. Называлось оно "Умножитель зажигания". Как было написано в описании этот прибор делает искру в цилиндре более продолжительной. Мотор с этим устройством работал на довольно низких оборотах и CO был меньше 1%-мерили во время техосмотра. Занимался я и экспериментами со своей машиной. У наших советских машин минус с аккумулятора шел по кузову и потом по корпусу мотора и я где-то прочитал,что подобное прохождение тока небезопасно для подшипников мотора-ток искрами пробивает по подшипнику и делает как-бы углубления в беговых дорожках и скользящих поверхностях подшипников. Я пробросил хороший медный кабель от минусовой клеммы батареи до корпуса двигателя. Ну а потом взял с разбегу и "заминусил" корпус распределителя зажигания медным проводом и на приемнике начисто пропали помехи от искрения в "бегунке" даже с поднятым капотом машины. Много пишут,что Москвичи изготовляли из плохого металла и быстро ржавели ,особенно конечно снизу.Мне в этом отношении повезло-днище моей машины на заводе было покрыто импортной пластизолью,за что я заплатил 243 рубля. Году в 90-м почитал про рециркуляцию выхлопных газов и сдуру купил на базаре комплект для рециркуляции. Просверлил в выхлопном патрубке отверстие,нарезал резьбу и присоединил медную трубку а другой конец этой трубки подсоединил к карбюратору. Эффект был потрясающий-за пару месяцев полностью пропал холостой ход-карбюратор забился сажей из выхлопа и сколько я не пытался так его и не прочистил. Пришлось покупать новый карбюратор "Озон". Была и другая штука более полезная и безопасная-"Эконометр"-это по сути дела был соответствующим образом отградуированный вакуумметр. Подсоединялся он к входному (всасывающему) коллектору. И по положению стрелки четко было видно как автомобиль расходует горючее. Чуть передавил педаль газа и стрелка в красном секторе.что означало большой расход горючего. Мотор Москвича был немного "туповатым"-довольно медленно раскручивался. Я читал,что это из-за неправильного цикла газораспределения и что какие-то умельцы вытачивали более "правильный" распредвал и Москвич становился более резвым. Не знаю правда это или нет. Я таких экспериментов не производил из-за отсутствия необходимой техники и знаний.
Очень удачно было расположение балки переднего моста-она была немного ниже поддона картера и хорошо прикрывала его от поломок. Я это оценил когда мой знакомый заезжая на птицефабрику на своем новеньком Жигули 06 пробил картер об какую-то трубу,торчащую из земли. Когда мне понадобилось поставить прицепное устройство для прицепа я смог найти только прицепное устройство для Лады 08. Подрезал ненужное,переварил,и закрепил на Москвиче на 4-х мощных болтах,которые продел через отверстия просверленные в двух как-бы балках под багажником машины. И устройство держалось отлично -я даже машины легковые таскал прицепляя трос за это устройство. Каждые 30-40 тыс. км я менял шаровые опоры -все 4-для надежности. И через некоторое время после замены вворачивал в нижнюю крышку шаровой масленку и шприцевал шаровые опоры смазкой Литол. У отца одного моего знакомого была "Копейка"-одна из первых и на кочке палец вылетел из шаровой опоры-машина едва не перевернулась. Насколько я знаю у первых "копеек" была такая болезнь,потом вроде стали получше шаровые делать. На 70 тыс. км заменил рулевую трапецию всю целиком в сборе. Как-то утром завел Москвич и хотел ехать,но несмотря на то,что я поворачивал руль машина ехала прямо. Я удивился,кое-как загнал машину в гараж на яму и увидел,что на рулевой трапеции и палец видимо ночью выдавило льдом . Порвался резиновый чехол и в шарнир попала вода. Так что я быстренько купил всю трапецию в сборе и заменил на всякий случай. Много говорят,что у Москвичей были проблемы с коробками передач и печками-на моей машине таких проблем не было. Я зимой несколько раз ездил на дальние расстояния (1500 км) и с прицепом и без и ездил в рубашке. Москвич не отличался скоростными характеристиками-по моим наблюдениям нормальной скоростью для него было 70-максиум 80 км/час. При этой скорости и потребление горючего было умеренным и мотор не грелся. Мотор был хороший-заводился в любой мороз (В Сибири не пробовал) Но вот аппетит у мотора был вовсе не детский- сьездить на базар за покупками -ведро бензина. Дизелек бы хороший на эту машину тогда-но что ушло,то ушло. Сидеть в Москвиче с моим ростом в 192 см было вполне нормально в дальних поездках.Правда как-то раз я излишне навалился на спинку сидения водителя и шлицы подьемные срезало.Спинка упала и пришлось ее по-быстрому приварить намертво в удобном мне положении. Вспомнил еще одно-где-то тысячах на 50 км. провернулся подшипник на задней полуоси то ли 306 то ли 308- не помню точно. Я быстренько раздобыл такой подшипник,снял полуось с машины,принес на электрокотельную и мы со сварщиком нагрели втулку металлическую,которая держала подшипник,потом сбили втулку и старый подшипник, набили новый подшипник на полуось,снова нагрели втулку и напрессовали ее на свое место. Больше проблем с этим подшипником не было. Ну а так у меня только хорошие воспоминания об автомобиле Москвич 2140SL.