Глава 2
Всё под Небом познаётся как изящное. Прекрасное становится безобразным.
Познание прекрасного ведёт к пониманию причины небытия и бытия, тяжёлого и лёгкого, взаимосвязи длинного и короткого, изменения форм, последовательности звуков, посредством которого Совершенномудрый, практикуя недеяние и молчание, даёт возможность действовать десяти тясячам вещей, не отвергая жизнь, не действует, не создавая опору и не пребывая, остаётся неподвижным.
*Комментарий переводчика.
Всё сущее воспринимается в качестве произведения искусcтва, образующегося единством и борьбой противоположностей везде и во всём. Одно порождает другое, а вместе они неразделимы. В частности, небытие служит источником бытия и наоборот.
Понимание двойственности мира указывает на наличие причины, посредством которой движется мир.
Поскольку всё существует на основе этой закономерности, то Совершенномудрый не произносит слов, так как каждое есть образ, влияющий на весь мир, не суетится в поисках опоры и поддержки, давая возможность окружающей среде действовать самостоятельно. То есть по отношению к человеку мир действует наилучшим образом, как самодостаточная Сверхсистема.
В этой связи вполне уместно вспомнить высказывание Спасителя библейского народа.
«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их,»
Мф. 6:26
Выводы.
1. Основу Абсолюта составляет некая движущая творческая сила, проявляющаяся через единство и борьбу противоположностей везде и во всём.
2. Для человека интерес представляет то, что «небытие и бытие порождают друг друга”, то есть процесс имеет циклический характер.
3. Исходя из вышесказанного, Совершенномудрый не многословен и не суетлив, так как Абсолют сам всё устроит наилучшим образом.