Найти в Дзене
Грамматика легко

Человек как предмет философии

Философская антропология - природа и сущность человека. Что значат эти понятия? В античности остро стоял вопрос, какими правами обладает человек от природы. Что есть природа (фюзис), пайдея - то, что воспитывается. Натура (естественное) и культура (искуственное). ОТвет на вопрос, что здесь есстесвенное, то есть дарованное богом. Это должно быть в равной степени у всех. К этой традции, восходящей к античности, восходит представление о природе человека, как о чем-то устойчивом. Сотворенным богом, живой природой. Что-то устойчивое. Это представление сохранялось в плоть до 19-20 века. НО как отличить естественное от искуственного? Например, язык - естественное от искуственного. Нравственность - маленького ребенка надо учить, есть эволюция формирования нравственносит. Это все эволюционирует под естесвенным влиянием людей. Аристотель считал человека нравственным от природы. Но есть учения блаженного Августина, который считал, что человек рождается грешным. И вся его последующая судьба в исп

ресурс https://images.app.goo.gl/STS5LWRuhYyooCMF6
ресурс https://images.app.goo.gl/STS5LWRuhYyooCMF6

Философская антропология - природа и сущность человека. Что значат эти понятия?

В античности остро стоял вопрос, какими правами обладает человек от природы. Что есть природа (фюзис), пайдея - то, что воспитывается. Натура (естественное) и культура (искуственное). ОТвет на вопрос, что здесь есстесвенное, то есть дарованное богом. Это должно быть в равной степени у всех. К этой традции, восходящей к античности, восходит представление о природе человека, как о чем-то устойчивом. Сотворенным богом, живой природой. Что-то устойчивое. Это представление сохранялось в плоть до 19-20 века. НО как отличить естественное от искуственного?

Например, язык - естественное от искуственного. Нравственность - маленького ребенка надо учить, есть эволюция формирования нравственносит. Это все эволюционирует под естесвенным влиянием людей. Аристотель считал человека нравственным от природы. Но есть учения блаженного Августина, который считал, что человек рождается грешным. И вся его последующая судьба в исправлении этих грехов.

Чтобы описывать природу человека нам приходится пользоваться двумя категориями Аристотеля - категория потенциального и акутального в человеке. Иначе невозможно описать природу человека, иначе может возникнуть путанница. Потенциальное - то, что дано в виде некоторых предрасположенностей. Сейчас в анропологии пользуются терминой задатки. И уже в 18-19 веке уже активно пользовались этим термином. То есть задатки, это то, что в человеке есть потенциально. То же язык, у человека есть готовность научиться языку. Тогда человек легко сможет научиться речью. Если воздействия среды не будет, то так эти задатки ни во что не превратятся. Актуальные - это задатки, которые стали способностями, то есть уже реализованные. Задатки - это то, что мы относим к ествесвенному, а способности - это то, что реализовалось под влиянием среды, но на основе задатков.

Способности отчасти ествесвенные и искуственные.

Это был первый асепкт проблемы, второй аспект - это чем человеческая природа отличается от животных. Рассуждения начались еще со времен Др Греции. Платон дал определение человека - двуногое существо без перьев. То есть Платон пошел по определению исключения. То есть то, что отличает человека от птицы. Тогда Диоген кинул общипанную курицу к него ногам. Тогда Платон добавил еще про плоские ногти.

Когда мы пытаемся отличить, надо говорить о сущности. Кто дает нам считать человека человеком. Есть два направления - 1) Эссенциализм - представление согласна которому есть изначальная сущность. Через одну сущность. Человек - это существо разумное. Человек - это существо обладлающее чувством юмора. Человек - это говорящее животное. Человек - это свободное существо, способное создавать орудие труда. То есть выделяется субстанция. И через нее определяется все остальное.

2)Конструктивизм - нет никакой предзаданной сущности, мы эту сущность творчески конструируем. Также большую роль здесь играет среда.

В человеке нет ничего предзаданного, из человека можно сделать все, что угодно (констуктивисты), а эссенциалисты считают, что воспитание и воздействие среды никак неспособны повлиять на сущностное ядро в человеской природе.

