Поющая поэзия
Продолжим нашу с вами беседу про барды. «Барды» – проект, подготовленный Анатолием Яровым, выпускником РИСХМа (ныне ДГТУ), членом союза журналистов РФ. Сегодня речь зайдёт о музыкально-поэтическом творчестве под названием «Поющая поэзия»
«Поющая поэзия» известна с древнейших времен. При Гомере это были «рапсоды», у древних кельтских племен хранителями песенного творчества были барды. Трубадурами, миннезингерами, кобзарями, акынами и ашугами, величали глашатаев истины, рыцарей правды и добра, странствующих поэтов и музыкантов Европы и Азии, а на Руси роль певцов-сказителей выполняли бояны и гусляры вроде Садко.
В более поздний период 1900 годов, совпавших с развитием российского городского романса, на эстраде появился необычный для того времени поэт и певец Александр Вертинский, исполнявший песенные миниатюры в своей неподражаемой манере. Интонационный стиль выступления артиста напоминал певучий речитатив на оттеняющем мелодическом фоне, а огромная палитра человеческих чувств, богатство собственного опыта, выверенность каждого слова, неповторимая индивидуальность и артистизм, порождали огромное количество поклонников. Таким образом, артист (именно так он определял свое амплуа) А. Вертинский стал провозвестником ранее неслыханного в официальной советской культуре явления, как «авторская песня».
В более поздний период известные советские и зарубежные певцы - актеры Л. Утесов, К. Шульженко, М. Бернес, Ив Монтан также своим искусством, бесспорно, готовили почву для появления в наступившем новом времени и нового песенно-поэтичного жанра. Кстати, в 1956 году французский певец и актер, с супругой Симоной Синьоре, явно симпатизировавшие коммунистам, посетили Москву и провели полтора месяца гастролей в нашей стране с аншлагами на всех концертах, фееричным приемом и даже встречей с премьером Никитой Хрущевым. Вероятно, доверительное свободное исполнение французским шансонье песен о бульварах Парижа подтолкнуло нашего Б. Окуджаву к такому же задушевному и негромкому исполнению песен об Арбате и Тверском. А Новелла Матвеева признавалась, что стала сочинять, попав под обаятельное влияние французского шансона.