Известие о том, что икона западной поп-культуры покидает легендарный многоквартирный дом в Верхнем Вест-Сайде, известный как Дакота Билдинг, который она определяла для целого поколения как жена, а потом вдова Джона Леннона, вызвало размышления о ее влиянии как жительницы этого дома в течение последних 50 лет на американскую культуру.
Многое в нью-йоркской недвижимости преходяще. Здания сносятся, а арендная плата повышается. Но в течение последних 50 лет существовала константа- Йоко Оно жила в Дакоте (слово "билдинг" буду в дальнейшем опускать для краткости). Она осталась в той же квартире даже после того трагического декабрьского вечера 1980 года, когда Джон Леннон был застрелен прямо на ее глазах у входа в здание.
В течение многих лет туристы и жители Нью-Йорка в равной степени отправлялись в центр города, надеясь мельком увидеть или получить шанс встретиться с художницей, певицей и нью-йоркской иконой контр-культуры. Присутствие Йоко Оно в этом здании поддерживало таинственность Дакоты - уже хорошо известной как желанный квартал для знаменитостей и артистов, после того как она и Леннон переехали в Дакоту, жилой комплекс в Верхнем Вест-Сайде (Upper West Side), в 1973 году.
К неудовольствию некоторых других жителей, пара в какой-то момент владела пятью квартирами в Дакоте, которые - в дополнение к тому, что они были их основным местом жительства - они использовали как гостевой дом, складское помещение и студию для Йоко Оно. Общая площадь только жилой площади и студии составляла почти 6000 квадратных футов, сообщал журнал New York magazine в 1996 году.
Истории о, по слухам, щедрых расходах пары распространялись в таблоидах и журналах, например, в одном сообщении за 1979 год сообщалось, что Оно и Леннон привезли японский чайный домик для своей квартиры на первом этаже, который они быстро вернули, поняв, что он слишком велик для этого помещения.
Согласно сообщениям, опубликованным ранее в этом году, после полувека эксцентричности, богатства и трагедий Йоко Оно решила переехать из Нью-Йорка на свою огромную ферму Кэтскиллс, которую она купила вместе с Ленноном еще в 1978 году. Для многих это означает, что потеряна еще одна связь со старым Нью-Йорком 60-х годов - тем, который наполнен элегантностью и гламуром, которым управляют художники и музыканты. Жители города и особенно художники испытывают чувство утраты, зная, что шансы увидеть Йоко Оно или мимолетно столкнуться с ней теперь равны нулю, и некоторые начали отдавать дань уважения ее пребыванию в Нью-Йорке в блогах и небольших изданиях.
Мысль о Нью-Йорке без Йоко Оно - также немыслима, как Нью-Йорк, в котором стало немного меньше волшебства.
Вот, что говорили об этом событии те, кто знал или сталкивался по жизни с Йоко Оно.
Писательница Лоррейн Даффи Меркл, узнав о переезде, написала на местном новостном сайте The West Side Spirit: “Я все еще живу с мыслью ”Нью-Йорк или никуда", но я должна признаться, что сейчас город уже совсем не тот".
Джули Лукас, жительница Дакоты, попечитель премии "Эмми": "Я думаю, Йоко подарила Дакоте такую замечательную романтику”.
В начале 2000-х годов мисс Лукас случайно встретилась с Йоко Оно в лифте отеля "Дакота". Общение было мимолетным, но впечатляющим для Лукас, которая хорошо помнит его по сей день.
Джули Лукас продолжает:
“Когда мы приехали в Дакоту, это был единственный человек, которого я всегда надеялась увидеть - даже не поговорить, а просто увидеть”, - сказала 71-летняя миссис Лукас, которая была там на коктейльной вечеринке, организованной телеведущим Мори Повичем. “В ней было это удивительное спокойствие и ощущение радушия. Мы поговорили примерно 45 секунд о недавней выставке госпожи Оно, пока двери лифта не открылись и мы не разошлись в разные стороны. Это здание олицетворяло так много надежд 70-х и 80-х годов. А потом, когда Джон Леннон был убит, она стойко перенесла свое горе и осталась в том здании”.
Йоко Оно, которой в начале этого года исполнилось 90 лет, больше не участвует в интервью, сообщил ее представитель Эллиот Минц. Он сказал, что она “продолжает владеть своей квартирой в Дакоте” и добавил, что информация о местонахождении госпожи Оно держится в секрете по соображениям безопасности.
