В романе Золя "Дамское счастье" описан огромный магазин, в котором есть всё, что нужно дамам - от корсетов до манто. И зонтики, конечно, тоже. Вот о зонтиках-то сегодня у нас и пойдёт разговор! Тем более, что одна из линий романа - это противопоставление огромного универсального магазина и его крошечного соседа...
Нам и сегодня без зонтиков не обойтись, однако для нас это прежде всего защита от дождя. А в XIX веке дамский зонтик - это, прежде всего, защита от солнца! И делали их совершенно очаровательными, используя и шелка, и кружева. Вот здесь, например, можно почитать о том, чем руководствовались при выборе.
Зонтик - вещица практичная, но в то же время это полноценный, и весьма важный аксессуар. Их можно было приобрести готовыми, заказать, а то и, например, купить готовый набор из красивой ручки и наконечников спиц, и уже с ним отправиться к мастеру. Словом, возможны варианты. И в "Дамском счастье" зонтики упоминаются часто.
"Она увидела выставку зонтов. Раскрытые, выпуклые, как щиты, они
покрывали все стены зала, начиная со стеклянного потолка и до верхнего края лакированной дубовой панели. Они ложились узорами по сводам верхних этажей, ниспадали гирляндами вдоль колонн, тянулись плотными рядами по балюстрадам галерей и даже по перилам лестниц; симметрично расположенные, испещряя стены красными, зелеными и желтыми пятнами, они походили на большие венецианские фонари, зажженные по случаю какого-то небывалого празднества. В углах зонты собирались в замысловатые созвездия - это были зонты по тридцать девять су, и их светлые оттенки - бледно-голубые, кремовые и нежно-розовые - сияли кротким мерцанием ночника; а над ними необъятные японские зонтики, с золотыми журавлями, летящими в пурпурном
небе, пылали отблесками пожаров.
Госпожа Марти тщетно подыскивала слова для выражения своего восторга.
- Настоящая феерия! - только и могла она воскликнуть".
Огромный магазин Октава Муре готов предложить женщинам всё. и зонтики. Неудивительно, что они, соблазнённые, нескончаемым потоком текут туда, мимо мастерской папаши Бурра, расположенной совсем рядом: "Он торговал тростями и зонтами и занимался их починкой, а также вырезал ручки, чем снискал себе в округе славу художника".
О, да, ручки были не менее важными, чем ткань! Ценные породы дерева, кость - в том числе слоновая, коралл, черепаха, кожа, металл (в том числе серебро), резьба, инкрустации... С ручкой тонкой работы зонтик превращался в произведение искусства!
Но и ткань и отделка тоже важны. В конце-то концов, они больше бросаются в глаза, чем ручки. И если производство зонтиков с акцентом на материи (которое будет массовым) противопоставить созданию зонтиков с изысканными ручками - кто победит?..
"Теперь и Бурра, подобно Робино, открыл кампанию против "Дамского
счастья". Он выпустил свое изобретение - плиссированный зонтик, которому впоследствии суждено было получить широкое распространение. Впрочем, "Счастье" немедленно усовершенствовало это изобретение. Тогда началась борьба на почве цен. Бурра производил зонты стоимостью в один франк девяносто пять сантимов, со стальными спицами; зонты, которым износа нет, как гласила этикетка. Но он рассчитывал бить конкурента главным образом ручками - ручками из бамбука, кизила, оливкового дерева, испанского тростника, миртового дерева, самыми разнообразными ручками, какие только можно вообразить. "Счастье", менее заботившееся о художественной стороне, уделяло зато больше внимания материи и восхваляло свои альпага и могэры, саржу и тафту. И победа осталась за "Счастьем", а старик в отчаянии твердил, что на искусство теперь всем наплевать, что остается вырезывать ручки только для собственного удовольствия, не рассчитывая продать их".
Словом, шелка, машинные кружева и оборки победили сложные прихотливые ручки. Нет-нет, ещё и в начале XX века будут зонтики, в которых изящны и купола, и ручки. Но как жаль папашу Бурра...
P.S. На моём канале по истории моды и костюма мы раскрываем секреты старинных нарядов!