Спустя годы и даже десятилетия после опустошительного нашествия Батыя оставшееся в живых население Руси возвращалось на родные пепелища. Постепенно заселялись села и деревни, поднимались из руин города.
В XIV в. в Северо-Восточной Руси начался медленный подъем сельского хозяйства. Распахивались временно заброшенные земли, осваивались новые пустоши. Крестьяне переходили от подсечного земледелия к трехполью — оно обеспечивало более высокие и устойчивые урожаи. Расширение размеров пашни стимулировало массовое применение более удобной сохи с двумя железными сошниками. Пашенное земледелие дополнялось скотоводством и такими промыслами, как рыбная ловля, охота, бортничество или добыча соли. В XIV в. начало практиковаться пасечное пчеловодство.
Основной формой крупного феодального землевладения в XIV в. была вотчина — княжеская, боярская, церковная. Из условного (за службу) землевладения военных и административных слуг князя — дворян и детей боярских впоследствии развилась поместная система. Однако землевладение на вотчинном и условном держании островками вкрапливалось в море крестьянских общин. Даже во второй половине XV в. в Северо-Восточной Руси преобладали так называемые черные земли. Одни исследователи считают их собственностью феодального государства, другие — собственностью крестьянских общин. Для черных земель было характерно общинное землевладение крестьян с индивидуальным владением приусадебным участком и пашенной землей, а также наличие выборного крестьянского волостного самоуправления под контролем представителей княжеской администрации — наместников и волостелей. Большие массивы черных земель находились в северных районах страны, куда еще только начинало проникать феодальное землевладение, но значительные очаги этих земель имелись и в давно уже освоенных феодалами центральных районах.
Развитие феодальной собственности и ее новых форм вызывало дальнейшее усиление зависимости и эксплуатации сельского трудового населения. В огромной массе крестьянства отчетливо выделялись две категории: черные крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, и крестьяне владельческие, жившие на надельных землях в системе феодальной вотчины. По мнению одних исследователей, черные крестьяне, будучи феодально зависимыми от государства, платили ему феодальную ренту — налог; по мнению других, они, как свободные общинники, подвергались обычному налоговому обложению. Как бы то ни было, но черным крестьянам жилось легче, чем владельческим.
Крестьяне владельческие были лично зависимы от феодала, но степень этой феодальной зависимости была различной. В XIV в. среди владельческих крестьян различались старожильцы (жившие длительное время на земле феодала), серебреники (бравшие денежную ссуду у феодала) , половники (отдававшие феодалу долю своего урожая), пришлые {призванные феодалом к себе из других вотчин) и др. Формой эксплуатации крестьян была отработочная (барщина) или продуктовая (оброк) рента, размеры которой устанавливались феодалами в зависимости от местных условий. За крестьянами еще сохранялось право свободного перехода от одного феодала к другому, но степень внеэкономического принуждения их к труду неуклонно возрастала, и это право на практике все чаще оказывалось формальным.
Усиление эксплуатации крестьян обостряло классовую борьбу, приводило к многочисленным антифеодальным выступлениям. Эта борьба принимала самые различные формы: потрава и покосы полей и лугов феодала, поджоги его усадьбы, убийства отдельных вотчинников и княжеских чиновников, вооруженные выступления. Поэтому класс феодалов был заинтересован в расширении базы великокняжеской власти и в укреплении государства.
Подъем сельского хозяйства способствовал восстановлению и росту городов и как центров ремесла и торговли, и как центров обороны против внешней агрессии с юго- востока и с северо-запада. Возобновилось каменное строительство, возрастало население городских посадов, складывались местные рынки, налаживались торговые связи.
Все возраставшие запросы сельского хозяйства и потребности князей, их дружин и самих городских жителей способствовали быстрому развитию ремесленного производства. Наряду с восстановлением старых ремесленных центров возникли новые центры ремесла — Москва, Тверь, Нижний Новгород, Кострома и др. Основная масса городских ремесленников работала на заказ, занятие ремеслом совмещала с земледелием. Но появились уже мастера, работавшие на рынок. Правда, их было мало, поскольку рыночные связи городов с другими областями оставались пока еще очень слабыми.
