Индийский штат Керала часто называют раем и это вполне оправдано – пышные пальмы и яркие цветы, чайные и кофейные плантации, укромные речные заводи и шумный океан. Но подлинное сокровище штата – это лучшие аюрведические клиники, которые превратили этот южный штат в столицу древнего лечения, которое насчитывает тысячи лет. И даже приветствие в аэропорту “Welcome to God’s Own Country” (Добро пожаловать в страну бога Кералу) сразу настраивает на определенный лад. Я отправилась в Кералу вместе с племянником на лечение в знаменитую клинику в горах. Мы прилетели рано утром и сразу отправились в дорогу. Несмотря на ранний час в деревнях и городках, которые мы проезжали, жизнь уже бурлила, ведь в Индии принято рано вставать рано ложиться. Бурная жизнь начинается с рассветом – радостно щебечут птицы, прыгают по веткам и пронзительно свистят пальмовое белки, на берег выходят рыбаки, крестьяне заняты делом, женщины спешат на рынок. Позже к общему хору присоединяются гудки машин и музыка в храмах. И все это на фоне постоянного рокота океанских волн, которые непрерывно обрушиваются на берег. Впрочем, как только мы сворачиваем на дорогу, ведущую в горы, то звуки постепенно стихают.
Kalari Kovilakom — камерная старинная аюрведическая клиника, расположенная в предгорьях хребта Аннамалай в красивом дворце, которые Раджа построил для своей сестры еще в конце XIX века. Территория утопает в зелени, несколько старинных бассейнов с каменными ступенями, много лужаек и павильонов для йоги. Но довольно быстро мы прозвали это "аюрведической тюрьмой", ибо здесь очень строгие правила – телефоны категорически запрещены, всем посетителям клиники выдаются пижамки белого цвета и режим клиники очень жёсткий.
Слово «Аюрведа» на рекламных щитах встречается в Керале на каждом шагу. Этот штат считается родиной древней индийской медицины и науки о жизни – именно так переводится Аюрведа («принцип жизни» или «длинная жизнь»). Считается, что организмом управляют так называемые доши (по сути, энергии): вата, питта, капха. Если доши приходит в дисбаланс, человек начинает болеть – в теле из-за неправильного образа жизни, питания, вредных привычек накапливаются токсины. Аюрведические процедуры помогают вернуть баланс и хорошее самочувствие. В качестве лекарства используются препараты из трав, специальные смеси, питание и очищения с помощью масла. Для каждого пациента программа подбирается индивидуально. Какой из дош управляется ваш организм определяется доктором на первой консультации. Курс очищения (Панчакарма) длится 21 день и представляет собой пять действенных принципов очищение от шлаков и токсинов. Медитации и йоги тоже придаётся большое значение – это обязательная часть лечение. А еще считается фактически лекарством и каждому человеку назначают его особую диету.
Забавную зарисовку о нашем лечении я размещу в конце поста.
После лечения мы на несколько дней остановились в городе Кочин. Я заказала, пожалуй, лучший отель – Taj Malabar. Но дорога к нему удивила – мы переехали через мост и заехали на какую-то промышленную территорию. Как оказалось, это была территория огромного морского порта на острове и мы долго ехали между складами, пакгаузами, контейнерами. Роскошный отель стоял на самом окончании этого полуострова. Территория отеля была великолепна – зелень, беседки, несколько ресторанов и спа, но самое большое удовольствие заключалось в наблюдении за тем, как огромные корабли заходят в порт или выходят из него.
Еще мы съездили в городок Тривандрум. Здесь находится один из важнейших индуистских храмов Ананта Падманабхасвами, посвященный богу Вишну, который находится прямо в форте старого города. Рядом есть несколько дворцов и музеев, которые также достойны посещения.
Но лучше всего отправить в Backwaters или "Тихие заводи" - это система прибрежных рек и каналов, которые местами так близко подходят к океану, что солёные волны вливаются в спокойные воды реки. Это лучшее место для наблюдения за повседневной жизнью индейцев. Можно заказать экскурсию на лодке (они бывают разного уровня роскоши и комфорта) и, проплывая на лодке среди мангровых зарослей и кокосовых рощ, наблюдать за нехитрой жизнью местных жителей. Они купают буйволов в реке, собирают урожай кокосов, женщины стирают белье, дети плещутся на мелководье.
А если повезет (нам, увы, не повезло) можно увидеть фестиваль слонов (Thrissur Pooram) , которых здесь весьма почитают, ведь даже на гербе Кералы изображены два танцующих гиганта. У каждой деревни есть свой слон-талисман и на праздник их наряжают в яркие попоны, раскрашивает красками. Правда, предпочитают всё-таки слоних – они не агрессивные и более покладистые. Не знаю, насколько этот праздник радует самих слонов, но местные жители его обожают.
Обязателен к посещению и местный рынок – он славится свежайшими специями, и я набрала чуть ли не половину чемодана.
А если есть время можно поучаствовать в местном ритуале в городке Ковалам, который знаменит бесконечными пляжами, полосатым маяком и восхитительными закатами. Полюбоваться последними лучами солнца приходит и местные, и туристы. А если остановиться в городке на пару дней, то встреча рассвета тоже не разочарует – первые робкие лучи солнца освещают лодки рыбаков, воздух прохладен, чайки крикливы, океан еще спокоен и тих. И тогда понимаешь, что вместе с очищением Панчакармы ушло все лишнее и ненужное не только в теле, но и душе.
