Здравствуйте, уважаемые подписчики нашего канала и все, кто случайно заглянул! Это мы – две дамы на "Дастере", с нами собака.
Лето 2023 года наконец-то обозначилось долгожданным отпуском, из которого мы привезли огромное количество материала! Но обо всём по порядку.
День 3. Экскурсии по Кологриву и окрестностям.
Продолжение, начало можно посмотреть здесь.
Выехав из деревни Шаблово мы отправились в соседнее село Илешево, по пути не переставая восхищаться потрясающей природой этих удивительных мест. Красавица река Унжа, извилистая, своенравная, величественно несёт свои воды между дремучими лесами южной тайги.
В некоторых местах к реке есть удобный спуск и тогда она ласково манит шелестом волн окунуться в её прозрачную, манящую воду. Примечательная особенность Унжи - поскольку ранее по ней интенсивно проводился сплав леса, на многих участках до сих пор встречается большое количество топляка, то есть затонувших брёвен .
Ну а мы знакомимся с достопримечательностями Илешево. Здесь нас заинтересовала церковь Николая Чудотворца - кирпичное здание в стиле классицизма, построенное прихожанами в 1831 году. Здание представляет собой квадратный четверик, завершённый треугольными фронтонами и четырёхскатной крышей с одной главой-луковкой. Была закрыта в 30-е годы прошлого века. В конце 2000-х годов начаты восстановительные работы и сегодня церковь является действующей.
Рядом с храмом Николая Чудотворца расположена Ильинская церковь, её судьба более трагична. Она была построена чуть ранее, в 1796 году в стиле провинциального барокко и славилась своими изумительными по красоте фресками. Их создал уроженец Шаблово крепостной крестьянин, художник-самоучка Сила Иванов во второй половине 19 века. В начале 20-х годов прошлого века церковь закрыли, иконостас и колокольню уничтожили, а священников расстреляли. Сохранились документальные свидетельства того, что некий красный комиссар, желая доказать жителям деревни, что "Бога нет!" вдруг начал палить из нагана по святым, изображенным на фресках. Что двигало этим человеком, откуда шла такая ненависть к в общем-то ни в чем не повинным образам, история умалчивает. Однако факт остаётся фактом - спустя некоторое время уникальные фрески со следами пуль были покрыты толстым слоем штукатурки, а здание церкви превратили в соляной склад. На сегодняшний день состояние храма практически аварийное, он необратимо разрушается и через несколько лет ни его, ни уникальные фрески уже будет не спасти.
Немного в отдалении от храмового комплекса находится здание Музея сохранённой памяти Верхнеунжья - отрывшийся относительно недавно историко-краеведческий и культурный объект, в котором собраны документы и предметы, отражающие культуру, быт и промыслы, существовавшие на территории Верхнеунжья от мезолита и неолита до начала 20 века, а также захватывающие советский период до 1970-х годов. Идейный вдохновитель и организатор музея – член костромского отделения Русского Географического общества, профессор П.В. Романец. Посетить музей можно бесплатно и в любой день, но по предварительной договоренности не менее чем за сутки. Мы в него, к сожалению, не попали.
Еще обратили внимание на Поклонный крест-памятник, он был установлен в прошлом году 22 июня в День Памяти и Скорби. Его создание - полностью инициатива местных жителей.
Последним, что мы решили посетить в Илешево, была могила Ефима Честнякова, расположенная на небольшом сельском кладбище. Именно здесь его похоронили в 1961 году. По свидетельству очевидцев, гроб с телом великого земляка односельчане художника несли на руках от деревни Шаблово до места его последнего упокоения, а это чуть больше 10 километров.
И только мы собрались возвращаться в Кологрив, как вдруг нас совершенно неожиданно, но очень настойчиво, пригласили в дом поэта Владимира Леоновича. Отказать было неудобно и мы согласились.
А потом так увлеклись беседой, что не заметили, как пролетело 1,5 часа! С творчеством местного поэта Владимира Леоновича мы, конечно же, не были знакомы. Годы его активной творческой деятельности пришлись на 1960-80, когда он, уроженец Костромы, жил и работал в Москве. В 90-х годах он вернулся в город детства, а в начале 2000-х уехал жить в Кологривский район, в это село. Его стихотворения в чём то схожи с лирикой Некрасова, Леонович точно также с пронзительной прямотой говорит о своих личных страданиях от разрушения природы и лесов, уничтожения церквей и монастырей, сожжения архивов, о лишённой идеалов молодёжи.
Но знаете, меня поразило другое. То, с каким трепетом его земляки хранят память о нём! В глухой, заброшенной костромской деревне, в простом деревянном доме устраиваются поэтические вечера, собираются единомышленники и поклонники творчества поэта, люди, которые его знали лично. Нам проводила экскурсию супруга поэта, женщина, которой далеко за шестьдесят, но у неё такая жажда жизни! Такие грандиозные планы, проекты, задумки! Я просто поражаюсь, как сильна духом русская деревня. Это реально другой мир, другая жизнь, настоящая, глубокая, творческая...
Мы возвращались в Кологрив со смешанными чувствами. За один день мы узнали об этом удивительном крае столько, сколько не знали и за всю жизнь. Здесь живут очень самобытные, очень открытые, душевные люди, которые невероятно гордятся своей малой родиной и любят её вопреки всему. И тому, что нет дорог, ведь Кологривский край окружен тайгой и в город ведёт единственная автомобильная трасса, которая в нём же и заканчивается. И тому, что сам город тихо угасает, потому что молодёжь, не видя здесь будущего, уезжает в областной центр да в соседние крупные города. Но не смотря на это, люди продолжают жить, мечтать и верить, что когда-нибудь в Кологриве настанет эра милосердия, добра и духовной чистоты, как и хотел самобытный крестьянский художник Ефим Честняков, проживший жизнь в глухой кологривской деревне, но с целой вселенной в сердце.
Хочу поблагодарить нашего экскурсовода Эмиля за интересный рассказ и возможность побывать во всех этих удивительных местах. Ну а наше путешествие продолжается и мы мчим в сторону Костромы, и это уже совсем другая история. Подписывайтесь на наш канал, оставайтесь с нами, впереди много интересного!