Верхушку купечества в городах составляли гости, ведшие зарубежный торг Они, как правило, имели свои вотчины и по своему социальному положению приближались к феодальной знати.
Большинство городов в XIV в. стали центрами феодальной власти и культуры. В них проживала феодальная знать со своей многочисленной челядью. Остальные горожане относились к феодально зависимому и торгово-ремесленно- му населению. Городское население было заинтересовано в прекращении феодальных междоусобиц, в создании нормальных. условий для занятий ремеслом и торговлей. Поэтому города активно поддерживали политику объединения русских земель и усиления государственной власти, власти одного великого князя. Однако некоторые города защищали своего удельного князя и на какое-то время становились центрами сопротивления объединительной политике. В этом проявлялась двойственная роль городов в эпоху средневековья, с одной стороны, заинтересованных в преодолении государственно-политической раздробленности страны, а с другой — стремившихся сохранить свою независимость как политических центров «тянувшихся» к ним земель.
Система русской феодальной иерархии XIV в. включала в себя четыре нисходящие ступени. На верхней ступени возвышались великие князья — верховные правители Русской земли. Вторую ступень занимали вассалы великого князя — удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих уделов. На третьей ступени находились вассалы удельных князей — бояре и служилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупнейшие феодалы-землевладельцы. На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги под дворским — управляющим княжеским хозяйством, составлявшие княжескую и боярскую администрацию. Они получали от князя или боярина небольшие участки земли за службу. В конце XIV — начале XV в. их стали называть дворянами и детьми боярскими
Многоступенчатая структура феодальной иерархии была формальной социально-политической организацией господствующего класса в период феодальной раздробленности страны. Она обеспечивала феодалам защиту их земельной собственности и возможность держать в своем подчинении и эксплуатировать крестьянскую массу в деревне и трудящийся люд в городе.
Ранее сложившийся на Руси политический строй княжеств существенно не изменился в XIV в. По-прежнему князьям принадлежала в их княжествах высшая судебная ж административная власть над населением. Полнота иммунитетных прав, которыми обладали землевладельцы, зависела от их положения в системе феодальной иерархии. С конца XIV в. их иммунитетные права урезывала усиливавшаяся княжеская власть. Сначала в ведение князя или его ближайшего доверенного лица перешел суд по делам об убийстве («душегубстве»), а затем о разбое и воровстве («татьбе»).
Во главе управления княжескими землями и хозяйством стоял дворский. В его ведении находились все прочие слуги княжеского двора, руководившие отдельными отраслями хозяйства: конюшие, стольники, чашничие, ловчие, сокольничие. Казной князя ведал казначей, а его архивом — печатник. С появлением в суде, дипломатии и управлении хозяйством письменной документации у князя сложился штат дьяков и подьячих. Позднее этот бюрократический штат вошел в систему великокняжеских (государственных) приказов. Следует заметить, что отличительной чертой управления в княжествах XIV в. являлось слияние дворцового управления с государственным. Во всех делах управления князья опирались на духовенство, которое обычно поддерживало княжескую власть.
Ордынское иго и многократные набеги ордынцев на русские земли вызвали заметные изменения в экономике и плотности населения отдельных районов Северо-Восточной Руси. Ее центральные и окраинные области (Тверская, Московская, Стародубская, Городецкая, Белозерская и др.) с менее доступными для татар лесными массивами экономически окрепли и образовали новые феодальные центры. Сюда, и прежде всего в Московскую землю, перемещалась из районов Владимиро-Суздальской земли политическая жизнь великорусской народности.
Выдвижению Москвы как центра политического объединения русских земель способствовали несколько факторов. Главными из них были следующие:
Москва являлась средоточием территории, где формировалась великорусская народность;
находясь в узле торговых путей, Москва стала центром экономических связей между другими русскими землями;
географическое положение Москвы гарантировало ей известную безопасность: с северо-запада от Литвы она была прикрыта Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды — другими русскими землями, что способствовало притоку сюда жителей и возрастанию плотности населения;
Московское княжество стало территорией развитого, феодального землевладения.
