Привет, киноманы!
Продолжаю не просто пересматривать фильмы известного режиссера, а исследовать и глубоко погружаться. Для этого изучаю классику мирового кинематографа, к которой отсылают фильмы Тарантино. Скажу вам, что открываю для себя много нового и интересного, даже несмотря на то, что некоторые картины видела ранее без привязки к картинам Квентина. Сейчас же смотреть их еще любопытнее, ведь ищешь детали и сюжетные находки, к которым отсылают современные фильмы. Приятного просмотра!
1.«Банда аутсайдеров» (1964), Франция
Моя оценка на КП 7/10
Рейтинг КП 7.7/IMDb 7.6
Режиссёр Жан-Люк Годар - основатель французской новой волны, любимый режиссёр Квентина Тарантино, который, как и его последователь, часто цитировал картины других режиссеров. А его почитатель от большой любви даже назвал свою киностудию в честь этого фильма «A band apart». «Банду» цитировал также Бернардо Бертолуччи в своих «Мечтателях».
По сюжету девушка на курсах английского языка знакомится с двумя молодыми людьми, которые подбивают ее на ограбление.
Каждый кадр картины пропитан любовью: к городу, к персонажам, их мыслям и действиям. Камера то следит за ними со спины, не забывая запечатлеть улицы Парижа; то следует по пятам в Лувре, мимолетно фиксируя шедевры живописи; то становится свидетелем спонтанного танца в баре и, казалось бы, четко спланированного преступления.
Герои то с легкостью предаются сиюминутным желаниям и порывам, то будто погружаются в тягучую трясину, затягивающую и сковывающую их планы.
Закадровый голос многое объясняет: все не то, что мы видим. Они объединились для одного дела, но мысли, переживания и эмоции у каждого свои. Они молоды, красивы, перспективны, перед ними вся жизнь. Но они выбирают другой путь. Безделье - порок молодежи в любые времена. Любопытно, что герои произносят мысль: «Все новое становится со временем традиционным». Классическое равно современному, получается?
Диалоги искрометны, операторская работа потрясающа, повествование игриво, сюжет вечен. Фильм-классика, которую нужно 100 раз пересмотреть, чтобы впитать каждый кадр, проникнуться настроением, заново открыть что-то новое для себя и с легкостью находить цитаты к нему в других картинах.
2.«Целуй меня насмерть» (1955), США
Моя оценка на КП 7/10
Рейтинг КП 6.9/IMDb 7.5
«Ты была с парнем, который считает, что в слове «Нет» 2 буквы?»
Детектив Майк Хаммер однажды ночью подобрал нервно-возбужденную девушку на трассе. Спустя некоторое время их нагнали странные люди. Он очнулся в больнице и узнал, что девушка мертва. Его целью становится раскрытие преступления и тайны загадочной попутчицы.
Крутой запутанный детектив-нуар с преобладающими ночными сценами, темным фоном и контрастным светом днем погружает в мир опасных мужчин и роковых красоток. Никому нельзя верить! Все зыбко и обманчиво. Случайная попутчица сбежала из клиники для душевнобольных или скрывается от преследователей? Самоуверенная соблазнительница соперничает с беззащитной возможной жертвой, ищущей помощь, но кто победит?
Постоянное нагнетание преследования сначала таинственной незнакомки, а потом детектива, усиливается акцентированием в кадре ботинок. Примечательная деталь бросается в глаза: болтающиеся ноги в воздухе; ботинки со стуком каблуков по тротуару; ряд из обуви в комнате для переодевания; туфли в автосалоне, приближающие смерть от упавшего домкрата; крадущаяся по асфальту за жертвой пара. У мужчины должны быть 3 дорогих вещи. И одна из них присутствует в фильме в избытке.
Тот самый таинственный черный чемоданчик, за которым гоняются герои, взят Квентином в Чтиво именно из этой картины. Что в нем хранится? Что так ослепляет и сжигает персонажа в финале?
Тарантино обожает нуар. По его отсылкам можно составлять списки классических черно-белых фильмов, обязательных к просмотру киноманам.
3.«Воины» (1979), США
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП 7.6/IMDb 7.5
«Воины, выходите поиграть!»
Крутейшему фильму Уолтера Хилла 44 года! Не только «Криминальное чтиво, но например, «Джон УИК 4» сделал шикарные отсылки к триллеру. Уверена, что история будет жить в киноцитатах очень долго.
