===
23 июля 2023 года Минскому моторному заводу (ММЗ) исполнилось 60 лет! Первым двигателем, с которого началось производство на заводе, был дизель Д-50, предназначенный для установки на тракторы МТЗ и другую спецтехнику.
===
Как это было:
В мае 1960 года было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале строительства в городе Минске завода по производству дизельных двигателей: с объёмом выпуска 120 тысяч двигателей Д-50 в год.
И уже осенью 1960 года началось строительство Минского моторного завода, которое было полностью закончено всего за три года – в 1963 году.
А первые опытные двигатели Д-50, разработанные на Минском тракторном заводе (МТЗ), были собраны на ММЗ ещё осенью 1962 года.
---
===
Летом 1963 года началось серийное производство (до конца года было выпущено 11.360 двигателей), а с 1964 года все тракторы МТЗ стали комплектоваться двигателями Д-50 производства ММЗ.
Двигатели Д-50 различных модификаций устанавливались на тракторы «Беларусь» МТЗ-50 и МТЗ-52, а также на гусеничные тракторы Т-54 Кишинёвского завода, экскаваторы Таллинского завода и колёсные погрузчики Минского завода дорожных машин.
===
Д-50 – это четырёхцилиндровый рядный дизельный двигатель объёмом 4,75 литра (диаметр цилиндра составляет 110 мм, ход поршня – 125мм, степень сжатия – 16:1), с вихрекамерным смесеобразованием.
Мощность двигателя составляет 50 лошадиных сил при 1600 об/мин, максимальный крутящий момент – 250 Нм при 1000 об/мин, удельный расход топлива – 195 г/л.с. в час. Ресурс двигателя составлял 2.500 моточасов.
===
Первоначально на Д-50 устанавливался одноплунжерный топливный насос В-ОНМ-4, а с 1965 года – четырёхплунжерный топливный насос УТН-5. Регулятор числа оборотов – центробежный всережимный, с корректором подачи топлива.
Двигатель оснащался генератором постоянного тока Г-81Д, электрическим стартером СТ-212 и свечами накаливания СНД-100Б3.
---
===
В 1965 году на ММЗ началось производство двигателя Д-50Л с запуском от карбюраторного одноцилиндрового пускового мотора ПД-10У (с электростартером СТ-350Б) объёмом 0,35 литра и мощностью 10 л. с.
В 1966 году двигатель Д-50 модернизировали – мощность увеличилась до 55 лошадиных сил при 1700 об/мин.
===
В 1969 году (всего за 6 лет!) был выпущен 500-тысячный двигатель Д-50, и в этом же году на ММЗ началось производство двигателя Д-60 (мощностью 60 – 65 лошадиных сил), который устанавливался на экспортные тракторы МТЗ серии 500.
В 1970 году ресурс двигателя Д-50 был увеличен до 5.000 моточасов.
---
===
В 1975 году начались экспортные поставки двигателей Д-50 в Германскую Демократическую Республику (для установки на самоходные косилки Е-301), а также в Народную Республику Болгария (для установки на гусеничные тракторы Т-54В).
Кроме того, двигатели Д-50 экспортировались во Вьетнам и в Пакистан.
---
Производство двигателей Д-50 для внутреннего рынка СССР продолжалось на Минском моторном заводе до 1980 года, а экспортные модификации Д-50 и Д-60 выпускались на ММЗ до 1990 года.
===
В заключение отметим, что в 1971 году первый директор ММЗ – Рожков Владимир Алексеевич (1913 – 1978), был награжден Государственной премией СССР в области техники – за непосредственное участие в создании и освоении серийного производства тракторов «Беларусь» МТЗ-50.
===
Рекомендуем почитать:
-----