Случавшиеся со мной за последнее время беседы натолкнули мена на ставшую уже банальной, но от этого ещё более актуальную тему: что делать с беспокойныи, "гиперактивным" зверем? "Народная мудрость" предлагает несколько подходов. Но, забегая вперёд, возьму на себя смелость утверждать: ни один из них не является правильным. И даже хоть сколько-нибудь эффективным.
...Пока искал иллюстрацию к статье, вспомнил дивную и красноречивую формулировку: "собака (или кошка) бесится", а то и "собаке нужно побеситься". Замечу, что сама эта формулировка уже говорит о ненормальности такого поведения. А для начала разговора напомню, что и у этой "гиперактивности", кроме бесполезного названия, есть свои причины:
По сути, это аномальная форма нервной разрядки, вызванная постоянными нервными перегрузками.
Почему же "народные" способы не работают? Давайте разбираться!
Итак, какие у нас есть варианты?
1. "Умотать"
Есть такое мнение, что зверь будет спокойнее, если его физически утомить. Дескать, у него не будет сил на какое-то беспокойное поведение. Некоторые даже профилактически "выматывают" своих питомцев, чтобы как будто избежать возможных сложностей.
Но тут есть целая россыпь подводных камней.
Во-первых, чисто практический опыт показывает, что физически звери по сравнению с нами чудовищно выносливы, утомить их почти невозможно. Мне когдатошний знакомец, закончивший Сортавалу и служивший сперва в погранвойсках, а потом в системе МВД, рассказывал, что для этого (вот даже не спрашивайте, зачем это пытались делать!) приходилось сменить нескольких проводников. А #собака оставалась свежей, как ни в чём не бывало.
Во-вторых, и я об этом уже выкладывал статью, вся активность при беспокойстве – это результат #разрядки накопившегося нервного напряжения. Всё просто: при #стрессе организм мобилизуется, чтобы сделать возможной немедленную реакцию. А если эта реакция не нужна или невозможна по каким-то причинам – то возникшие по ходу дела нервные импульсы нужно куда-то направить. Вот и начинают подопечные носиться будто бы без толку. А вам не приходилось мерить комнату шагами в напряжённой ситуации?
И, тем более, у четвероногих нет первичной #потребности в движении. Минимальную физическую форму (кроме, разве что, нескольких особо тяжёлых пород) обеспечивает естественный моцион. Всё, какое есть в их жизни, движение – вторично и подчинено достижению других целей.
Нужно учитывать и то, что, увлекаясь "физкультурой" – нынче это называют модным словечком "фитнесс" – мы сами создаём эту небиологическую потребность. Организм привыкает к определённому уровню нагрузок, рассчитывает под него свои ресурсы. А если по каким-то причинам случается пауза в ставших привычными нагрузках – наступает депривация. А она, по ряду причин внутреннего свойства, может даже сопровождаться "ломкой".
Отдельным подвидом физических нагрузок могут стать
2. Активные игры
Тут тоже всё просто. Игры тоже зачастую считают способом экономно утомить подопечного, обеспечив ему всё тот же "выплеск энергии". И, разумеется, к ним напрямую относится всё сказанное выше. В этом плане совет столь же никчемен. Но, кроме того, здесь есть ещё и свои сюрпризы.
Многие увлекаются играми, потому что считают, что зверю это нравится. Но это не так! Лохматый просто привыкает к #играм как к выражению нашего внимания, способу общения с нами. А это уже должно настораживать хорошего хозяина: ведь питомец принимает за чистую монету то, что мы ему предлагаем. И, следовательно, это должно означать, что другого способа получить от человека внимание у зверя нет. А вы считали бы нормальной семью, где только и делают, что играют в домино? Для кино сойдёт, а в реальной жизни - вряд ли.
Но ещё хуже то, что чрезмерное увлечение активными играми ведёт к перегрузке нервной системы, развитию неврастении и других неврозов. Дело в том, что сам режим движения, прыготня и беготня туда-сюда в рваном ритме, заставляют нервную систему работать в несвойственном ей режиме. Серьёзным "довеском" могут послужить и движения, выходящие за рамки свойственных виду #стереотипов – тогда возникают сбои и на уровне форм поведения.
3. Кастрация/стерилизация
Была у меня в ходу горькая шутка: если с подопечным случилась проблема – его нужно усыпить, потом кастрировать, а если и это не поможет – то повязать.
