В 1981 году вышел фильм режиссера Г.Натансона «Они были актерами», основанный на реальных события Великой Отечественной войны, в котором сохранены настоящие имена героев. На фасаде Крымского академического театра им.Горького установлена мемориальная доска актерам и работникам театра, погибшим от рук немецких оккупантов в Великой Отечественной.
Александра Федоровна Перегонец родилась в 1895 году в провинциальном городке Кузнецке, в обедневшей дворянской семье, была пятым ребенком в семье. Всегда мечтала о сцене. Окончив Калужскую женскую гимназию талантливая девушка поступила в петроградскую Школу сценического искусства.
Свой творческой путь начинала с ролей мальчишек и девчонок в амплуа травести. Но Октябрьская революция дает импульс развитию таланта молодой актрисы, галерея сыгранных ее образов пополняется интересными сценическими персонажами комсомолок в красных косынках – Оксана в «Диктатуре» Микитенко, Валька – медичка и Маша – «колхозная королева» в пьесах Н.Погодина, Машенька в одноименной пьесе Афиногенова и других. Наряду с образами современниц молодая актриса играет героинь мировой и русской классики – заветные вершины всякой актерской судьбы: Мария Антоновна в «Ревизоре», Аня в «Вишневом саде», Софья и Лиза в «Горе от ума»; Елизавета Валуа в «Дон Карлосе», Катерина в «Укращение строптивой», Дездемона, Мирандалина, Сюзанна, Мария Мнишек, Диана, Нора.... Диапозон актрисы полностью разрушает амплуа травести в старом понимании, ей были подвластны все сценические краски от легкого водевиля с пением и высокой комедии до драмы и трагедии.
Раньше театры заключали контракты с актерами на один сезон, поэтому Александра Перегонец работала в Петрозаводске, Петрограде, Новороссийске, Киеве. Во время гражданской войны Киевский театр «Кривой Джимми», где она играла, вынужден был бежать и началось её турне по городам: Харьков, Краснодар, Ростов, Тифлис. В 1922 году Александр Перегонец появляется на сцене Театра Корша в роли Елизаветы Валуа (»Дон Карлос» Шиллера). В 1924 году она снялась в фильме «Аэлита» Якова Протазанова в роли служанки Аэлиты.
«Мне не сидится на месте, все куда-то тянет. Люблю жить и гореть, ненавижу тишину и спокойствие» А.Перегонец.
С 1931 года и до конца своих дней Александра Федоровна – актриса Симферопольского драматического театра (сейчас Крымский академический русский театр им.Горького). Лучшей ролью Перегонец стала Нора в одноименном спектакле по драме Ибсена, который был поставлен специально для нее в 1940 году...Публика восторгалась, рецензенты хвалили:
«Перегонец как актриса опередила свое время. Она была мастером тонкого психологического нюанса, пастельных красок. Любая форма форсирования мысли, чувства, мимики и пластики была чужда ей. Даже в тех ролях, где на таком форсировании настаивала сама драматургия»
Александре Федоровне присваивают звание заслуженной артистки Крымской АССР. Она была наставницей молодого поколения актеров, вела занятия по мастерству с театральной молодежью, готовила с ними отрывки пьес...
Александра Федоровна – мягкая, застенчивая, скромная, по-житейски неприспособленная, погруженная в свое искусство, никакими бойцовскими качествами из которых рождается способность пожертвовать собой во имя свободы и независимости Родины не обладала. Но человек и сам не знает, какие силы таятся в нем. Любовь к родной земле была заложена в Перегонец с детства и оказалось в нужную минуту – и любовь, и ненависть, и решимость, и стойкость и воля к смертельно опасной борьбе.
В 1941 году театр не успел эвакуироваться... В Симферополь вошли немцы и начались расправы с партийными работниками. На деревьях центрального парка весели трупы, постоянные облавы с собаками, грабежи...И приказы на стенах домов и заборах: требование немедленной регистрации на бирже всех трудоспособных, уклонение от приказа – расстрел.
Театр должен был играть спектакли для немцев. Труппа как могла оттягивала открытие театрального сезона. Был схвачен и убит в декабре 1941 года артист Яков Смоленский, игравший образ Ленина в спектаклях: "Человек с ружьем" и "Кремлевские куранты". А 30 января 1941 года был схвачен Анатолий Добкевич, муж Александры Федоровны.
Добкевич – блестящий артист, игравших героев и имеющий нравственный авторитет у зрителя, представлял для фашистов особый интерес, они собирались использовать его в своих целях. Человека, который в жизни и на сцене страстно защищал идеи большевизма, хотели завербовать. Найти предателя на пост бургомистра города было слишком просто - такие находились всегда. Интереснее было навязать эту роль человеку известному, всеми любимому в городе. Выбор пал на Добкевича.
Но Анатолий Иванович Добкевич не захотел купить жизнь такой ценой... Он отказался.
"То что придает смысл жизни, придает смысл и смерти" - А.С.Экзюпери
Александра Федоровна не могла знать всей сути идейно-нравственного поединка мужа и шефа гестапо Курта Кристмана. Она приносила узелки с продуктами для заключенного мужа, но с ней даже не разговаривали, и она уносила их обратно. Но в один день что-то переменилось и охрана пропустила ее. Ее принял Кристман. Александра Федоровна, смотрела на немца и думала как умолить его отпустить мужа. Она была готова сделать все, лишь бы его отпустили. Пусть заберут ее вместо него, пусть даже убьют...Немец удовлетворенно хмыкнул: так много от нее не потребуется, а всего лишь одно письмо. Ведь женщинам мужчины не умеют отказывать...
Александра Федоровна улыбнулась немцу, будто он человек. Все задрожало в ней от неясного предчувствия. Он требует, чтобы она написала письмо и уговорила мужа принять предложенную ему германским командованием «почетную должность бургомистра». Наконец-то до нее дошло – и все в душе оборвалось... Даже если она будет умолять мужа – никогда, ни ради кого, ни ради чего, никогда...он не пойдет на это.
Кристман выспрашивал: что у нее, дворянки, общего с большевистским сбродом? Александра Федоровна от прилива ярости, чуть не ударила немца. А тот обещал ей триумф, поклонение, богатство...сцену в Германии.
– Ради вас...мы отпустим его. Только ради вас...Подумайте...
Собрав всю волю, чтобы не выдать отчаяния, Александра Федоровна посмотрела прямо ему в лицо. Выдержала его белый от злобы взгляд, и не чуя ног, выбежала из кабинета. Из ее глаз хлынули слезы...
Вместо того чтобы спасти, она подписала смертный приговор своему мужу. Но разум кричал ей: "Нет, нет! Это исключено. И бесполезно – потеряла бы только уважение мужа".
Она осознавала: письмо написать она не могла, бросить родину не могла, а значит спасти мужа не могла...