9 делегатов от 100 уличных банд отправляются на масштабную сходку в Бронксе, где кто-то дерзкий и бесстрашный убивает уважаемого «авторитета». Вину сваливают на банду «Воинов». Бойцам дана только одна ночь, чтобы вернуться на район целыми и невредимыми и доказать свою правоту.
Эпичное представление - сходка закаленных бойцов в одном месте. Агрессивная шпана, раскрашенные мимы, парни в ярких костюмах и куртках цвета электрик, азиаты в хаки, роллеры, афроамериканцы, спортсмены в трико и майках, скины, бейсболисты и другие представители, между которыми разделен каждый клочок земли и контроль улиц. На время сборища объявляется общее перемирие. Сборы на легендарное вече выглядят колоритно, величественно, внушительно, ярко и солидно. Только успевай улавливать детали и подмечать цветовые решения оператора и художника.
Ночь, темень, бесконечные заборы, подземка, обшарпанные и исписанные граффити вагоны метро, металл машин, кладбища с серыми надгробиями, громады-мосты. На безликом фоне постоянно вспыхивают цвета, которые отражают настроения ночи и эмоции Воинов, вынужденных пробираться по задворкам окраин и трущоб.
Красный подчеркивает злость банды в кимоно. Синий на стенах и столбах в подземке отражает изумление. Бег к поезду от бейсболистов на фоне зеленого акцентирует внимание на ужасе, страхе и тревоге парней. Желтый на вывесках и поручнях в метро, наоборот, контрастно показывает безмятежность ночи. Мокрый асфальт и лужи отражают в воде неоновые огни. А стычки банд, как эмоциональный выплеск, обострены реальными взрывами на улицах.
Уолтер Хилл наполняет фильм шикарными музыкальными композициями, которые в отдельные моменты усиливают происходящее, а где-то «тушат пожар» и агрессию, от которых ночной воздух буквально разряжен. Arnold McCuller («Nowhere to run»), Barry Devorzon («Baseball Furies Chase), Johnny Vastano («You’re moving too slow»), Genya Ravan («Love is a fire»), Fes Taylor («Warriors theme»). Истинные меломаны оценят подборку. Хилл, как и Тарантино, знает толк в саундтреках!
Апогеем передвижений, погонь, травли и стычек, азарта преследования Воинов под утро становится финальная драка с битами, цепями, кулаками. Кульминация ночных приключений неизбежна и ожидаема, но она настолько эмоциональна, кровожадна и реалистична, что кровь стынет в жилах.
Но, как после любого всплеска, наступает затишье. А после самой темной ночи приходит рассвет. И тут режиссёр приготовил нам после примитивного насилия и отвоевывания права на власть абсолютную философию. К чему вернулись банды, если изначально для вече было объявлено всеобщее перемирие? За что они дрались? Что ждет членов банд в будущем? Восход солнца под шум волн над крышами домов сталкивает двух противников и возникает риторический вопрос: кто и для чего устроил эту заварушку?
P.S. 2 нереально стильных момента в фильме. Первый: переход от одного эпизода к другому через вставки комиксов. Второй: объявление результатов погони банд за Воинами девушкой в микрофон. Одни губы в кадре, музыка на фоне и бесконечные часы, спидометры, механизмы, отсчитывающие часы, минуты, секунды до рассвета. Тот самый эпизод, который повторяют в охоте на Уика. Смотрите классику, господа, тогда новые фильмы наполнятся шикарными деталями и стильными акцентами!
4.«8 с половиной» (1963), Италия
Моя оценка на КП 8/10
Рейтинг КП/IMDb 8.0
«Что вы снимаете? Еще один провальный фильм?»
Уставший от жизни режиссёр в исполнении Марчелло Мастрояни пытается снять новый фильм. Но погружается в водоворот мыслей, фантазий и воспоминаний.
Помимо разношерстной публики, окружающей фигуру мастера и пытающейся помочь советом; всей этой мишуры в виде мехов, дорогих украшений, манто, шляп и нарядов; бесконечных пустых диалогов и рассуждений; мельтешения, танцев, парадов на фоне внушительных декораций, видов города и природных пейзажей, зрителя должна волновать только фигура режиссера и его внутренние противоречия. Про кого, как не про себя, снимал Феллини?
