По словам официальных лиц США, администрация Байдена твердо стоит на своем отказе отправлять армейские ракеты дальнего радиуса действия на Украину, несмотря на растущее давление со стороны американских законодателей и просьбы правительства в Киеве.
Разочарование медленными темпами контрнаступления Украины против окопавшихся российских войск и новый двусмысленный тон президента Байдена привели к широко распространенным предположениям о том, что ракеты вскоре пойдут по пути других систем вооружения США, которые сначала были отвергнуты, но в конечном итоге одобрены в течение 17 месяцев войны.
В конце мая Байден, по-видимому, изменил свое ранее твердое “нет” возможности использования ATACMS, армейской тактической ракетной системы, впервые заявив, что она “все еще в действии”. Две недели спустя президент Украины Владимир Зеленский заявил, что он и Байден говорили о ракетах на саммите НАТО в Вильнюсе, Литва, но никакого решения принято не было.
Но представители министерства обороны и администрации США, знакомые с этим вопросом, заявили, что, несмотря на то, что кто-то назвал растущим общественным восприятием “своего рода медленного гравитационного притяжения” к одобрению, в политике США не было никаких изменений и предметных дискуссий по этому вопросу в течение нескольких месяцев. Официальные лица говорили на условиях анонимности, чтобы затронуть деликатную тему.
Пентагон считает, что у Киева есть другие, более неотложные потребности, чем ATACMS, и опасается, что отправка Украине достаточного количества вооружений, чтобы изменить ситуацию на поле боя, серьезно подорвет готовность США к другим возможным конфликтам.
Количество ракет ATACM на американских складах фиксировано, они ожидают замены на высокоточную ударную ракету следующего поколения большей дальности, получившую название Prism, для PrSM, которая, как ожидается, поступит на вооружение к концу этого года, сообщили официальные лица. Lockheed Martin по-прежнему производит 500 ATACM каждый год, но вся эта продукция предназначена для продажи в другие страны.
Украина заявила, что система ATACMS с дальностью действия 190 миль необходима для уничтожения командных пунктов и районов материально-технического обеспечения далеко за линией фронта России.
“Без оружия дальнего радиуса действия трудно не только выполнять наступательную миссию, но и проводить оборонительную операцию”, - заявил Зеленский на пресс-конференции 7 июля в Праге.
Системы ATACMS позволили бы украинским силам наносить удары по самым отдаленным районам оккупированного Россией Крыма с их собственных нынешних линий фронта, включая 12-мильный Керченский мост и российскую военно-морскую базу в Севастополе.
Отвечая на вопрос на форуме по безопасности в Аспене в четверг, что стоит на первом месте в списке потребностей Украины в области безопасности, Андрей Ермак, глава президентского офиса Зеленского, сказал: “Мой ответ будет очень простым. На данный момент все очень ясно и объяснимо. Мы нуждаемся в решениях по ATACMS и ждем их”.
Киев запросил сотни ракет.
Украина обратилась к своим сторонникам в Конгрессе — многие из которых посетили Киев или встречались в других местах с Зеленским и другими украинскими правительственными чиновниками, — а американские законодатели выдвигают все более громкие требования к администрации Байдена одобрить передачу ракет.
В прошлом месяце Комитет Палаты представителей по вооруженным силам включил средства на отправку ракет ATACM на Украину в свой проект оборонного бюджета, а Комитет Палаты представителей по иностранным делам принял двухпартийную резолюцию, призывающую Соединенные Штаты “немедленно” предоставить ракеты.
“Нет причин давать Украине ровно столько, чтобы она истекала кровью, но недостаточно для победы”, - заявил председатель комитета Майкл Маккол (R-Tex.). “Если мы собираемся им помогать, либо идем ва-банк, либо убираемся”. Резолюция была поддержана главным демократом комитета, членом Палаты представителей Грегори У. Миксом (Нью-Йорк).
В начале этого месяца, сенсор. Джеймс Э. Риш (Айдахо) и Роджер Уикер (Миссури), высокопоставленные республиканцы в комитетах Сената по международным отношениям и вооруженным силам, соответственно, присоединились к Макколу в заявлении, в котором говорилось, что передача ATACMS, наряду с кассетными боеприпасами и самолетами F-16, была “критической” для успеха Украины.
С прошлого года администрация приводила несколько причин для сдерживания. Первоначально отказ был вызван опасениями, что Украина может запустить ракеты дальнего радиуса действия по российской территории, что приведет к перерастанию конфликта в российско-американскую конфронтацию. Москва публично заявила, что даже поставки оружия пересекли бы красную черту.
