Найти тему
Блокнот математика

Как устроен бридж

Игра "бридж" несколько вышла из моды, но иметь представление о ней полезно, я считаю. К тому же, есть много задач, связанных с этой игрой, или которые на примере бриджа удобно пояснять. Например, эта.

В этой заметке я кратенько расскажу, как играют в бридж, то есть правила игры. Речь о спортивном бридже, что само по себе часто рвет шаблон у несведующих: карты и спорт??!

https://u.livelib.ru/reader/Ptica_Alkonost/o/hizel1zu/o-o.jpeg
https://u.livelib.ru/reader/Ptica_Alkonost/o/hizel1zu/o-o.jpeg

Итак. За "столом" играют четыре человека, помеченные сторонами света: N, S, E, W. Сидящие напротив имеют общие интересы и образуют пару. Колода карт в 52 карты раздается полностью: по 13 карт каждому игроку.

Далее игроки строго по очереди делают некие заявки: это называется "торговля". О ней чуть дальше. В результате одна пара ("разыгрывающие") берет на себя некоторое обязательство ("контракт"), а вторая пара ("вистующие") стремится не дать его выполнить.

Один из вистующих делает ход, выложив одну карту на стол; один из разыгрывающих ("болван") кладет свои карты на стол на всеобщее обозрение и отдыхает. Его картами распоряжается партнер. Важно, что ходы делают все по очереди, просто болван делает то, что ему скажет разыгрывающий. Решения за обоих в разыгрывающей паре принимает только один игрок.

Ход - это выкладывание карты на стол всеми игроками по очереди. Обязательно класть карту той масти, что и первая. Если нет масти, можно класть любую (хоть козырь, хоть не козырь). Из четырех карт на столе формируется "взятка" (термин к коррупции не имеет отношения). Взятку забирает старшая карта исходной масти или старший козырь. Тот игрок, который взял взятку, делает следующий ход.

Так разыгрывается 13 взяток между двумя парами. Взятки у партнеров общие, но ход каждый делает сам: передать право хода партнеру нельзя, даже "болвану".

У одной пары всегда больше шести взяток. То, что свыше шести, и считается: "один" - это 7 взяток, "два" - 8, "шесть" - 12. Взятое парой обязательство и означает набрать как минимум столько взяток при данном козыре или без козыря.

Тот факт, что разыгрывающий видит карты партнера и распоряжается ими, дает ему преимущество. С другой стороны, ему надо набрать много взяток: как правило, восемь, девять, десять, иногда больше.

За выполнение контракта пара получает премию: за взятки, за сам контракт, за взятки сверх контракта. За невыполнение - штраф, за каждую недобранную взятку.

Важно, что штраф от контракта не зависит: сыграть "семь" без одной или "один" без одной стоит одинаково. Правда, "семь" без одной - это сыгранные "шесть" , а это большая премия вместо маленького штрафа.

А вот премия от контракта зависит, причем нелинейно: одни контракты намного дороже других. Причем даже на одном уровне: "три без козыря" намного больше, чем "три пики" (обязательство набрать 9 взяток с козырем пика), а "четыре пики" намного больше, чем "четыре трефы" и даже больше, чем "пять треф".

И иногда выгоднее сесть "без двух", чем дать противникам выполнить дорогой контракт.

Например, за "три без козыря" в так называемой "зоне" они получат 600 очков, а за "без двух" вы (тоже "в зоне") получите 200 очков штрафа.

Есть возможность повысить ставки особой заявкой: контрой. Если контракт под контрой, то премия за него выше и штрафы выше, да еще и прогрессирующие. Так, первая взятка стоит 200, вторая 300, третья тоже 300, а потом по 400. Так что "без двух" с целью сорвать противникам хороший контракт встанет вам, скорее всего, в 500 очков. Что все равно лучше, чем 600 у них.

Можно и ответно повысить ставки "реконтрой".

В итоге получается, что игра состоит из сдач, а каждая сдача делится на два этапа: торговлю и розыгрыш. И надо уметь хорошо торговаться , хорошо разыгрывать и хорошо "вистовать", то есть играть против разыгрывающего.

Если вы плохо торгуетесь, то мастерство розыгрыша/виста вам мало поможет: ну наберете вы 11 взяток в "два без козыря", это все равно дешевле, чем 9 взяток в "три без козыря". Ну или завалите вы врага без трех, но без контры это мелочи.

С другой стороны, если вы плохо разыгрываете, то мастерская торговля не спасет: надо не только ставить оптимальные контракты: надо их выигрывать. Аналогично и с вистом.

Торговля устроена просто: игрок называет, сколько взяток обязуется набрать (в паре с партнером) и с каким козырем (одна пика, три без козыря, семь бубен, шесть треф). Можно сказать "пас".

