Найти тему
Дракула исторический

Дракула и 300 сожжённых юношей. Почему эта история – клевета

Оглавление

Одной из причин появления ужасных историй о князе Владе Цепеше, историческом Дракуле, является конфликт этого князя с трансильванскими немцами во второй половине 1450-х годов. А одной из первых появилась история о том, как Дракула якобы сжёг 300 немецких юношей, которые приехали в его землю учить язык. Многие историки считают это реальным событием, хотя сюжет истории однозначно указывает на то, что она является вольным пересказом другой истории, гораздо более древней.

Вот так мыслил Дракула-Цепеш, если верить его врагам (Авторский коллаж на основе изображений из открытых источников)
Вот так мыслил Дракула-Цепеш, если верить его врагам (Авторский коллаж на основе изображений из открытых источников)

Клевета на основе библейского сюжета

В Средние века считалось, что время движется кругами, и что всё новое – это хорошо забытое старое. Как сказано в Библии: «Что было, то и будет... и нет ничего нового под солнцем». Именно поэтому в Средние века любили сравнивать нынешнюю жизнь с событиями из давней истории и, конечно же, из Библии.

Сравнение делалось и для того, чтобы внушить своей аудитории некую мысль. Например, жития святых основывались на параллелях с Евангелиями. Святой как будто повторял те чудеса, которые когда-то совершались Иисусом и апостолами, и это доказывало, что святой действительно свят.

Тот же принцип использован и в рассказах о Дракуле, но эти рассказы – антижитие. Поэтому Дракулу сравнивали не с апостолами и святыми, а с библейскими злодеями, таким образом доказывая, что Дракула и сам злодей.

История о Дракуле и 300 сожжённых юношах – яркий пример такого сравнения, поскольку в её основе лежит библейская история, известная как «история о трёх отроках в пещи огненной», а сам Дракула выступает в роли злого вавилонского царя Навуходоносора.

"Три отрока в пещи огненной". Византийская мозаика (Фото из открытых источников)
"Три отрока в пещи огненной". Византийская мозаика (Фото из открытых источников)

Даже присутствует некое созвучие в названиях государств, которыми правили Дракула и Навуходоносор. Дракула был князем Валахии, а Навуходоносор правил Вавилонским царством.

История шита белыми нитками

Историю о Дракуле и 300 сожжённых юношах сочинил в 1459 году политический противник Дракулы – Дан, который хотел отобрать у Дракулы престол, а пока что коротал время в Брашове, в Трансильвании.

История с сожжением была заимствована Даном из Библии, из Книги Даниила, где рассказывается о трёх еврейских юношах, которых вавилонский царь Навуходоносор II бросил в печь за то, что они отказались поклониться золотому идолу.

Чтобы очернить Дракулу, эта библейская история была адаптирована Даном под местные реалии, но адаптирована очень плохо. Поэтому мы и можем с уверенностью говорить, что история о Дракуле и 300 юношах вымышленная, то есть клевета.

В письме от 2 апреля 1459 года Дан рассказывает, как из трансильванского города Брашова в Валахию прибыло около 300 немецких юношей, которые якобы оказались казнены Дракулой:

Отдельных... юношей, которые ради овладения языком, о чём было условлено, в земле Трансальпийской (то есть Валашской) находились, всего числом триста или более, он уничтожил через сожжение.
Письмо Дана от 2 апреля 1459 года, где рассказывается о сожжении 300 юношей (Фото из открытых источников)
Письмо Дана от 2 апреля 1459 года, где рассказывается о сожжении 300 юношей (Фото из открытых источников)

И сразу возникает вопрос: что за язык изучали в Валахии (Румынской Стране) эти юноши? Румынский язык? Но во времена Дракулы это было затруднительно, потому что румынский язык не имел письменной формы. На нём только разговаривали, а записывали всё на старославянском.

Первые документы, где румынский (а точнее, старорумынский) язык зафиксирован на письме, датированы началом XVI века. И вот этот язык, который ещё окончательно не сформировался, брашовские юноши якобы изучали?

