Найти тему
Виктор Никитин

Йоко Оно - Жизнь в Дакота

Йоко Оно.
Йоко Оно.

Известие о том, что икона западной поп-культуры покидает легендарный многоквартирный дом в Верхнем Вест-Сайде, известный как Дакота Билдинг, который она определяла для целого поколения как жена, а потом вдова Джона Леннона, вызвало размышления о ее влиянии как жительницы этого дома в течение последних 50 лет на американскую культуру.
Многое в нью-йоркской недвижимости преходяще. Здания сносятся, а арендная плата повышается. Но в течение последних 50 лет существовала константа- Йоко Оно жила в Дакоте (слово "билдинг" буду в дальнейшем опускать для краткости). Она осталась в той же квартире даже после того трагического декабрьского вечера 1980 года, когда Джон Леннон был застрелен прямо на ее глазах у входа в здание.
В течение многих лет туристы и жители Нью-Йорка в равной степени отправлялись в центр города, надеясь мельком увидеть или получить шанс встретиться с художницей, певицей и нью-йоркской иконой контр-культуры. Присутствие Йоко Оно в этом здании поддерживало таинственность Дакоты - уже хорошо известной как желанный квартал для знаменитостей и артистов, после того как она и Леннон переехали в Дакоту, жилой комплекс в Верхнем Вест-Сайде (Upper West Side), в 1973 году.

К неудовольствию некоторых других жителей, пара в какой-то момент владела пятью квартирами в Дакоте, которые - в дополнение к тому, что они были их основным местом жительства - они использовали как гостевой дом, складское помещение и студию для Йоко Оно. Общая площадь только жилой площади и студии составляла почти 6000 квадратных футов, сообщал журнал New York magazine в 1996 году.
Истории о, по слухам, щедрых расходах пары распространялись в таблоидах и журналах, например, в одном сообщении за 1979 год сообщалось, что Оно и Леннон привезли японский чайный домик для своей квартиры на первом этаже, который они быстро вернули, поняв, что он слишком велик для этого помещения.

Йоко Оно и Джон Леннон переехали в Дакоту в 1973 году.
Йоко Оно и Джон Леннон переехали в Дакоту в 1973 году.

Согласно сообщениям, опубликованным ранее в этом году, после полувека эксцентричности, богатства и трагедий Йоко Оно решила переехать из Нью-Йорка на свою огромную ферму Кэтскиллс, которую она купила вместе с Ленноном еще в 1978 году. Для многих это означает, что потеряна еще одна связь со старым Нью-Йорком 60-х годов - тем, который наполнен элегантностью и гламуром, которым управляют художники и музыканты. Жители города и особенно художники испытывают чувство утраты, зная, что шансы увидеть Йоко Оно или мимолетно столкнуться с ней теперь равны нулю, и некоторые начали отдавать дань уважения ее пребыванию в Нью-Йорке в блогах и небольших изданиях.
Мысль о Нью-Йорке без Йоко Оно - также немыслима, как Нью-Йорк, в котором стало немного меньше волшебства.
Вот, что говорили об этом событии те, кто знал или сталкивался по жизни с Йоко Оно.

Писательница Лоррейн Даффи Меркл, узнав о переезде, написала на местном новостном сайте The West Side Spirit: “Я все еще живу с мыслью ”Нью-Йорк или никуда", но я должна признаться, что сейчас город уже совсем не тот".
Джули Лукас, жительница Дакоты, попечитель премии "Эмми":
"Я думаю, Йоко подарила Дакоте такую замечательную романтику”.
В начале 2000-х годов мисс Лукас случайно встретилась с Йоко Оно в лифте отеля "Дакота". Общение было мимолетным, но впечатляющим для Лукас, которая хорошо помнит его по сей день.

Джули Лукас продолжает:

“Когда мы приехали в Дакоту, это был единственный человек, которого я всегда надеялась увидеть - даже не поговорить, а просто увидеть”, - сказала 71-летняя миссис Лукас, которая была там на коктейльной вечеринке, организованной телеведущим Мори Повичем. “В ней было это удивительное спокойствие и ощущение радушия. Мы поговорили примерно 45 секунд о недавней выставке госпожи Оно, пока двери лифта не открылись и мы не разошлись в разные стороны. Это здание олицетворяло так много надежд 70-х и 80-х годов. А потом, когда Джон Леннон был убит, она стойко перенесла свое горе и осталась в том здании”.

Йоко Оно, которой в начале этого года исполнилось 90 лет, больше не участвует в интервью, сообщил ее представитель Эллиот Минц. Он сказал, что она “продолжает владеть своей квартирой в Дакоте” и добавил, что информация о местонахождении госпожи Оно держится в секрете по соображениям безопасности.