Дакота Билдинг это здание средней этажности в готическом стиле расположено на 1-й Западной и 72-й улице, с видом на Центральный парк, и было построено застройщиком Эдвардом Кларком, который умер до его завершения в 1884 году. Все 65 квартир в комплексе были сданы в аренду еще до того, как открылись его двери. Как гласит популярная легенда, Верхний Вест-Сайд в то время был практически не востребован, поэтому название здания произошло от представления о том, что оно находилось так далеко от развитого центра Манхэттена, что с таким же успехом могло находиться в Дакоте, так утверждают многие путеводители и жители Нью-Йорка. Но в 1993 году "Таймс" сообщила, что Кларк хотел назвать свои проекты в честь новых штатов и территорий, которые говорили об “отменном вкусе” застройщика (он также предложил Монтана-плейс на Восьмой авеню и Айдахо-плейс на 11-й авеню, но они не прижились).
Хотя с самого начала здание было роскошным, но оно не всегда было самым дорогим - был период времени, когда арендная плата контролировалась, типа фикс-прайс, что привлекало творческих людей. Его дизайн соответствует уединенному образу жизни, к которому, естественно, стремились знаменитости; внутри находится почти квадратный внутренний двор, поэтому внутреннюю территорию не видно с улицы. Богато украшенный внешний вид и строгая охрана делают очевидным понимание, что это не то место, куда кто-либо может просто так зайти.
В 1968 году здесь снимался классический фильм ужасов “Ребенок Розмари”, и известность здания выросла. Если “Нью-Йорк считался столицей американского искусства, культуры и моды, то Дакота казалась столицей столицы”, - писал Стивен Бирмингем в своей книге 1979 года “Жизнь в Дакоте”.
Роберта Флэк, Грейдон Картер, Розмари Клуни, Леонард Бернстайн, Джуди Гарленд и Рудольф Нуреев были в длинном списке его известных жильцов. Чтобы попасть туда, нужно было нечто большее, чем слава и богатство - известное своей строгостью правление кооператива Дакоты отвергло Билли Джоэла, Мадонну и Шер по "моральным соображениям". Вот такие были времена...
Правление здания однажды помешало режиссеру-документалисту Альберту Мэйслзу, который также сотрудничал с Оно, продать свою квартиру актрисе Мелани Гриффит. Но все меняется и "все больше и больше правление домом уходит от творческих людей и переходят к людям, у которых просто есть деньги”, - сказал мистер Мэйслз в интервью Times в 2005 году.
И вот одно из недавних объявлений: "Сегодня в здании выставлена на продажу одна квартира площадью 6000 квадратных футов с пятью спальнями и девятью ванными комнатами на седьмом этаже. В ней есть своя отдельная студия, а цена по прейскуранту составляет 20 миллионов долларов."
О внутреннем интерьере квартиры Леннона публиковалось много фотографий, и те, кто не был внутри "Дакоты", смогли опосредованно ощутить как жили знаменитости благодаря рассказам и фотографиям. На одном домашнем снимке, сделанном рок-н-ролльным фотографом Бобом Груэном в 1975 году, Йоко и Джон удобно сидят в постели с раскрытыми журналами. На фото Леннон одет в халат, держит на руках их новорожденного сына Шона. В 1980 году Энни Лейбовиц сфотографировала Леннона обнаженным и свернувшимся калачиком, обхватившим руками голову Йоко и целующим ее в щеку. Позже она появилась на обложке журнала Rolling Stone, но всего через несколько часов после того, как было сделано это фото, Леннон был убит.
На другом снимке Груэна, сделанном в 1981 году, изображена Оно за работой, фотографирующая запачканные кровью очки Леннона для обложки альбома “Season of Glass”.
Жизнь Йоко Оно в Дакоте проходила в компании друзей и товарищей по творчеству.
До того, как Оно переехала туда, в 1966 году, мистер Мэйслз, документалист, который также жил в этом здании, и его брат сняли перформанс Оно “Отрезанный кусок”. В нем Оно пригласила зрителей подойти к ней и отрезать кусочек ее одежды.
Роберта Флэк, обладательница “Грэмми” за песню "Killing Me Softly", жила по соседству с Оно. В документальном фильме “Роберта” Шон Леннон сказал: “Сначала я даже не думал о Роберте как об этой невероятной артистке и певице, она была просто действительно классной соседкой. Раньше мы называли ее тетя Роберта.”
“Мы были очень близки друг к другу, и наша кухня была соединена”, - сказала Оно в документальном фильме.