Иностранные языки учили по книгам, но книг на румынском во времена Дракулы как раз и не было (Средневековая миниатюра, изображающая учебный процесс; рисунок из открытых источников)
Иностранные языки учили по книгам, но книг на румынском во времена Дракулы как раз и не было (Средневековая миниатюра, изображающая учебный процесс; рисунок из открытых источников)

Если же юноши из Брашова хотели учить не румынский, а старославянский, то для этого не обязательно было ехать в Валахию.

Объяснение этой нестыковки мы находим в библейском тексте, где сказано, что еврейские юноши, которых по приказу царя Навуходоносора бросили в печь, до этого в течение трёх лет при царском дворе учились «книгам и языку халдейскому».

В Библии всё логично – еврейские юноши оказались в плену у вавилонян, в очередной раз подчинивших себе Израильское царство. Побеждённые евреи стали учить родной язык победителя – царя Навуходоносора II, а вот при переносе данной истории на валашскую (румынскую) почву вся логика потерялась. Юношам из Брашова учить родной язык Дракулы ни к чему.

Однако Дану, который стремился очернить Дракулу, это было не слишком важно. Главное, стала видна параллель между Дракулой и царём Навуходоносором II, а этот вавилонский царь, как известно, не раз совершал походы в Израильское царство, грабил, жёг, разорял эту землю и под конец даже разрушил Иерусалимский храм. В общем, бесчинствовал так же, как Дракула со своей армией «бесчинствовал» в Трансильвании, в том числе в окрестностях Брашова, двумя годами ранее.

Сочинитель не напрягал фантазию

В то самое время, когда Дан сочинял историю о жестоком обращении Дракулы с юношами из Брашова, в Брашове была весна. Примерно вот такая (Фото автора статьи)
В то самое время, когда Дан сочинял историю о жестоком обращении Дракулы с юношами из Брашова, в Брашове была весна. Примерно вот такая (Фото автора статьи)

Желанием Дана провести параллель с библейским злодеем объясняется и то, что Дракула в этой истории выбирает в качестве способа казни сожжение, хотя эта казнь для Валахии нетипична.

Дан вообще не напрягает фантазию и почти цитирует Библию. Например, в Библии сказано, что царь, услышав, что еврейские юноши отказываются поклониться золотому идолу, рассвирепел:

Тогда Навуходоносор исполнился ярости... и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали её.

А теперь взглянем в текст письма Дана:

К тому времени у него (Дракулы) пламенная страсть к жестокости ещё более сильным огнём разгорелась.

Думаю, ясно, зачем всё предложение в письме политического противника Дракулы напичкано «огненными» метафорами.

Примечательно, что для распространения этой выдуманной истории Дан сочинил два письма: одно на латыни, а спустя три дня – почти такое же на старославянском, чтобы о «злодее» Дракуле узнало как можно больше людей.

В старославянском варианте письма даже обыграно имя Дракулы, но для этого Дану пришлось использовать румынское слово «dracul». «Те дела совершил он истинно по наущению дьявола», – пишет Дан, а в оригинале это звучит как «истина научен от дракуле».

Письмо Дана на старославянском от 5 апреля 1459 года и та самаа фраза "истина научен от дракуле" (Фото из открытых источников)
Письмо Дана на старославянском от 5 апреля 1459 года и та самаа фраза "истина научен от дракуле" (Фото из открытых источников)

Наконец, само число юношей, оказавшихся в огне, перекликается с тем числом, которое указано в Библии. В Библии – 3, а в письмах Дана – 300. В письмах названо так много просто потому, что тройка жертв впечатляет совсем не так сильно, как три сотни.

Впоследствии немецкий поэт Михаэль Бехайм, сочинивший поэму «О злодее, который звался Дракула», увеличил это число ещё на сотню:

Казнил он голодранцев,
купцов и нищих, словом, всех,
и было много, как на грех,
там юных чужестранцев;
они учились языку,
но Дракул грозный начеку,
и по его приказу
сожгли приезжих тех господ,
не менее четырехсот,
в них усмотрев заразу.
«Волков не пустим в стадо. –
сам Дракул говорил про них, –
и соглядатаев чужих
стране моей не надо».
(Перевод В. Микушевича)

Конечно, Михаэль Бехайм прекрасно видел библейские отсылки, однако у Бехайма при сочинении поэмы была та же задача, что и у Дана, придумавшего эту историю. Требовалось представить Дракулу таким злодеем, каких давно не видел свет.

Автор статьи: Светлана Лыжина