Какими бы ни были угрозы Москвы, эти опасения, похоже, улеглись. Администрация Байдена заявила, что удовлетворена публичными заявлениями и письменными обещаниями Киева не использовать поставляемое США оружие против россиян за границей. Хотя официальные лица в частном порядке признают, что имели место некоторые нарушения, говорят, что Украина в основном выполнила эти обещания.
Великобритания и Франция недавно поставили крылатые ракеты дальностью около 140 миль — почти в три раза больше того, что ранее было доступно Украине, но примерно на 50 миль меньше дальности ракет ATACMS — после согласования своих решений с Соединенными Штатами.
“Мы уверены, что это оружие будет использовано Украиной в соответствии ”с соглашениями“ не для нападения на российскую территорию”, - заявил высокопоставленный европейский чиновник.
Недавнее прибытие британских ракет Storm Shadow и французских SCALP означает, что Украина еще меньше нуждается в ATACMS, заявил Колин Каль, до начала этого месяца заместитель министра Пентагона по политическим вопросам, во время той же дискуссии в Аспене, на которой выступал Ермак.
“Проблема сейчас не в их способности нанести глубокий удар” по оккупированной Россией украинской территории, - сказал Каль. - У них есть такая способность. Они делают это сейчас. Российское командование и контроль, их материально-техническое обеспечение были нарушены в глубине страны”.
“Проблема не в сотне километров отсюда, она в километре перед ними с минными полями”, - сказал Каль. Русские установили оборонительные рубежи вдоль 600-мильной линии фронта, наряду с рядами траншей и танковых ловушек.
По словам генерала, минные поля являются основной причиной задержки украинского наступления. Марк А. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов. “Прямо сейчас [украинцы] сохраняют свою боевую мощь, и они медленно, целенаправленно и неуклонно прокладывают себе путь через все эти минные поля. И это тяжелая борьба. Это очень трудная борьба”, - сказал Милли после виртуальной встречи во вторник группы из 50 с лишним международных спонсоров Украины.
“Различные военные игры, которые проводились заранее, предсказывали определенные уровни продвижения, и это замедлилось”, - сказал он. "почему? Потому что в этом разница между войной на бумаге и настоящей войной. Это реальные люди в реальных машинах, которые действительно расчищают настоящие минные поля, и они действительно умирают”.
По мнению администрации, ATACMS не только изменили бы правила игры на Украине, но и “ограничили бы использование HIMARS или GMLRS”, сказал представитель министерства обороны, имея в виду американскую высокомобильную артиллерийскую ракетную систему и управляемую реактивную систему залпового огня, на которую она способна стреляя по шесть раз с дальностью почти в 50 миль. ATACMS также запускаются из HIMARS, но только по одному за раз.
“Существует очень ограниченное количество [ATACMS], доступных для экспорта, и на расстояния, большие, чем может достичь GMLR, украинцам были предоставлены Штормовые тени и скальпы”, - сказал представитель министерства обороны. Этой осенью или зимой Украина также получит американские GLSDB, или бомбы малого диаметра наземного базирования, с дальностью действия 93 мили и возможностью стрельбы по траектории в 360 градусов.
ATACMS - это управляемые ракеты весом почти в две тонны. Каждый из них имеет 13 футов в длину, 2 фута в диаметре и стоит почти 1,5 миллиона долларов. Впервые разработанные в 1980-х годах, они использовались армией в боевых действиях как во время войны в Персидском заливе в 1991 году, так и во время вторжения в Ирак в 2003 году. Украинцы считают, что ракеты наземного базирования обеспечат возможности, превосходящие возможности крылатых ракет, которые запускаются с самолетов.
Ограниченное количество ATACM является самой насущной проблемой американских военных. Хотя точное количество в арсенале США засекречено, Lockheed Martin изготовила всего около 4000 с начала производства, многие из них используются армией США в боевых действиях, на учениях и периодических испытаниях.
В то же время, согласно списку иностранных военных продаж Госдепартамента, за последнее десятилетие союзникам и партнерам за рубежом было продано почти 900 единиц, в том числе 211 с начала войны на Украине. Они направлялись союзникам по НАТО, странам Персидского залива и даже в такие отдаленные районы, как Тайвань и Австралия, обычно в связи с продажей HIMARS. В апреле администрация уведомила Конгресс о предстоящей продаже 40 ракет Марокко.
Для выполнения этих и будущих зарубежных заказов армия с 2018 года подписала по меньшей мере три контракта с Lockheed Martin на общую сумму около 1 миллиарда долларов на текущее производство ATACMS, которые “в настоящее время находятся в серийном производстве … со скоростью около 500 в год” на заводе Lockheed Martin в Камдене, штат Арканзас, по словам представителя компании, который отказался назвать свое имя. Все они предназначены для продажи за рубежом.