Контракт вступает в силу, если прозвучит три паса подряд. Поэтому, пока не спасует партнер, можно делать что угодно, приписывая заявкам любой смысл. Есть заявки со смыслом "у меня сильная карта", "сколько у тебя тузов?", "У меня либо один туз, либо три".

Заявки могут идти только в порядке возрастания: либо взяток надо заявить больше, либо масть старше. Старшинство мастей такое: трефа, бубна, черва, пика, "без козыря". Оно нужно только для торговли.

Контра и реконтра тоже заявки, и вступают в силу после трех пасов. Поэтому и их можно приспособить для своих целей - в тех ситуациях, когда "наказательный" смысл редко бывает нужен. Например, заявка "одна трефа" редко означает, что противник предлагает этот контракт играть, поэтому и контра на эту заявку должна означать что-то другое. Например, "у меня есть кое-какие карты, давай поищем что-нибудь сами".

Обычно торговля, если противники не вмешиваются, в переводе на обычный язык выглядит так:

  • У меня есть кое-какие сильные карты и пять карт в черве.
  • У меня есть три карты в черве, но карты так себе.
  • Совсем так себе или всё-таки что-то есть?
  • Что-то есть, играем четыре червы.

Или:

  • У меня отличные карты, расклад равномерный: нет "длинных мастей", в каждой хотя бы две карты.
  • А четверки в старших мастях (черва и пика) есть?
  • Есть в черве, про пику информацию не могу передать.
  • А пика есть?
  • Нет.
  • На "три без козыря" замахнуться не можем, пусть будет два.

Или:

  • У меня сильные карты, неравномерный расклад.
  • А у меня есть четверка пик, нет четверки червей.
  • Расскажи поподробнее.
  • Силы максимум, есть пятерка в бубне.
  • Отлично, а тузов сколько?
  • Один или три.
  • Великолепно, играем шесть пик.

А может быть и так:

  • У меня карты слабые, зато шесть карт в черве!
  • Неплохо, у меня тоже в черве есть немного, играем три червы; у врагов наверняка призовой контракт в пике или без козыря, но они его не найдут, ха-ха!

Или даже так:

  • У меня ничего нет вообще, слабая карта.
  • Так... противник тоже спасовал, и у меня карт нет. Зато семь мелких пик. Значит, вся сила у второго противника. Ну так надо ему осложнить жизнь... Играем три пики!

В спортивном бридже заявки делают, выкладывая специальные карточки на стол. А на серьезных турнирах еще и экраны есть, изолирующие партнеров друг от друга. Чтобы не передавалась нелегальная информация.

В одной из книг про Джеймса Бонда ("Мунрейкер") он обыгрывает (заранее подложив карты) шулера, спровоцировав его на высокие ставки (вне бриджа, просто пари) и семь треф под реконтрой. Семерик под реконтрой - это очень много. Правда, непонятно, почему он выбрал трефу, а не пику. В пике он бы получил еще больше. Но там, видимо, такие ставки были, что премия за очки особой роли не играла...

В одном из рассказов Моэма ("Санаторий") тоже есть такое: семерик под реконтрой ("с дублем и редублем" в переводе), после которого торжествующий старикан помер счастливым. Причем контракт был на редкость плохой.

Робберный бридж, в который играют на деньги, играется незамысловато: надо набрать сто очков за законтрактованные взятки, и пара попадает "в зону". Потом надо еще раз набрать сто очков.

Если противники в зону не вошли, премия за роббер побольше; если вошли, то поменьше.

"В зоне" выше премии за "дорогие" контракты и выше штрафы.

Теперь спортивный бридж.

Карты при розыгрыше не перемешиваются, и потом передаются на другой стол, где ими играет другая пара пар. И смотрят, кто сыграл лучше. Причем "зональность", кто в зоне, кто нет, просто написана на коробке. Это стартовые условия игры.

В матче в команде две пары; одна играет за первым столом на оси N-S, вторая за вторым столом на оси W-E. И наоборот. Разыгрывается сколько-то сдач, например 16, и смотрят, кто сыграл лучше и насколько.

Скажем, в первой сдаче N-S поставили и выиграли "три без козыря", получив 400 очков, а на другом столе этими же картами игроки W-E (из той же команды) заблокировали, выставив "четыре бубны" под контрой и набрали 8 взяток; они сели "без двух", что принесло им -300 очков. С точки зрения оси N-S: на одном столе ось получила 400, на другом 300. Команда заработала 100 очков.

В турнире столов много, и играется много сдач. Например, 32. Каждая пара играет все сдачи против разных пар. Для каждой сдачи получается много результатов (например, для оси N-S).