-3

Дакота Билдинг это здание средней этажности в готическом стиле расположено на 1-й Западной и 72-й улице, с видом на Центральный парк, и было построено застройщиком Эдвардом Кларком, который умер до его завершения в 1884 году. Все 65 квартир в комплексе были сданы в аренду еще до того, как открылись его двери. Как гласит популярная легенда, Верхний Вест-Сайд в то время был практически не востребован, поэтому название здания произошло от представления о том, что оно находилось так далеко от развитого центра Манхэттена, что с таким же успехом могло находиться в Дакоте, так утверждают многие путеводители и жители Нью-Йорка. Но в 1993 году "Таймс" сообщила, что Кларк хотел назвать свои проекты в честь новых штатов и территорий, которые говорили об “отменном вкусе” застройщика (он также предложил Монтана-плейс на Восьмой авеню и Айдахо-плейс на 11-й авеню, но они не прижились).

Хотя с самого начала здание было роскошным, но оно не всегда было самым дорогим - был период времени, когда арендная плата контролировалась, типа фикс-прайс, что привлекало творческих людей. Его дизайн соответствует уединенному образу жизни, к которому, естественно, стремились знаменитости; внутри находится почти квадратный внутренний двор, поэтому внутреннюю территорию не видно с улицы. Богато украшенный внешний вид и строгая охрана делают очевидным понимание, что это не то место, куда кто-либо может просто так зайти.
В 1968 году здесь снимался классический фильм ужасов “Ребенок Розмари”, и известность здания выросла. Если “Нью-Йорк считался столицей американского искусства, культуры и моды, то Дакота казалась столицей столицы”, - писал Стивен Бирмингем в своей книге 1979 года “Жизнь в Дакоте”.

Джон Леннон и Йоко Оно жили на 7-м этаже. План 7-го этажа.
Джон Леннон и Йоко Оно жили на 7-м этаже. План 7-го этажа.

Роберта Флэк, Грейдон Картер, Розмари Клуни, Леонард Бернстайн, Джуди Гарленд и Рудольф Нуреев были в длинном списке его известных жильцов. Чтобы попасть туда, нужно было нечто большее, чем слава и богатство - известное своей строгостью правление кооператива Дакоты отвергло Билли Джоэла, Мадонну и Шер по "моральным соображениям". Вот такие были времена...
Правление здания однажды помешало режиссеру-документалисту Альберту Мэйслзу, который также сотрудничал с Оно, продать свою квартиру актрисе Мелани Гриффит. Но все меняется и "все больше и больше правление домом уходит от творческих людей и переходят к людям, у которых просто есть деньги”, - сказал мистер Мэйслз в интервью Times в 2005 году.
И вот одно из недавних объявлений: "Сегодня в здании выставлена на продажу одна квартира площадью 6000 квадратных футов с пятью спальнями и девятью ванными комнатами на седьмом этаже. В ней есть своя отдельная студия, а цена по прейскуранту составляет 20 миллионов долларов."

О внутреннем интерьере квартиры Леннона публиковалось много фотографий, и те, кто не был внутри "Дакоты", смогли опосредованно ощутить как жили знаменитости благодаря рассказам и фотографиям. На одном домашнем снимке, сделанном рок-н-ролльным фотографом Бобом Груэном в 1975 году, Йоко и Джон удобно сидят в постели с раскрытыми журналами. На фото Леннон одет в халат, держит на руках их новорожденного сына Шона. В 1980 году Энни Лейбовиц сфотографировала Леннона обнаженным и свернувшимся калачиком, обхватившим руками голову Йоко и целующим ее в щеку. Позже она появилась на обложке журнала Rolling Stone, но всего через несколько часов после того, как было сделано это фото, Леннон был убит.

Мозаика Imagine как часть Strawberry Fields, мемориал Джона Леннона в Центральном парке
Мозаика Imagine как часть Strawberry Fields, мемориал Джона Леннона в Центральном парке
На следующий день после убийства Леннона у здания Дакота.
На следующий день после убийства Леннона у здания Дакота.

На другом снимке Груэна, сделанном в 1981 году, изображена Оно за работой, фотографирующая запачканные кровью очки Леннона для обложки альбома “Season of Glass”.
Жизнь Йоко Оно в Дакоте проходила в компании друзей и товарищей по творчеству.
До того, как Оно переехала туда, в 1966 году, мистер Мэйслз, документалист, который также жил в этом здании, и его брат сняли перформанс Оно “Отрезанный кусок”. В нем Оно пригласила зрителей подойти к ней и отрезать кусочек ее одежды.
Роберта Флэк, обладательница “Грэмми” за песню "Killing Me Softly", жила по соседству с Оно. В документальном фильме “Роберта” Шон Леннон сказал: “
Сначала я даже не думал о Роберте как об этой невероятной артистке и певице, она была просто действительно классной соседкой. Раньше мы называли ее тетя Роберта.”
“Мы были очень близки друг к другу, и наша кухня была соединена”, - сказала Оно в документальном фильме.

