Питер Паркер был обычным школьником, пока его не укусил паук, подвергшийся действию неогенного преобразователя. Питер обрёл способности, о которых простой смертный даже не мог и мечтать. Но жизнь быстро научила, что на плечи обладателя такой силы ложится огромная ответственность. Питер становится супергероем, защищая невинных и сражаясь со злом.
Далеко не первая адаптация комиксов про стенолаза, но, вероятно, так и остающаяся лучшей. Здесь есть много аспектов, отвечающих на вопрос – почему. Во-первых, из всех попыток повторить успех «Людей Икс», только детище Джона Сэмпера и Боба Ричардсона смогло не только приблизиться к высотам детища Ларри Хьюстона, но местами даже превзойти его.
«Человек-паук» хорош в первую очередь складной манерой повествования, в котором удалось максимально сохранить дух комикса. При том, что сценаристы ушли от канона не то, чтобы далеко, но подчас позволяли себе знатные вольности – чего только стоит семейка из Красного Черепа, Хамелеона и Электро!
Первый сезон представлял нам классический пантеон архиврагов Человека-паука и расписывал параллельно, как обстоят дела у Питера, пока он без маски. Вот, кстати говоря, эту самую тему двойной жизни в рамках мультсериала получилось раскрыть куда более занимательно, нежели это делали в иных адаптациях.
Питер Паркер состоит в непростых отношениях со своим окружением ввиду того, что обустроить личную жизнь оказывается сложной задачей когда у тебя есть вторая жизнь. Второй сезон сильнее стискивает Паука в этих обстоятельствах, когда природа способностей оказывается настолько губительной, что рискует навсегда вытеснить Питера Паркера из жизни Человека-паука.
Конечно, можно подустать от того, сколько раз придётся услышать слово «неогенетика», да и вся возня с Майклом Морбиусом не представляется особо занимательной. Однако же сезон хорош и своей атмосферностью, и ещё более богатым набором персонажей, с которыми приходится взаимодействовать Паркеру. Когда же в кадр входят Люди Икс и звучит интро из их сериала, то это одновременно трогает сердце, а вместе с тем это воспринимается, словно «Человек-паук» получил одобрение и благословение от своего старшего брата.
Третий сезон, получивший название «Грехи отцов», соответственно названию, рассматривает различные сюжеты, в которых исследуется тема менторства, кровных уз, и прочих взаимоотношений, которые завязаны на чём-то большем, чем дружба. Финал, явно вдохновлённый комиксом «Ночь, когда умерла Гвен Стейси», просто выбивает почву из под ног.
Не сказать, чтобы ему ранее недоставало серьёзности, но в этом моменте сериал доходит до высот, коих «Люди Икс» достигли только к четвёртому сезону. А сам «Человек-паук» в четвёртом сезоне уже затрагивает глубже темы любви, отношений, расставаний и напарников. В первую очередь он особо интересен переменами в характере Паркера, который тяжело переживает утрату любимого человека.
Пятый сезон впервые даёт слабину в плане того, как начинают резко сменяться темы – то ли авторы понимали, что сериал придётся сворачивать на фоне финансовых затруднений, которые испытывала Marvel в конце 90-ых, то ли чуть потеряли нить – во всяком случае, некоторые линии, вроде появления Шакала (пока ещё в человеческом обличии), явно были рассчитаны на продолжение в случае, если сериал продлят.
В этом плане кстати говоря «Человек-паук» удачно перенял традицию от «Людей Икс», когда персонажи надолго уходили на дно, или казалось бы, погибали, чтобы спустя солидное время триумфально вернуться на экран. Но пожалуй, претензию можно выдвинуть лишь к сюжетной арке «Шесть забытых воинов», которая далека от канона и, откровенно говоря, не очень интересна.
Адаптации сюжетов о клонах и «Секретных войнах» получились, на удивление, добротными. Ну а финальная серия – «Прощай, Человек-паук» закончилась на удивительно трогательной ноте, в которой авторы одновременно смогли и закончить сериал клиффхэнгером, и поставить точку в повествовании.
В общем сериал получился не таким раздутым как «Люди Икс» и более целостным, в детстве он вызывал неописуемый восторг, и нынче его пересматриваешь хоть и без особого фанатизма, но всё равно отмечая художественные удачи создателей. Хотя недостатки тоже присутствуют, но они не столь заметны.
Последнее, что стоит упомянуть – интро у сериала по сути самое простецкое – динамичная нарезка кадров из разных эпизодов. Но каждый раз, когда слышишь этот вступительный стук барабанов, и паутина заполняет экран, прежде чем камера от первого лица будет совершать паучий полёт между небоскрёбов, бегут мурашки по коже.
Композитор Шуки Леви и гитарист Джо Перри (основатель Aerosmith) написали просто лучшую музыкальную тему из всех возможных, как бы не были хороши опенинги других мультсериалов Marvel, их обыкновенно скипаешь, а вот вступительные титры «Человека-паука» пересматриваешь снова и снова, лишь бы насладиться мелодией.
Пускай некоторые художественные решения у фаната будут вызывать вопросы (вроде квинтэссенций в персонажах, например «Ящер-Халк» или «Блэйд-Призрачный гонщик»), но в целом этот сериал остаётся лучшим. Здесь как-то проще примириться с некоторыми условностями, что были в «Людях Икс», повествование, охватывающее необъятное число персонажей, более целостное и куда больше запоминающихся моментов – будь то трогательные отношения Питера с тётей Мэй, его изворотливость перед ворчливым Джеймсоном, или же махинации Кингпина. Этот мультсериал стоит потраченного времени.
А что вы думаете о сериале? Поделитесь своим мнением в комментариях.