Например, одна пара сыграла три без козыря и получила 600 очков. Вторая не добрала взятки и получила -100. Против третьей играли противники и сели без двух: +500. Против четвертой тоже играли, но сели без одной: +200. Пятая пара не отважилась на три и выиграла два: 120. Третья тоже, но набрала девять взяток: 150.

Далее есть два варианта. В первом считается среднее по массиву результатов. В нашем примере это

(600-100+500+200+120+150)/6 = 245.

Отклонение от среднего и считается выигрышем пары: 355,-345 и так далее. Эти очки по специальной таблице переводятся в другие, IMP: таблица сглаживает большие выбросы. Так, и 20, и 40 очков это 1IMP, но 4000 - это 24IMP, а не 100. Наша первая пара получит 8IMP, а вторая - -8IMP.

В матче тоже используют IMP.

Второй вариант - это отсортировать массив по убыванию. За максимальный результат давать 100%, за минимальный 0%.

Разница в правилах очевидна. При игре на среднее набрать 30 лишних очков - это максимум 1IMP, рисковать ради него большого смысла нет: упущенный контракт стоит дорого: вместо 8 можно получить -8.

При игре на максимум же даже 10 очков могут сделать из рядового результата максимальный.

Когда-то торговля шла совсем просто: игроки просто называли свои "длинные" масти: чем сильнее карта, тем выше. В книге про Дж. Бонда именно так и торговали. Одна пика-четыре пики-шесть пик. Потом придумали много всякого, например, оценку по очкам. Туз - 4 очка, король - 3, дама - 2, валет - 1. Если очков на двоих 26 (иногда границу проводят по 25 или даже 24), то надо играть "гейм", то есть контракт с повышенной премией (это если законтрактованные взятки стоят 100 и более).

Было открыто (статистическое) "правило полного числа взяток": сумма взяток, которые наберут пары, играя свою лучшую масть, равно сумме длин этих мастей. Например, если у обеих пар есть масть с суммарной длиной 8 карт (сумма 16) и враги могут сыграть "две", то и вы можете сыграть "две". А если у вас 10 карт в лучшей масти (партнер заявил, что у него пять, а у вас тоже пять), при этом противники согласовали масть (то есть у них восемь на двоих), то если у них есть "четыре", а это гейм и очень вкусно, то у вас четыре будет "без двух", что для вас дешевле, чем их четыре. Правда, если у вас "без одной", то и у них "без одной", и это опасно... в общем, думать надо всегда.

Пришло понимание, что можно передать намного больше информации. Возникли системы торговли и "конвенции": договоренности, позволяющие через заявки что-то узнать или сообщить. Например, "Блэквуд": заявка "четыре без козыря", которая редко нужна как таковая, означает "а сколько у тебя тузов?" и на нее пасовать, разумеется, нельзя. Ответы могут быть такие: пять треф - нет тузов, пять бубен - один туз, пять червей - два туза, пять пик - три туза, пять без козыря - четыре туза. Но обычно играют более хитрые ответы. Узнав, сколько тузов у партнера, игрок принимает решение, какой контракт играть. Ставить шлем или отказаться.

Часто выгодно бывает заблокировать противников. Если у тебя много карт в масти, шесть или больше, а сильных карт (тузов, королей) мало, то можно заявить сразу "три пики", и помешать противникам передавать друг другу информацию. А наказать нас за это им не так просто.

Этот принцип был доведен до предела в системах слабых открытий, разработанных польскими бриджистами. Сейчас они уже опять редкость, так как на турнирах низкого уровня запрещены, а высококлассные бриджисты научились с ними бороться. В ССО пас означает сильную карту и партнер пасовать уже не имеет права. Одна бубна означает очень слабую карту и хоть немного, а портит жизнь противникам. Другие открытия означают что угодно, их цель - сообщить партнеру информацию, чтобы "отползти" с минимальным уроном, а противники так или иначе блокированы.

Есть система "Precision", доводящая до предела другую идею: одностороннего обмена информацией. Там можно точнейше узнать всё о партнере, и это позволяет не только выставить высокий контракт, но и отказаться от такового.

Всё это делает бридж чрезвычайно увлекательной игрой. Причем по-разному увлекательной. Можно пробовать разные системы, от простых до экзотических. Можно играть постоянной парой, оттачивая взаимопонимание. Можно менять партнеров, играя хорошо с любым напарником.

Есть такое высказывание, что в бридже нет слова "никогда". Никогда не бывает только одной вещи: чтобы козырный туз не взял взятки. Всё остальное, так или иначе, возможно.

Еще есть высказывание, что турниры бывают большие, очень большие, очень-очень большие и огромные. На больших в каждой сдаче кто-то ставил три без козыря. На очень больших в каждой сдаче ставили и выигрывали три без козыря. На очень-очень больших в каждой сдаче на каждой оси ставили, а на огромных - и ставили, и выигрывали.