Указательный жест - один из основных навыков неговорящего ребенка. Маленький ребёнок начинает тыкать пальчиком, показывать рукой еще до года.
Так вот отсутствие или внезапная пропажа указательного жеста как раз характерна для детей с аутизмом.
Для тех, кто впервые случайно попал на канал. Я - мама дочери с аутизмом. Ей уже 16 лет. Здесь не история успеха. Нет инструкций как вылечить или руководств как заниматься. Просто пишу о наших буднях, мои наблюдения и рассуждения, а также отвечаю на ваши вопросы.
Папа не сбежал.
Очень часто меня спрашивают, а как было у дочери с указательным жестом в детстве. И вот это как раз тот момент, когда я плохо помню что было в самом раннем детстве. Был ли он в классическом понимании или сразу его не было или он видоизменился.
То, что я помню точно - это то, что помимо того, что дочь перестала откликаться на имя и потом я обратила внимание, что дочь, если ей что-то нужно, то берет мою руку и показывает ею на то, что ей нужно.
В этом была одна из разниц в развитии между сыном и дочерью - он, даже не разговаривая, показывал своим пальцем и смотрел мне в глаза, ожидая ответа. А дочь показывала моей рукой и не смотрела на меня, ожидая ответ.
Так про указательный жест сейчас - ему пришлось ребенка обучать. Учить, чтоб показывала своим пальцем, а не брала руку взрослого. Но и сейчас она не особо им пользуется, а по-прежнему пытается брать руку взрослого и ею показывать.
Сейчас и давно уже приходится каждый раз убирать свою руку и говорить ей "Покажи своим пальцем" и она показывает (причём показывает не указатльным пальцем, а средним).
У меня такое чувство, что дочь по жизни делает все, чтоб избежать напрягающих её действий. Почему вообще у людей с аутизмом нет указательного жеста? Ну это же не всегда значит, что их ничего не интересует или они не хотят показать на что-то. Дочь мою интересует многое и именно с помощью указательного жеста она задает "вопросы", если можно так сказать. Нормотипичный ребенок маленький делает как? Сужу по сыну, когда он был маленький. Тыкает пальчиком в книжку на картинку и смотрит на тебя, мол, что это? И ты ему отвечаешь что это. Ребенок рад и продолжает тыкать дальше о книжке. Дочь делает так до сих пор. Именно так она "задает вопрос" или показывает желаемое.
Избегать указательного жеста ей в свое время помог навык чтения. Правильно, зачем показывать пальцем что-то на полке магазина, если можно прочитать и назвать? С одной стороны - такой навык тоже хорошо, это минус нервы и истерика, ведь она научилась чётко говорить что ей нужно. С другой - пользоваться указательным жестом стало не нужно в этой ситуации.
Попросишь - покажет пальцем. Не попросишь - берет твою руку и показывает ею. Хотя, если просить показывать "а где то? а где это?", то она будет показывать своим пальцем. Но это на занятиях, а в быту то это нафига? (это я сейчас как бы от её лица рассуждаю). Зачем указательный жест, если она сама может взять из холодильника, со стола, с полки магазина то, что ей нужно.
Так что, что я могу сказать - да, аутистам это свойственно - отсутствие указательного жеста. Но это не обязательно, что его нет, как я понимаю.