Эрика Белль слышала эти истории. Поэтому, когда Кит Харинг, друг Эрики, пригласил ее на ужин в квартиру Оно однажды дождливым вечером в 1980-х годах, она взвизгнула от восторга. “Я была одержима этим зданием, как и многие жители Нью-Йорка, в течение многих лет”, - сказала в интервью миссис Белль. “В нем было так много старого голливудского гламура 50-х”.
“Прийти в это здание и узнать, что я встречаюсь с Йоко, было как ”Счастливого Рождества" и "С днем рождения" в одном флаконе", - сказала миссис Белль, совладелица ночного клуба Lucky Strike и модель. Эрика Белль также была танцовщицей у Мадонны, которая, по ее словам, пришла с ней в "Дакоту" в тот памятный вечер.
Первое, что отметила Эрика, это то, что коридоры были такими широкими, что там можно было проехать на машине.
Меню ужина было простым, приготовленным на вынос в китайском ресторане, но изюминкой вечера стала экскурсия по апартаментам, где гидом была сама Оно. “Она взяла меня за руку — даже когда я говорю это сейчас, у меня мурашки бегут по коже — и спросила: ”Хочешь посмотреть квартиру?""
Конечно, да. То, что ей больше всего запомнилось из этой интимной прогулки, было не произведением искусства или дорогим предметом мебели, а ванной комнатой. “Йоко повела меня посмотреть эту ванную, и она сказала, что оставила ее такой же, как в день убийства Джона”, - сказала мисс Белль. “Она такая как была. Я не прикасалась к ней”. И это было очень трогательно".
До того, как Оно стала ассоциироваться с гламурной жизнью Дакоты, она жила в центре города, где стала пионером концептуального искусства.
Переехав из Японии в начале 1950-х годов, Оно поступила в колледж Сары Лоуренс в пригороде к северу от Нью-Йорка. Она бросила учебу в 1956 году, а затем переехала в город. Многие из мест, где она жила и проводила время, стали местами встреч художников и теперь являются неофициальными достопримечательностями арт-сцены в центре города. В начале 1960-х годов в своей мастерской на Чемберс-стрит она организовывала концерты с композитором Ла Монт Янгом. Он дал серию концертов на Чемберс-стрит, в которых приняли участие Джон Кейдж, Пегги Гуггенхайм и Марсель Дюшан.
Йоко Оно размышляла о том времени в своей жизни.
"К тому времени я уже знала нескольких человек. И я поняла, что все эти люди создают музыку, но им негде представить свои работы. И я сказала, знаете, я думаю, было бы отличной идеей, если бы мы создали место, где все мы могли бы послушать нашу музыку”.
Мастерская на Чемберс-стрит находилась далеко - в городских кварталах и, по сути, -далеко от Дакоты. Это была квартира с холодной водой только и без отопления. Зимой там было холодно. И даже не было электричества.
Йоко и Джон познакомились в 1966 году на выставке ее работ в Лондоне - у нее была работа под названием “Яблоко”, на которой было изображено настоящее яблоко, и Леннон подошел и откусил от него кусочек.
Вскоре пара переехала на Бэнк-стрит, 105, которая теперь увековечена на картах Google как “Первый нью-йоркский дом Джона Леннона”. Они жили там с 1971 по 1973 год, когда они, как Plastic Ono Band, выпустили альбом ”Some Time in New York City".
После полувека проживания Оно в "Дакоте" и еще дольше в Нью-Йорке в целом жители Нью-Йорка преисполнены ностальгии, меланхолии и благодарности за то, как она по-разному формировала город и их жизнь в нем.
Для многих людей Оно навсегда останется частью Нью-Йорка. Писатель Филлип Уорд, который в этом году организовал публичное празднование 90-летия Йоко Оно, думает о художнице каждый раз, когда проходит мимо "Дакоты". “Я всегда поднимаю глаза, просто улыбаюсь и говорю: ”Спасибо", - сказал он.
Оно тоже вспоминала о своем пребывании в Нью-Йорке.
“Нью-Йорк для меня как старый друг. У него есть свои настроения”, - писала Оно в 2017 году. “И я знаю их все”.
====================
Вот такая получилась заметка - теплая и приятная, с некоторым оттенком ностальгии.
И как всегда, спасибо вам за ваше внимание. Подписывайтесь, присоединяйтесь к нашему сообществу - впереди еще много разных статей о нашей музыке.