В превращении Москвы в центр объединения русских земель сыграл свою роль и субъективный фактор — активная политика московских князей.
Во время Батыева нашествия ордынцы сожгли Москву со всеми ее посадами. Вскоре ее вновь выстроил брат Александра Невского Михаил по прозванию Хоробрит. Он стал первым «самостоятельным» московским князем. Однако каких-либо значительных деяний он не совершил, поэтому родоначальником московской княжеской династии считается младший сын Александра Невского, Даниил. Московский стол он получил в 1276 г.
Даниил Александрович был «разумен и досуж». Сначала он владел небогатой волостью, но в обиду себя не давал. В 1301 г. он отнял у рязанского князя Коломну и самого его взял в плен. В 1302 г. его племянник Иван, умирая бездетным, отказал ему свою Переяславскую волость. Московское княжество сразу выросло. В 1303 г. Даниил Александрович умер, а Московская земля перешла к его старшему сыну, Юрию.
При Юрии Даниловиче (1303—1325) Московское княжество продолжало расти. В 1304 г. Юрий присоединил к нему Переяславское княжество. После того как к Московской земле отошел Можайск, весь бассейн Москвы-реки стал вотчиной московских князей. Хотя их владения увеличились тогда втрое, они немногим превышали 35 000 кв. км и по сравнению с такими соседями, как Тверь, были все еще невелики. Строительство Москвы продолжалось. На ее южной окраине был сооружен Данилов монастырь — форпост для защиты от набегов ордынцев.
После смерти Андрея Александровича великокняжеский стол занял тверской князь Михаил Ярославич (1304— 1319). В то время Тверская земля была одним из наиболее крупных княжеств в Северо-Восточной Руси. Несмотря на это, Юрий Данилович вступил в борьбу с Михаилом Ярославичем за великое княжение. Она вылилась в длительную феодальную войну между Москвой и Тверью.
В 1307 г. Михаила Ярославича признал своим князем Великий Новгород. В 1312 г. умер хан Тохта, и Михаил Ярославич поехал в Орду за ярлыком к новому хану, Узбеку. Воспользовавшись отсутствием великого князя, Юрий Данилович отправил в Новгород своего наместника князя Ржевского с военной силой. Михаил Ярославич не пользовался популярностью у новгородцев, поэтому они в надежде получить большую самостоятельность отказались от принятого ранее решения и призвали Юрия Даниловича на княжение.
Золотая Орда всегда проводила политику разжигания вражды между русскими князьями с целью их ослабить. Теперь она стремилась столкнуть между собой тверского и московского князей. В 1315 г. в Орду был вызван Юрий Данилович. В Новгороде он оставил своего брата Афанасия. Тем временем Михаил Ярославич вернулся домой и с тверской ратью и ордынским войском выступил против Новгорода.
Тверские и новгородские войска встретились под Торжком, где между ними произошла «сеча зла». Много было убитых с обеих сторон. Победу одержал Михаил Ярославич. Уцелевшие новгородские воины вместе с князьями Афанасием и Ржевским укрылись в Торжке, но потом вынуждены были сдаться на милость победителя. Князя Афанасия и некоторых новгородских бояр Михаил Ярославич отправил в Тверь как заложников, а многих простых новгородцев продал в рабство. В Новгород снова были посланы тверские наместники. Однако новгородское население, возбужденное действиями тверского князя, не успокоилось — в 1316 г. в городе вспыхнуло восстание, и тверские наместники вновь были изгнаны.
Михаил Ярославич возобновил поход на Новгород — пошел на непокорный город «со всею землею низовскою». Но и новгородцы не дрогнули — на защиту города выступила «вся волость Новгородская»: жители Пскова, Ладоги, Старой Русы, корела, ижора. Вокруг города были быстро возведены оборонительные укрепления. Великий князь Михаил заколебался: не дойдя до Новгорода, остановился, а потом решил отступить. На обратном пути его войско заблудилось среди озер и болот и после тяжких лишений вернулось домой.
