О том, что на работу на 82-й завод мои родственники, проживающие в Захарково, проходили по территории (или рядом) Городка лётчиков, я слышала всего лишь один раз в далёком детстве. Какой городок? Почему дядя Саша и дядя Толя ходили на ТМЗ через него? было не понятно. Но тогда, в детстве мне никто и ничего не объяснял. Воспоминания обычно начинались во времена застолий, а точнее ближе к их концу. А спрашивать у хорошо выпивших дядек, какой дорогой они на завод ходили, было бы странно для малолетней девчонки. Кроме того, обычно бабушка - мать моего отца - во время подобных разговоров сильно прижимала меня к своему мягкому боку и гладила по волосам руками, которые пахли пирогами... Думаете какие-то вопросы могли быть в это время у дошкольницы? Да они вообще могли ли быть?
Сегодня спрашивать уже не у кого. Старшее поколение моей родни по отцу уже ушло... Хранителя семейной истории среди нас нет. Ну да не будем о грустном.
Практически рядом с "Посёлком 100", только территориально немного до и за нынешней улицей Свободы, в границах современных улиц Фабрициуса и Штурвальной, в послевоенные годы существовал ещё один коттеджный посёлок, который между собой местные называли Городок лётчиков. Он был растянут от огородов и садов деревни Захарково практически до ТМЗ. И домики там тоже были финские с черепичными крышами - на две семьи. Это была его первая - маленькая - часть. Но был и ещё один посёлок - вдоль завода. Фактически сегодня он бы занял территорию вдоль улицы Свободы от сквера до перекрёстка с улицей Фабрициуса. Во всяком случае те, кто к этому имел отношение вспоминают и именно эту локацию.
Населявшие городок люди имели самое непосредственное отношение к авиации - это были летчики и технический персонал с семьями. Причём они совершенно не обязательно были заняты на соседнем Захарковском аэродроме. Некоторые из лётчиков летали на Тушинском аэродроме, занимались испытаниями. Сейчас от этих территорий городка не осталось ровным счетом ничего - весь он был снесен под корень, когда расчищали место под строительство новых жилых домов и двух школ.
Там даже были свои улицы. Например 2-й садовый тупик в итоге превратился в Парусный проезд. А был ещё и Авиационный проезд, 1 и 3 Садовые тупики...
Городок - давайте так и будем называть эту территорию - имел достаточно развитую инфраструктуру - детский сад, школа ( тогда №5 - потом №826),
магазин, собственная аптека. Рядом водохранилище и сквер вдоль улицы Свободы с летним кинотеатром и танцплощадкой.
Ну а ещё уже отец вспоминал, что иногда вспыхивали подростковые конфликты между деревенскими и "городскими" мальчишками, которые, как всегда в то время, выяснялись если не в ходе массовой потасовки, то в ходе смелых заплывов - летом - или каких-либо спортивных состязаний - на стадионе "Трудовые резервы". Отец и сам заканчивал 7 классов в 5 школе - она к Захаркову была самая близкая.
В самом начале в финские домики селили по две семьи. Одной из семей приходилось размещаться на чердаке, куда с первого этажа вела лестница. В дальнейшем каждая семья получила по отдельному домику. Отопление осуществлялось с помощью газовых котлов, которые стояли в каждом доме. К домику относился земельный участок размером примерно 6 соток. По воспоминаниям одной из участниц форума на "Тушинском хомяке" дети не только учились и играли. Они ещё и совершали организованные набеги на огороды деревни Захарково - "мы туда бегали на огороды, воровали фрукты и ягоды". Ну здесь я вспоминаю бабушкин участок. Не знаю, почему, но все ягодные кусты действительно были очень далеко от дома. А вот сам дом утопал в вишнях и яблонях.
Ну и, конечно, было ещё одно развлечение. Совсем рядом был причал для водных самолётов.
На фото амфибии стоят выше гидроспуска на искусственно отсыпанной площадке. А взлетали они с воды. Т.е. этакий комбинированный гидроаэродром: часть самолетов стоит на воде, часть на суше. Здесь было единственное в Москве место, где гидросамолеты не только могли приводняться, но и выползать на сушу. Гидроспуск — специальный, бетонный пандус, плавно уходивший в воды Химкинского водохранилища, был аэродромной изюминкой
...Летающие лодки — а это были, главным образом, бывшие американские «Каталины» (PBY-6A) — подруливали к гидроспуску, и там механики, облаченные в гидрокостюмы, устанавливали колесные шасси. После чего самолет вытаскивали на сушу.
"История аэродрома Захарково", Владимир Бровкин
https://proza.ru/2019/05/28/1090
Честно говоря, показалось немного странно, что сохранилось достаточное количество фотографий обеих локаций городка лётчиков, а вот воспоминаний как-то много. Наверное причина та же, что и у меня - спрашивать уже не у кого...
Обе части городка постепенно стали сносить где-то в конце 1960-х. На месте "первой" его части были построены в том числе и две школы - 677 и 828, которые и сегодня существуют, но уже под другим номером. "Вторая" часть городка застраивается позже - в 1970-х. И часть его жителей переселяют прямо в новенькие многоэтажки.
Эра бараков и финских домиков в Тушино закончилась окончательно в 1970-е гг. В отличии от "немецкого" городка (Посёлок 100) даже в разговорном языке от посёлка лётчиков ничего не осталось. Никакой памяти. Наверное жаль. Хотя о чём это я...
Спасибо всем участникам форума "Тушинского хомяка" поделившимися со всеми своими фотографиями и воспоминаниями - это действительно бесценный материал!