И тут я бы рекомендована вслушиваться в диалоги. Они идеально отражают сомнения, метания и переживания любой творческой личности, мечтающей снять шедевр.
«Для продюсера плохой фильм - всего лишь вопрос денег, а для режиссера может стать трагедией».
«От режиссера не стоит просить ничего, кроме веры».
«Ты хочешь показать внутреннее замешательство человека, но так, чтобы тебя поняли и было интересно. Как ты не принимаешь во внимание мнение зрителя?»
«Есть только один писатель - ранний Фицджеральд» (это вызывает улыбку, если вы читали бОльшую часть его книг).
«Я не верю в то, что кино может отражать некие аспекты жизни».
«Фильм испытывает недостаток проблематики. Сюжету не хватает поэтического вдохновения. Кино явно отстает от других видов искусства лет на 50».
«Чрезмерный пафос сценария - самое худшее для фильма».
Одиночество современного мужчины, не умеющего любить, без лишних слов выражено в диалоге:
-«Женщина не может изменить мужчину.
-Все потому, что он не может любить».
Именно поэтому запутавшийся режиссёр не может снять фильм о любви, пребывая в окружении невероятных красоток, амбициозных актрис, привлекательных спутниц. Музы порхают вокруг него, но все не то.
Фильм - настоящее искусство, которое, естественно, Тарантино уважает и почитает. Именно из этой картины процитирован знаменитый твист в исполнении Умы Турман и Джона Траволты. Фильм - изнанка жизни режиссера - творца, гения, который хочет снять шедевр, запечатлеть на долгое время свое мироощущение, представления и взгляды. Но вынужденного быть одиноким и непонятым в толпе людей.
5.«Психо» (1960), США
Моя оценка на КП 9/10
Рейтинг КП 8.1/IMDb 8.5
Классика в жанре хоррора от мастера ужасов Альфреда Хичкока, получившая 4 номинации на Оскар и всего 1 Золотой глобус (Лучшая женская роль второго плана)
Девушка Мэрион сбегает с украденной на работе крупной суммой денег и останавливается в придорожном отеле, которым управляет милый, на первый взгляд, парень Норман Бейтс, проживающий вместе с деспотичной и властной мамой.
Никакого цвета, чтобы снизить градус жестокости сюжета. Никаких заоблачных бюджетов, чтобы проверить теорию: а какую кассу соберет низкобюджетный, еще и черно-белый, фильм категории А. Никакого оглашения финала истории для создания непредсказуемого и неожиданного эффекта, для этого Хичкок даже выкупил бОльшую часть экземпляров книг. Никакой музыки в самой известной сцене фильма в душе, но какой эффект производят те звуки, которые были специально написаны и Хичкок все-таки согласился использовать. Никаких известных лиц и громких имен, потому что Альфред уже устал работать со знаменитостями. И еще много но и оговорок, которые в итоге сложились в шедевр, пересматривать который можно бесконечно.
При этом, не теряется градус напряжения, у зрителя каждый раз возникает удивление после ярких сцен, ощущаешь тот саспенс, ради которого постепенно нагнетаются события, выстраиваются диалоги, закручивается сюжет.
«Криминальное чтиво» (1994), США
Моя оценка на КП 10/10
Рейтинг КП 8.6/IMDb 8.9
Не нуждается в представлении и описании. В копилку любимых фильмов однозначно.
Потрясающий актерский состав. Невероятный саундтрек. Узнаваемые и неоднократно копируемые сцены, даже пародируемые, я бы сказала, потому что привнести что-то новое и оригинальное в визитные карточки фильма довольно сложно. Многочисленные отсылки, упоминания, яркие акценты, решающие для сюжета детали. Невероятные диалоги, за которые мы так любим фильмы режиссера. Закрученный, динамичный сюжет. Черный юмор, без которого не обходится ни один фильм мастера криминала. Это увлекательное чтиво - интеллектуальный аттракцион с множеством пасхалок, загадок, тайн, отсылок, которые каждый раз развлекают, удивляют, восхищают!
Что из перечисленного смотрели? Какие отсылки нашли?
***
Другие отзывы на фильмы Тарантино:
Подписывайтесь на мой канал или телеграмм, чтобы не пропустить новые публикации.