В 1317 г. из Орды вернулся Юрий Данилович. В Орде он добился значительных политических успехов: заручился поддержкой хана Узбека, женившись на его сестре Кончаке (Агафье), получил ярлык на великое княжение и привел с собой на Русь ордынское войско во главе с Кавгадыем. Михаил Ярославич с суздальцами выступил навстречу Юрию Даниловичу и Кавгадыю. Встреча противников произошла у Костромы, причем войска их расположились на противоположных берегах Волги. На этот раз до сечи дело не дошло: Михаил Ярославич после переговоров с Кавгадыем отказался от великого княжения в пользу Юрия Даниловича и вернулся в Тверь.
Юрий с Кавгадыем и перешедшими на его сторону суздальскими князьями от Костромы двинулся на Ростов Переяславль, Дмитров, Клин. В тверской летописи говорится, что, двигаясь к Твери, войска Юрия и Кавгадык причиняли много бед населению. Это свидетельство летописца соответствовало действительности. Московские войска уничтожали все на своем пути. Пользуясь ордынской помощью, Юрий Данилович расплачивался за нее тем, что отдавал на разграбление отрядам Кавгадыя русские села и деревни.
Михаил Ярославич выступил против московских и ор- дынских войск вместе с кашинцами. Войска враждующих между собой князей встретились в местечке Бертеневе, в 40 верстах от Твери. Бой закончился победой Михаила Ярославича. Юрий Данилович бежал в Новгород, а его брат и жена попали в плен и были отправлены в Тверь. Ходили слухи, что княгиня Агафья была там отравлена.
Опасаясь ордынского хана Узбека, князь Михаил не хотел обострять с ним отношений и заключил с Кавгадыем мир. После этого спор о правах на великое княжение снова был перенесен в Орду. В 1318 г. Михаил Ярославич отправил к хану Узбеку своего сына Константина, а потом и сам поехал в Орду. До поездки он пытался договориться с Юрием Даниловичем и направил к нему в Москву своего посла, но московский князь убил его, а сам тоже выехал в Орду. В 1318 г. князья-противники встретились в Золотой Орде. Там состоялся ханский суд над Михаилом Ярославичем. Его обвинили в неуплате дани ордынскому хану, в непослушании ханскому послу, в отравлении сестры хана Узбека — княгини Кончаки. По навету Кавгадыя и не без участия Юрия Даниловича тверской князь был убит. В летописных -сводках смерти Михаила Ярославича посвящена подробная повесть, со страниц которой он предстает невинным страдальцем, принявшим мученическую смерть в Орде за христианство и своих подданных.
Великий князь Юрий Данилович вернулся в Москву, захватив с собой заложниками сына Михаила Ярославича Константина и его бояр. Тело тверского князя было перевезено в Москву и после формального примирения Юрия Даниловича со старшим сыном Михаила Ярославича, Дмитрием, передано тверским боярам для захоронения. Чтобы сделать тверского князя Константина Михайловича своим подручным, Юрий Данилович женил его на своей дочери Софье. Брата своего Афанасия он снова послал наместником в Новгород. Другой брат Юрия, Иван Данилович, в 1320 г. был послан в Орду для решения вопросов русско-ордынских взаимоотношений.
Юрий Данилович принимал участие в организации обороны северо-западных границ Руси. В 1322 г. по его указанию в Новгороде ремонтировались стенобитные орудия, а потом во главе новгородцев он отразил нападение шведов на Корелу и осаждал Выборг. Взять город русским не удалось. У истоков Невы, на Ореховом острове, московский князь в 1323 г. заложил каменный город Орехов (Орешек, позже — Шлиссельбург), а также заключил Ореховецкий договор, устанавливавший русско-шведские границы. В 1234 г. Юрий совершил военный поход из Новгорода на Устюг. Устюжане вынуждены были просить новгородцев о мире «по старой пошлине».
