Найти тему
ForPost-Афиша

«Барби»: сатира на современный мир в розовом цвете

Оглавление

Главная розовая кинопремьера года наконец вышла на больших экранах. Ещё до своего появления «Барби» успела навести в медиа настоящий бум: дефицит розовой краски, загадочный особняк, барби-fashion. Что ж, время ожидания закончилось! Пора обсудить, какой получилась картина о нелёгкой пластмассовой жизни самой лучшей девушки и… Кена.

Многообещающе!

Режиссёром и сценаристом истории кукол выступила Грета Гервиг. Она успела хорошо зарекомендовать себя такими картинами, как «Леди Бёрд» и «Маленькие женщины», и именно её видение помогло сделать «Барби» такой, какой её увидели зрители.

-2

В частности, взгляд Гервиг направлен шире того, что многие называют «повесточкой». В своей новой работе она весьма жёстко и не без ноты гротескности проходится по современным проблемам мужчин и женщин, и щедро снабжает это юмором, чтобы «Барби» не превратилась в триггер экзистенциального кризиса. Но обо всём по порядку.

Да, это просто Кен

Сюжет картины прост, пусть и слегка фантастичен. Все когда-либо выпущенные компанией «Мателл» куклы Барби (и не только) живут в некой стране Барбиленд, где каждый день идеален. Живёт там и Стереотипная Барби (Марго Робби) — классическое воплощение кукольной красавицы-блондинки.

-3

Жизнь Барби похожа на сказку: вместе с другими девушками она участвует в общественной жизни страны и веселится. Девичники, вручение Нобелевской и Пулитцеровской премий, встреча с Барби-Президентом, политические дебаты — ах, как насыщен событиями простой день куклы!

Но так весело живётся далеко не всем. В то время, пока Барби веселятся, Кены просто… ждут. Их жизнь невозможна без Барби, и они вынуждены жить в борьбе за мимолётное внимание от женского пола. И если из моего рассказа вам непонятно положение Кенов в Барбиленде, просто взгляните на постеры к фильму.

-4

«Ребят, а вы думаете о смерти?»

Однако счастье не может длиться вечно. В один ужасный день Стереотипная Барби встаёт не с той пластмассовой ноги: вафли сгорают, молоко прокисает, душ — холодный. Но это только цветочки. Барби зарабатывает «плоскостопие» — жуткую уродливую деформацию ног, при которой стопа не стоит на носочке.

Другие куклы подсказывают ей, что она сломалась, и советуют обратиться к «страшненькой» — так они называют одну из Барби за глаза, потому что её владелица играла с ней слишком сильно. «Страшненькая» живёт на самом отшибе Барбиленда, и, неспособная вернуть себе свою красоту, помогает сделать это другим куклам.

-5

Выясняется, что между Барбилендом и реальным миром появилась брешь. Именно сквозь неё в Стереотипную Барби проникли печальные мысли, плоскостопие, и, о боже, целлюлит. Чтобы вернуть себе свою идеальность, кукле нужно выйти в реальный мир, и вернуть уверенность своей владелице — некой девочке, которая играет с Барби.

«Обилие Барби решило гендерные проблемы»

К счастью или нет, в мир людей Барби попадает не одна. За ней увязывается Пляжный Кен (Райан Гослинг). Вместе они должны понять, что именно заставило владелицу грустить, ведь своим существованием куклы решили все проблемы и сделали всех девочек счастливыми. По крайней мере, в это верят сами Барби.

-6

Однако реальность сваливается на кукол отрезвляющей пощёчиной. Тут Барби чувствует себя небезопасно и уязвимо, и весьма быстро понимает в чём дело: в отличие от Барбиленда, здесь всем заправляют мужчины.

Понимает это и Кен, но ему такое положение дел приходится по вкусу. Поэтому, воспользовавшись возможностью (и восхитившись конями), он возвращается в Барбиленд, чтобы рассказать всем о новой идеологии — патриархате.

Ущемлённые и обиженные

И, пожалуй, слово «патриархат» воистину творит чудеса, потому что в России фильм выйдет ещё нескоро, а гневные рецензии о «ПОВЕСТОЧКЕ!!!» уже появляются. Что ж, обсудим, что с ней не так.

В своём фильме Грета Гервиг достаточно яркими, контрастными мазками рисует два противоположных мира — Барбиленд и Реальность. Каждый из этих миров идеально подходит для одного пола, но вообще не приспособлен для другого. Так, когда у Стереотипной Барби спрашивают: «А где вообще спят Кены?», она беззаботно отвечает «Я никогда об этом не думала».