Эрика Белль слышала эти истории. Поэтому, когда Кит Харинг, друг Эрики, пригласил ее на ужин в квартиру Оно однажды дождливым вечером в 1980-х годах, она взвизгнула от восторга. “Я была одержима этим зданием, как и многие жители Нью-Йорка, в течение многих лет”, - сказала в интервью миссис Белль. “В нем было так много старого голливудского гламура 50-х”.
“Прийти в это здание и узнать, что я встречаюсь с Йоко, было как ”Счастливого Рождества" и "С днем рождения" в одном флаконе", - сказала миссис Белль, совладелица ночного клуба Lucky Strike и модель. Эрика Белль также была танцовщицей у Мадонны, которая, по ее словам, пришла с ней в "Дакоту" в тот памятный вечер.
Первое, что отметила Эрика, это то, что коридоры были такими широкими, что там можно было проехать на машине.

Меню ужина было простым, приготовленным на вынос в китайском ресторане, но изюминкой вечера стала экскурсия по апартаментам, где гидом была сама Оно. “Она взяла меня за руку — даже когда я говорю это сейчас, у меня мурашки бегут по коже — и спросила: ”Хочешь посмотреть квартиру?""
Конечно, да. То, что ей больше всего запомнилось из этой интимной прогулки, было не произведением искусства или дорогим предметом мебели, а ванной комнатой. “
Йоко повела меня посмотреть эту ванную, и она сказала, что оставила ее такой же, как в день убийства Джона”, - сказала мисс Белль. “Она такая как была. Я не прикасалась к ней”. И это было очень трогательно".

До того, как Оно стала ассоциироваться с гламурной жизнью Дакоты, она жила в центре города, где стала пионером концептуального искусства.
Переехав из Японии в начале 1950-х годов, Оно поступила в колледж Сары Лоуренс в пригороде к северу от Нью-Йорка. Она бросила учебу в 1956 году, а затем переехала в город. Многие из мест, где она жила и проводила время, стали местами встреч художников и теперь являются неофициальными достопримечательностями арт-сцены в центре города. В начале 1960-х годов в своей мастерской на Чемберс-стрит она организовывала концерты с композитором Ла Монт Янгом. Он дал серию концертов на Чемберс-стрит, в которых приняли участие Джон Кейдж, Пегги Гуггенхайм и Марсель Дюшан.
Йоко Оно размышляла о том времени в своей жизни.

"К тому времени я уже знала нескольких человек. И я поняла, что все эти люди создают музыку, но им негде представить свои работы. И я сказала, знаете, я думаю, было бы отличной идеей, если бы мы создали место, где все мы могли бы послушать нашу музыку”.

Мастерская на Чемберс-стрит находилась далеко - в городских кварталах и, по сути, -далеко от Дакоты. Это была квартира с холодной водой только и без отопления. Зимой там было холодно. И даже не было электричества.

Йоко и Леннон встретились на выставке Йоко.
Йоко и Леннон встретились на выставке Йоко.

Йоко и Джон познакомились в 1966 году на выставке ее работ в Лондоне - у нее была работа под названием “Яблоко”, на которой было изображено настоящее яблоко, и Леннон подошел и откусил от него кусочек.
Вскоре пара переехала на Бэнк-стрит, 105, которая теперь увековечена на картах Google как “Первый нью-йоркский дом Джона Леннона”. Они жили там с 1971 по 1973 год, когда они, как Plastic Ono Band, выпустили альбом ”Some Time in New York City".

После полувека проживания Оно в "Дакоте" и еще дольше в Нью-Йорке в целом жители Нью-Йорка преисполнены ностальгии, меланхолии и благодарности за то, как она по-разному формировала город и их жизнь в нем.
Для многих людей Оно навсегда останется частью Нью-Йорка. Писатель Филлип Уорд, который в этом году организовал публичное празднование 90-летия Йоко Оно, думает о художнице каждый раз, когда проходит мимо "Дакоты".
“Я всегда поднимаю глаза, просто улыбаюсь и говорю: ”Спасибо", - сказал он.
Оно тоже вспоминала о своем пребывании в Нью-Йорке.
“Нью-Йорк для меня как старый друг. У него есть свои настроения”, - писала Оно в 2017 году. “И я знаю их все”.

Йоко Оно
Йоко Оно

====================

Вот такая получилась заметка - теплая и приятная, с некоторым оттенком ностальгии.

И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц