Сегодня снова буду говорить о спорте.
Адаптивная физкультура - это часть нашей методики по коррекции аутизма.
Пишу о мальчике Тиме 7 лет
И девочке Эле 4 лет
Диагноз РАС
Начну издалека.
Младенцем Тим физически развивался в норме. Сел и пополз в семь месяцев. Начал ходить в одиннадцать.
Ничего нас не наталкивало на то, что есть отставания в развитии.
Единственное, походка всегда была шаркающая. Но разве думали мы тогда об аутизме!?
Ближе к двум годам отставания в физическом развитие стали очевидны. Тим не умел спускаться по лестнице. И в этом было явное отличие от нормы. Но мы все еще списывали отсутствие этого навыка на малышовую неуклюжесть.
Хотя, сейчас для нас очевидно, что у Тима моторная неловкость.
Еще одной особенностью была сильная нелюбовь к качелям с раннего детства. Я склонялась к тому, что, возможно, ребенка укачивает. Позже, когда диагноз был поставлен, нам объяснили, что с резким изменением положения тела, Тим теряется в пространстве. Это вызывает неуверенность и даже страх.
Поэтому усадить Тима на качели было невозможно.
Так же он не любил игры, где нужно было наклонять голову. Например, заглянуть под стол или стул.
Несколько лет наши специалисты потратили на то, чтобы ребенок смог сесть на качели.
Считали, что это очень важный навык в развитии и восприятии мира в целом.
Произошло это впервые в пять с половиной лет. А через год мы начали заниматься адаптивной физкультурой для детей с РАС.
На первом занятии стало ясно, что у нас проблемы с балансом. Хотя, конечно, меня это совсем не удивило.
Но занятия нужно было проводить. А проводить было очень сложно.
Тим кричал и отказывался вставать на балансир. Я уговаривала его и держала. При попытках отпустить руки крик усиливался. Тим уверял меня, что это очень опасно и он может упасть.
Я не помню точно когда, но улучшения стали происходить довольно быстро. Конечно, это при условии того, что мы занимались и занимаемся с ним регулярно. Два-три раза в неделю. И в каждом комплексе упражнений обязательно присутствуют занятия на тренажере-балансире.
С момента начала наших занятий прошло семь месяцев. И сегодня, выполняя очередной комплекс упражнений, я увидела другого ребенка. Который не боится оторвать ноги от пола.
Тим, стоя на тренажере, выполняет упражнения с утяжеленным мячом, весом 1 кг!
Последние два упражнения проводятся на ПЕРЕВЕРНУТОМ балансире! В руках килограммовый мяч. Который Тим должен ловить и кидать!
И это тот же самый мальчик, который еще недавно не мог наклонить голову, чтобы заглянуть под стол.
Поведение спокойное. Тим следует инструкциям. Четко выполняет поставленные задачи. Взгляд собранный.
Сделаю небольшое отступление и расскажу, что в начале сегодняшних занятий, прямо на первом упражнении, у Тима выпал зуб.
Можно представить его радостно-взволнованное состояние!??
Я отпустила Тима отнести зуб под подушку, чтобы Зубная Фея ночью принесла коин.
А теперь на минуточку вспомним, что Тим аутист. О чем он может сейчас думать и говорить??
«Мама, у меня выпал зуб!» (Серьезно? Разве я об этом не знаю? После нескольких десятков раз повторения этой новости?)
«Ночью придет зубная Фея?» (Да! Еще раз, да! И еще много-много раз, да!)
«Она мне принесет доллар?» (Снова много раз, да!)
«У меня теперь нет молочных зубов? Я больше не малыш? Правда, мама?» (Да! Да! Да! Да!)
Кто знает, что такое аутизм, сейчас смог представить наш с Тимом разговор.
Кто с аутизмом не знаком, скажу, что ответить ребенку один раз невозможно. Ну, типа такого: «Да, Тим! Молочный зуб выпал и ты больше не малыш. Ночью придет Зубная Фея и принесет тебе доллар…»
Обсуждение продолжается как заевшая пластинка. Раз за разом мы проговариваем то, что зуб выпал и фея обязательно придет. Ребенок больше не способен думать НИ О ЧЕМ!
В этом и есть коварство аутизма.
И вот в этом состоянии, со свежевыпавшим зубом и еще кровоточащей десной, мы продолжили занятия спортом.
Но дело даже не в кровоточащей десне. А в том, что сейчас его мозг, мозг аутиста, целиком и полностью принадлежал сложившейся в данный момент ситуации.
А мы продолжили заниматься. И у нас получилось то, что вы можете увидеть на видео.
Честно? Я смотрю и думаю… Ну спартанец ведь! Такая выдержка!
В общем, к чему это я все!?
А к тому, что спорт всему голова! А если у ребенка аутизм, то даже две головы!)
И это мы смогли узнать на практике. И это вы можете посмотреть на видео)