Несерьезные мемуарчики: "Аюрведическая клиника"
Далеко в Индии, в горах, есть маленький городок. А в нем находится прекрасный дворец раджи, спрятанный в изумрудном парке. Парк сияет и нежно дышит прозрачным горным воздухом. Искусственные пруды, обрамленные тяжелым камнем с изящной резьбой, прячутся в парке, чуть застенчиво выглядывая из-за роскошной кроны могучих деревьев. Упитанные разноцветные карпы лениво плавают в темных водах пруда. Изящная надпись на входе «Оставь свой мир на этом пороге!». На этом прекрасная часть завершается и начинается совсем другая история – аюрведическая клиника. Лучшая в Индии.
Из писем другу...
«После долгого переезда и нескольких суровых процедур не было сил ни на что. Сейчас уже веселее и я могу тебе рассказать про мою просветленную жизнь. Мы живем во дворце раджи, очень они неплохо жили, надо заметить. У нас суровый режим. В 5 утра - хатха йога, потом скромный завтрак из кусочка папайи, процедуры, снова йога (но теперь йога-нидра), ланчик (иначе это скромное количество аюрведической суровой еды не назовешь), потом снова процедуры, затем хатха йога, следом карма йога, веселый ужин с обсуждением, кто себя как чувствует, и что кому делали. Вечером культурная программа в виде индийской классической или индийской инструментальной музыки, после которой я твёрдо осознала, что heavy metal, Бетховена и Рамштайн я люблю намного больше. Спать днем не дают, почему-то не положено, ночью строго снятся кошмары. Хожу в белой индийской одежде, мне идет. Вот такая у меня просветленная жизнь. Зато я на глазах становлюсь красавицей, вес теряется просто на глазах, тельце становится упругим, шкурка бархатной.
Здесь есть чудесные дружелюбные белочки, совсем крохотные. Они бесконечно носятся по саду, распушив хвосты, и всё время выжидательно смотрят на тебя, в ожидании чего-нибудь съестного. Каждый раз приходится извиняться и объяснять, что сама голодаю. Очень неудобно перед зверушками.
Еще есть куча мелких змей. Они ползают по траве, и все время норовят забраться в зал для йоги. Я перестала их бояться, истерить при их виде и даже уже почти люблю. Это очевидно так голодное просветление действует. Мой племянник Бонифаций страдает от специфической аюрведической кухни и мизерных порций, подросток просто откровенно голодает. Все разговоры про еду, что он и где ел, и что он будет есть, когда вернется. И пару раз уже задумчиво спросил, “А какие белки на вкус?”. После того, как просветленный юный йог радостно сказал: “Берешь белочку и хрясть её об камушек”, стараюсь не оставлять его с белками наедине.
Сегодня юный йог подозрительно полюбил карма йогу, во время которой нужно кормить и без того жирных карпов в пруду. Считается, что это доброе дело должно кардинально улучшить карму. Доброе отношение ко всему живому и заботливое отношение - это основа кармической йоги. Хотя бесконечные разговоры о карме и трепетное отношение к карма-йоге не помешали служащим залить известью милую улитку, которая медленно ползла по своим делам ранним утром. Уже в полдень её застывшие останки назойливо бросались в глаза. Но очевидно тот, кто это сделал, уже сходил и покормил карпов и тем самым решил вопрос с тяжелой кармой.
Юный йог до этого категорически отказывался ходить на просветленное кормление рыбок, а тут неожиданно полюбил это дело. Причина интереса открылась быстро – он посоветовался с папой, как можно поймать и зажарить рыбок с помощью подручных средств. Теперь каждый раз напутствую: “Мальчик! Карма йога - это значит кормить рыбок, а не жрать их!”. Ребенок согласен, он понимает. Он говорит, что днем, как водится, карма йога, а вечером рыбалка. Это разные вещи. Он понимает всю глубину мироздания.
Продолжаем яростно пытаться выжить. Нам каждый день придумывают новые изощренные процедуры. Юный йог уже даже не сопротивляется. У нас подобралась крепкая группа русских товарищей, мы устраиваем маёвки и, как подпольщики, делимся опытом, как сопротивляться тиранам.
Я еще не вышла по состоянию здоровья на то, что у меня было по приезде. Слабенькая, тощенькая, но крепкая духом. Особенно помогают памятные примеры пионеров героев - Вали Котика и Кычана Джакыпова. Индусы уже боятся меня легонько, потому что я живу по своему плану жизни и отказываюсь от увлекательных творческих вечеров инструментальной индийской музыки и народного пения. Мы чешемся, стонем, не спим, хотим есть всё время, воюем с нашими надзирателями и замышляем планы побега. Они нас травят вареными бананами (редкостная гадость). Ну и, конечно же, ждем просветления. Пока, увы, оно не приходит.
Мы сбежали на зависть всем, кто остался. Три дня отъедались в чудесном ресторане нашего отеля в Кочине. Там же и пришло просветление…