-7

В то же время, в реальном мире куклу видят только как сексуальный объект: всюду её окружают мужчины, которые отвешивают пошлые «комплименты», предлагают переспать и шлёпают по заднице. Этакий гиперболизированный мир победившего патриархата и невероятного ущемления.

И именно это очень оскорбило некоторых рецензентов. В своих отзывах они назвали фильм «конформистким, рекламирующим куклы, зацикленным на женских проблемах и снятым только для девочек». Эти гневные потоки, на мой взгляд, и есть тот «нарыв», на который пыталась указать режиссёр.

-8

Слишком много слоёв иронии

Если взглянуть на «Барби» чуть глубже, чем на мир кукол и «страшного патриархата», то станет видно, что Грета Гервиг откровенно смеётся над абсурдностью современных взаимоотношений между полами.

Так, в фильме очень много мета-ироничных подколов. Оба мира буквально представляют собой стёбный набор клише: нечто розовое и слащавое против домогательств, скрытых унижений и «супер-мачо-мега-хаты». Всё это сдобрено щедрым слоем феминитивов, которые набьют оскомину даже самым либерально настроенным зрителям (лично меня добила «физикесса»).

Под всем этим скрывается вопрос: а комфортно ли вам самим жить в системе, где мужчины и женщины постоянно вынуждены бороться друг с другом? Разве не будет лучше, если права полов будут равными? Причём, сценаристке удаётся подать всё это в адекватной манере без радикальных взглядов и крайних позиций.

-9

«Тревожность, панические атаки и ОКР продаются отдельно»

Взаимоотношения женщин и мужчин — не единственная тема «на подумать» в фильме о куклах. Также Грета Гервиг напоминает, что именно «Маттел» серьёзно повлияли на самооценку маленьких девочек всего мира, подарив им шаблон, соответствовать которому невозможно.

Идеальная во всех смыслах Барби не смогла справиться с целью осчастливить детей, но подарила им неуверенность в себе, а порой и расстройства пищевого поведения. Эта мысль красной нитью проходит сквозь фильм, и не зря: ведь проблема недостижимых требований сидит в головах у многих людей.

-10

Затрагивает фильм и тему экзистенциальных поисков себя. Сперва Барби, а затем и Кен задаются вопросом «что определяет меня? Кто я?». И режиссёр даёт достаточно ясный ответ: «То, кто ты, определяешь ты сам. Не твоя девушка, не твой дом, и даже не твоя шуба».

Глаз радуется

Но от смысловой составляющей перейдём к визуальной. Барбиленд представляет собой невероятно интересное игрушечное розовое безумие, которое откликнется в сердце каждой женщины, девушки, девочки. Концепты «домиков мечты» взяты из разных эпох, как и сами куклы, поэтому в каждом отзываться будет что-то своё. Например, лёгкая ностальгия трогала моё сердце каждый раз, когда я видела на экране Барби-Русалочек.

Порадовали и исполнители второстепенных ролей: видно, что они не только отлично справились с ролями, но и от души повеселились. Среди кукол оказались Майкл Сера, Эмма Маки, Симу Лю, Дуа Липа, Шути Гатва, и даже рестлер Джон Сина.

-11

Впрочем, исполнить свою роль так, чтобы в будущем иметь шанс претендовать на Оскар, смог только Райан Гослинг. Пляжный Кен в его исполнении получился просто невероятным: смешной и немного глупый, но оттого не менее глубокий персонаж часто затмевал собой Барби в кадре.

Отдельный балл стоить накинуть за песенную составляющую: музыкальное сопровождение сделано на высшем уровне, и отлично передаёт атмосферу происходящего на экране. Но лучше всего — музыкальные номера от Райана Гослинга. Они вносят в фильм мотив мюзикла, но ровно столько, сколько его необходимо, чтобы это не приелось.

-12

Come on, Barbie, let’s go party

Резюмируя, Грете Гервиг удалось снять отличный фильм, под детскостью обложки которого скрываются весьма серьёзные вопросы и темы. Шутя и обыгрывая всё «на игрушках», картина смело разговаривает с взрослой аудиторией на темы, которые в мире кино обычно подымаются только с позиции одной из сторон.

Однако посмотреть «Барби» будет приятно и без вглядывания в иронии и смыслы — фильм полон отличных шуток всех сортов. Возможно, именно поэтому его хронометраж совсем не ощущается, и 2 часа пролетают, как одно мгновение.

Елена Фокина

Фото: brightspotcdn.com, vokrug.tv, tinkoffjournal.ru, parade.com, people.com, cnn.com, blogto.com, gq-magazine.co.uk, media-amazon.com, ruetir.com, mostmag.ru