Формально помирившись с Юрием Даниловичем, тверской князь Дмитрий Михайлович оставался его главным соперником и претендентом на великокняжеский стол. Соперничество это кончилось, однако, трагедией для обоих князей;
Юрий Данилович стал снова собирать полки на Тверь, однако Дмитрий Михайлович заплатил ему 2000 рублей и поклялся не искать великого княжения. Деньги эти предназначались ордынскому хану Узбеку, но московский князь оставил их у себя. Дмитрий Михайлович поехал в Орду и рассказал там про утайку московским князем ордынских денег, про неправедную казнь Михаила Ярославича и про другие «лихие» дела Юрия и Кавгадыя. Хан Узбек пришел в великий гнев, казнил Кавгадыя, отдал Дмитрию великое княжение и позвал Юрия на суд. Юрий Данилович приехал и встретился в Орде с тверским князем. Дмитрий Михайлович, видимо, не случайно получил прозвище Грозные Очи. Увидев виновника гибели своего отца, он выхватил меч и убил Юрия Даниловича на глазах у хана Узбека. Хан приказал казнить князя Дмитрия, но великое княжение все-таки присудил брату его Александру. В Орде старались не оставлять надолго великое княжение в руках одной княжеской ветви.
С великим князем Александром Михайловичем (1326— 1328) хан Узбек послал в Тверь в качестве баскака Чол- хана (на Руси его называли Щелканом) с большим отрядом. Чол-хан должен был не только собирать дань с русских городов, но и осуществлять постоянный контроль за великим князем. Он поселился в княжеском дворце, чтобы подчеркнуть тем самым свою власть над русским князем. По отношению к русским людям Чол-хан проводил политику грубого произвола, бесчинств и жестокого насилия. В народе потом долго ходила песня про безжалостного Щелкана:
Брал он, млад Щелкан,
Дани, выходы,
Царские невыплаты,
С князей брал по сту рублей,
С бояр — по пятидесяти,
С крестьян — по пяти рублей.
У которого денег нет,
У того дитя возьмет;
У которого дитяти нет,
У того жену возьмет;
У которого жены-то нет,
Того самого головой возьмет.
Возмущенные попыткой восстановить на Руси баскачество, тверичи восстали. 15 августа 1327 г. по звуку вечевого колокола они выступили против ненавистного Щелканова воинства и истребили его. Сам Щелкан пытался укрыться в княжеском дворце, но тоже был убит.
Для усмирения и наказания восставших Орда послала в Тверь карательную рать. Этим воспользовался московский князь Иван Данилович. Чтобы устранить своего самого сильного соперника, он решил участвовать в карательном походе против Александра Михайловича и сумел направить удар карателей только против Тверской земли. Ордынское войско жестоко расправилось с тверичами и подвергло все Тверское княжество такому погрому, что тверские князья надолго выключились из борьбы за политическое господство. Тверской князь Александр Михайлович бежал с семьей в Псков. Однако митрополит Феогност, союзник Ивана Даниловича, проклял и отлучил от церкви псковичей за то, что они приняли в князья Александра Михайловича. Ему пришлось бежать в Великое княжество Литовское. В 1337 г. он отправился в Орду с повинной и получил ярлык на Тверь. Но с помощью интриг Иван Данилович снова восстановил против него ордынского хана. В 1338 г. Александр Михайлович был вызван в Орду и там убит.
Со времени киевского князя Владимира Русская земля имела одного митрополита. Место его пребывания было для князей очень важным делом — город, в котором жил глава русской церквл, считался столицей Русской земли. В 1299 г. митрополичий престол с митрополитом Максимом был переведен из Киева во Владимир. Во время феодальной войны между Москвой и Тверью князья, конечно, стремились заручиться поддержкой митрополита. Дальновидный Иван Данилович, распоряжавшийся в Москве еще при жизни своего старшего брата, Юрия, в 1326 г. построил в городе первую каменную церковь — Успенский собор и предложил митрополиту Петру, подолгу жившему в Москве, совсем покинуть Владимир. Петр согласился, но в том же 1326 г. умер и был погребен в Москве. Его преемник Феогност окончательно сделал Москву центром общерусской митрополии. Поэтому перенос столицы Руси из Владимира в Москву некоторые историки относят к 1326 г.