Как говорится, в каждой шутке есть лишь доля шутки. И эта моя присказка включала в себя самые распространённые рекомендации. Сейчас акценты несколько сместились, поэтому о вязке как способе решения проблем долго рассусоливать не станем (любому нормальному человеку очевидно, что ничего хорошего из этого не выйдет!), а об усыплении, чтобы не сказать ничего неприличного, я вообще говорить отказываюсь.
Тем не менее, на кастрацию зачастую всё-таки возлагают некоторые надежды. Но она могла бы как-то повлиять только на половое поведение, и то – не всегда. Например, известны случаи "ложняков" у кастрированных сук. И не думайте, что это результат неаккуратно проведённой операции: нет, просто причина такого поведения совсем в другом, а изменения в физиологии, если они возникают, вторичны.
Главное же заблуждение – в том, что кастрация, якобы, влияет на характер зверя. Но это совсем не так! Нет, конечно, если его раскормить до полной неподвижности ("Таити, Таити! Нас и тут неплохо кормят!"),то конечно... Только надо помнить, что кастраты легко вес набирают и оооочень тяжело сбрасывают. В том числе, с серьёзными отложенными неприятностями, вплоть до онкологии.
На самом деле, миф о влиянии кастрации на характер родился в среде врачей сельскохозяйственного направления. Им-то приходится иметь дело с копытными, у которых и в природе-то стереотипы полового поведения совсем другие, чем у хищников. А уж в стойле им и вовсе не о чем больше думать, как о жвачке и размножении. У хищников же, тем более, домашних (особенно, если хозяин не чрезмерно "озабочен") баланс мотиваций сильно смещён в сторону целенаправленной деятельности, поэтому и вопросы пола довольно слабо влияют на общий стиль поведения.
4. Талбетки
И на эту тему я уже высказывался. В лучшем случае, при помощи медикаментов (изредка и хирургического вмешательства) можно повлиять на те нарушения в организме, которые способны спровоцировать искажения в работе нервной системы. Но это будет касаться не смысла поведения, а лишь выраженности реакций. Иногда – конкретных форм поведения. Помните, я как-то упоминал про кошку с непроходящей охотой? Там вопрос действительно решился удалением кистозных яичников.
Но такие случаи крайне редки. Чаще всё-таки речь идёт об осмысленном поведении или о нервном возбуждении, возникающем в связи с конкретными событиями. А на это ни таблетки, ни удаление "проблемных" частей тела никак не влияют: это воздействие не "по существу", а фоновое, им невозможно "выключить" какие-то отдельные реакции.
Вроде, в этой статье я обхожусь без ярких примеров, и тогда уж стоило бы придерживаться этого стиля. Но не могу удержаться.
Недавно ко мне обратилась хозяйка немолодой овчарки с редкой, но характерной формой невроза: собака терзала свой хвост. Похожий случай я уже как-то описывал. Так вот, среди прочего, в обоих таких случаях айболиты от полного бессилия не находили ничего лучше, чем предложить отрезать хвост.
Ясное дело, что хвост в этом случае – не причина, а лишь объект аномального поведения. И его удаление не решило бы проблему, а только заставило бы её трансформироваться.
Вот точно так же, кроме того, что медицинские меры не действуют на #поведение адресно, они в подавляющем большинстве случаев и вовсе проблемы не решают. Я уже не раз говорил, что даже простейшие успокоительные не снимают #возбуждение , а лишь подавляют его проявления. Вам наверняка знакома эта моя фразочка: это ровно то же самое, что сбивать температуру аспирином. От симптомов мы на время избавимся, а инфекция всё равно никуда не денется.
Кроме того, постоянно "глушить" организм #таблетками – тоже никакой пользы, кроме вреда. Подавляющее большинство препаратов, мягко говоря, небезразличны для организма. Совершенно очевидно, что психотропные средства изменяют работу нервной системы – некоторые в определённых количествах способны компенсировать нехватку каких-то ресурсов, но большинство либо приводит к их повышенному расходу, либо откровенно токсичны. Собственно, всё есть яд, вопрос лишь в дозе. Причём они могут быть токсичны для нервной системы, нарушая её работу напрямую. В частности, подавляя проведение нервных импульсов, в том числе, необходимых. А другие (и таких немало!), метаболизируясь в печени, дают неприятные для организма продукты и зачастую в ней же и "оседают", становясь причиной системной интоксикации.