Есть универсалии, которые мы находим почти у всех людей. Мышление, игра, труд - основные феномены человеческого бытия. НО если же мы берем конкретного человека, то есть инстрига, предрасказуемость. Как говорил Ницше - человек - это открытое существо. Если если в его жизнь детерминация, то она наверное не такая строгая, как в жизни животных. И поэтому можно говорить о непредсказуемости.

Раздел философии, в котором изучается данная проблематика, называется философской антропологией. Основной вопрос этого раздела - что такое человек?

Философия, в отличие от других наук о человеке (анатомии, психологии, педагогики и др.), рассматривает и постигает человека как целостное существо, многомерное и универсальное. Большое внимание проблеме человека уделялось в древнеиндийской и древнекитайской философии. Так, например, китайский философ Конфуций предложил следующие этические принципы поведения «идеального человека»: гуманность, человечность, любовь к людям.

В античной философии - человек рассматривался как составная часть космоса, мироздания. Для древнегреческого философа Сократа главный интерес представлял себе внутренний мир человека, Платон развил учение о человеке как о двойственном существе (душа + тело), где тело бренно, а душа бессмертна. Платон соотносил душу с идеей, Аристотель считал душу формой, а человека - существом «политическим», то есть существующим только в полисе, сообществе людей.

В средневековой христианской философии природа человека стала пониматься как трехчастная (тело + душа + дух), где духовность выступала как связь между Богом и человеком через любовь, веру, надежду, совесть. Христианство сформировало понимание сущности человека как свободной личности, находящейся в центре мировой истории, человек рассматривался как центр и высшая цель мироздания. История начиналась с грехопадения и должна согласно христианским взглядам закончиться спасением.

В эпоху Возрождения человек рассматривается как самостоятельный творец истории и окружающего мира, эта эпоха превратила живого человека в предмет культа, поклонения. Мыслители той поры провозгласили свободу человеческой личности, выступили против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение и удовлетворение всех потребностей. В это время утверждался антропоцентризм как особый тип философского мировоззрения, осуществлялся переход от религиозного к светскому пониманию человека.

Кризис эпохи Возрождения и переход к новому пониманию человека выразил религиозный философ, математик, писатель, физик Блез Паскаль, «Человек - всего лишь тростник, слабейшее из творений природы, но он - тростник мыслящий. Чтобы его уничтожить, вовсе не нужно, чтобы на него ополчилась вся Вселенная: довольно дуновения ветра, капли воды», подчеркнув его двойственность и противоречивость — человек самая ничтожная былинка в природе, но все-таки былинка мыслящая.

Эта мысль была развита в Новое время, в рамках которого специфика человека усматривается в его разуме, в мышлении, рациональности. Кант подчеркнул значение человека как субъекта познания, обладающего познавательными способностями: рассудком, способностью к суждению, разумом. Карл Маркс в рамках Нового времени внес свое понимание человека - суть каждого отдельного человека в его деятельности в обществе, отдельный человек есть «атом» общества, т.е. существо общественное, который состоит во многих общественных связях. Общество, с одной стороны, создается человеком, а с другой - формирует человека, социализирует его. Марксизм отстаивал тезис о социальной природе человека, утверждая, что все, что делает человека человеком, формируется социально (т.е. в социуме).

Последним изобретением философии Нового времени стал «сверхчеловек» Ницше, который провозгласил разум болезнью, заблуждением, омертвляющим человека. Человек у Ницше - существо волевое и страстное, стремящееся к лидерству, импровизирующее, выступающее против послушания и против слабости.

Философия XX в. продолжает поиск подлинности человека: феноменолог Гуссерль считает подлинной природой человека работу его сознания - образование эйдосов (идеи, сущности), понимание в соответствии с ними мира предметов, жизни; герменевты считают, что истинность человека в его существовании в мире, понимании мира, преодолении тайны вещей, явлений посредством языка и переживаний (заботы, страха, надежды на будущее); философы-аналитики считают человека существом, реализующим себя через язык и языковые способности; постмодернисты видят сущность человека в его бунте в поисках возвышенного против однообразия, скучного, коллективного, тоталитарного; Фрейд и его последователи считают человека существом, в котором бессознательное господствует над сознательным.

Автор: Анастасия А. Витвицкая