5. Особо модный в последнее время способ: игнорирование
Вот прямо даже не знаю, что об этом сказать. Ведь совершенно очевидно, что это ну совсем никак не изменит поведения подопечного.
Такой способ воздействия на поведение, как "нулевая реакция", у бихевиористов (если мне ни с кем не изменяет память, у Карен Прайор) описан. Но, чтобы он сработал, нужно иметь возможность наблюдать и анализировать результат своего поведения. Согласитесь, что в перевозбуждённом состоянии это представляет отдельную проблему. Думать, когда нервы и без того взвинчены, невозможно.
Зато отсутствие поддержки со стороны любимого хозяина и подсказок, как быть в сложной ситуации (помните, я говорил в начале, что причина "гиперактивности" – в нервной перегрузке из-за стресса?) только усилит напряжение. А если #хозяин делает так регулярно или ситуация окажется очень острой – это может привести и к разрыву отношений. Лохматый просто перестанет доверять человеку, восстановить их будет гораздо сложнее, чем сразу сделать то, что необходимо.
Как видите, ни один из этих способов толком не работает.
Они или вообще неэффективны, или лишь создают иллюзию решения проблемы. А в ряде случаев и напрямую вредят нервной системе и организму в целом.
А главное – ни один из этих способов не предназначен для того, чтобы привести питомца в равновесие "здесь и сейчас".
И что же тогда делать?
Я думал, статья будет довольно компактной: быстренько разгромлю все затеи, а потом скажу главное. А вон оно как вышло...
Конечно же, прежде всего нужно помнить о том, что приводит к перевозбуждению. В первую очередь, это разнообразные стрессовые нагрузки, связанные с неумением понять ситуацию. Значит, нужно всячески помогать четвероногому соображать: подсказывать,что делать, чтобы было спокойнее, а более благополучные моменты показывать, что есть что. Например, можно научить сопоставлять едущую по улице машину с той, что стоит во дворе и воняет выхлопом, но при этом не представляет опасности, если к ней не кидаться. И всякими другими образами компенсировать несообразительность зверя или, прямо скажем, пробелы в его развитии.
Но это путь долгий, не всегда и не в полном объёме им можно воспользоваться "здесь и сейчас". Что же делать, когда пёс или котофей начинают заводиться до потери сознательности?
Тут надо признаться, что я, конечно же, смешиваю разные проявления. Пса может "понести" на улице, как обезумевшую лошадь, если ему примерещится что-то жуткое; пёс или даже кошак может начать "нарезать круги", соответственно, по двору или по комнате – причём неважно, от радости или от усталости (чаще, правда, второе, да и радость в усталость переходит без труда); собака может начать жевать поводок и пытаться "вести" неизвестно куда своего хозяина; может просто разораться на ровном, казалось бы, месте... да мало ли, какие формы это может принимать! Для меня это всё одно. И важно, что соображать толком в этот момент собака или #кошка не в состоянии.
Так вот, лучше всего успокаивают простые и понятные, желательно ритмичные, действия. А если вспомнить, что самой главной (и непосредственной) формой нервной разрядки является движение, то практически всегда и всем может помочь размеренная ходьба. Тут бывает нужно изрядное терпение и хладнокровие: когда ноги несут куда глаза не глядят, взять движение под контроль может оказаться непросто. Зато, когда это получается – эффект просто поражает!
Да, как мне написали в комментарии, на первый взгляд это похоже на первый способ ("умотать"). Но существенная разница в том, что при этом способе и характер движения, и прочие нюансы должны контролироваться человеком и строго дозироваться, как лекарство. Важно добиться уравновешенного состояния и не дать снова "завестись" от чрезмерной активности.
Помогают также рутинные или заведомо хорошо знакомые действия. Так, если зверь устанет на сложном упражнении, мы переходим на что-то давным-давно изученное и понятное, что делается "одной левой", почти (!) без участия головы. В том числе, такие действия могут отвлечь и от внезапного испуга. Начните расчёсывать шерсть, когда подопечный напуган, или делать ещё что-то не очень приятное, но обыденное – и увидите, как испуг проходит.