Братья Юрия Даниловича Борис и Афанасий умерли при его.жизни. После убийства Юрия из московских князей в живых остался один Иван Данилович, получивший прозвище Калита. Расправившись руками Орды с тверскими князьями, он прочно занял великокняжеский стол.
Иван I Калита (1328—1340) был внуком Александра Невского. О происхождении его колоритного прозвища существует две версии. По одной из них, свое прозвище он получил в связи с тем, что был расчетливым, осторожным политиком и скопидомным хозяином: калитой называли кошель для денег, который привязывали к поясу. Согласно второй версии, Ивана Даниловича прозвали Калитой потому, что он всегда носил при себе сумку с медными деньгами, которые раздавал нищим и убогим.
После жестокого подавления восстания в Твери князья Константин и Василий Михайловичи вернулись со своими боярами в родной город. Константин не представлял для Калиты опасности — он был женат на дочери покойного князя Юрия Даниловича и подчинялся воле Москвы. Василий тоже не претендовал на великое княжение. Но с Александром Михайловичем Калита враждовал до тех пор, пока его опасного соперника не убили в Орде.
В феодальной войне между Москвой и Тверью Калита опирался на союз с Великим Новгородом. В 1329 г. он совершил вместе с тверскими и суздальскими князьями успешный поход из Новгорода на Псков. В Новгороде между тем зрело недовольство политикой Ивана Калиты и местных бояр, поддерживавших отношения с Москвой. В 1332 г. там вспыхнуло восстание, вызванное голодом и требованием Калиты закамского серебра, собираемого Новгородом в виде дани с населения Закамья. В ответ на это Иван Данилович со своим войском захватил Торжок и Бежецкий Верх и, засев там на некоторое время, отрезал Новгороду его торговые пути. Новгородцы вынуждены были искать примирения. Оно состоялось в 1334 г., по возвращении Калиты из Орды. В 1334—1335 гг. он сам побывал в Новгороде. Союз Москвы с Новгородом был закреплен в 1335 г. в результате поездки в Москву по приглашению Калиты новгородских властей — посадника, тысяцкого и архиепископа.
С первого и до последнего дня своего великого княжения Иван Калита поддерживал тесные связи с Золотой! Ордой. Он часто сам ездил в Орду, жил там по нескольку месяцев, щедро оделял подарками хана, его жен и вельмож. В отношениях с Ордой он внешне соблюдал вассальную покорность ханам, исправно платил Орде установленную дань и при этом стремился к максимально возможной самостоятельности во всех внутренних делах Руси. Такая политика не давала ордынским ханам повода для новых разорительных набегов на Русскую землю. И действительно, во время княжения Ивана Калиты вторжения Орды на Русь почти полностью прекратились. Летописец отметил: «И бысть оттоле тишина велика на 40 лет, и престаша погани воевати Русскую землю и заколоти христиан, и отдохнуша и починуша христиане от велика истомы и многиа тягости, от насилия татарского...» Таким образом, русские земли получили необходимую передышку для восстановления и подъема своей экономики, накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ненавистного ига.
Заслужив полное доверие Орды, Иван Калита добился от нее очень важной для Руси уступки — окончательного отказа от ненавистной и унизительной для русских людей системы баскачества и права откупа дани русскими князьями. Назначение Калиты главным сборщиком дани явилось большим политическим выигрышем прежде всего для него самого, а также для московского боярства. Великий князь не упустил возможности утаивать часть «ордынского выхода» и разбогател. Сосредоточение в руках московского князя значительных средств открывало ему дополнительную возможность оказывать политическое давление на Новгород и другие русские земли, укрепляло положение Московского княжества. При Калите усилилось и московское боярство, которое тоже богатело, участвуя в сборе дани.
Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Его называют первым собирателем Русской земли, положившим начало возвышению Москвы. Возвышения и расширения Московского княжества он добивался разными путями: устраивал браки местных князей с представительницами своего рода (дочери Калиты Мария, Феодосия, Евдокия были замужем соответственно за ростовским, белозерским и ярославским князьями); назначал в отдельные княжества своих наместников; приобретал в других княжествах земли для себя и содействовал в этом своим боярам на началах частной вотчинной собственности. В одной из духовных грамот Калиты перечислены купленные им села в Новгородской, Владимирской, Костромской, Переяславской, Юрьевской и Ростовской землях. Этим способом расчетливый князь внедрялся в другие княжества, получая новые возможности вершить свои дела.
Иван Калита уделял много сил и внимания строитель ству новой столицы Русской земли — Москвы. После Успенского собора вскоре были построены Архангельский собор, ставший усыпальницей московских князей, и придворная церковь Спаса на Бору. После пожаров в 1331 и 1337 гг., уничтоживших старый Кремль, Иван Калита в 1339—1340 гг. соорудил новую крепость из дубовых бревен. Территория Кремля в это время значительно расширилась в северном и восточном направлениях. Треугольник кремлевских стен шел по-прежнему вдоль Москвы- реки и Неглинной, но на востоке уже начинался примерно у позднейшего грота в Александровском саду и кончался у второй Безымянной башни Кремля. К сожалению, от Кремля Ивана Калиты ничего не сохранилось. Известно только, что он был окружен наполненным водой рвом и земляным валом. При Иване Калите сложился в общих чертах ансамбль основных построек Кремля. На высоком краю холма располагался княжеский дворец. В центре дворцовой площади, которую обрамляли здания Успенского и Архангельского соборов, находилась церковь Иоанна Лествичника «иже под колоколы».
Незадолго до кончины Калита в 1339 г. ездил в Орду с двумя сыновьями и утвердил там свое завещание. На одной из его духовных грамот стоит ханская тамга — свидетельство утверждения ее ханом Узбеком. Умер Иван Данилович в 1340 г., приняв монашество.
Иван Калита сыграл положительную роль в объединении Северо-Восточной Руси вокруг Москвы как главного территориального ядра будущего Русского централизованного государства, однако как политического деятеля его не следует идеализировать. Он был сыном своего времени и своего класса, правителем жестоким, хитрым, лицемерным и вместе с тем умным, упорным и целеустремленным. В действиях его не было открыто выраженных мотивов отпора захватчикам — он откупался от Золотой Орды исправной уплатой «выхода», но его тактика давала Руси передышку от ордынских набегов. Политика Ивана Калиты служила укреплению феодального строя и поступательному развитию русского общества. Будучи крутой и жесткой, она в то же время способствовала государственной централизации. Поэтому, несмотря на отрицательные черты личности этого московского князя и многие неблаговидные приемы его деятельности, политику Ивана Калиты можно и нужно признать относительно прогрессивной.
После нашествия Батыя и установления ордынского ига, когда отдельные части Руси оказались разъединенными, над разобщенными частями древнерусской народности нависла угроза поглощения иноземными поработителями. Но эти достаточно крупные по своей численности части древнерусской народности, борясь за свою независимость, не забывали о киевском периоде своей истории. В средние века закладывались основы формирования трех братских народов — русского, украинского и белорусского.
Население Северо-Восточной Руси находилось в более благоприятных условиях для продолжения своего этнического развития, чем жители западных и юго-западных русских земель. Этот край сохранил свою политическую и государственную обособленность, по сравнению с другими частями Руси более успешно развивался в социально- экономическом и культурном отношении. Золотая Орда, находясь на более низкой ступени развития, не могла ассимилировать коренных жителей русских земель. В свою очередь население более развитого Московского региона в большей степени стало влиять на отдельные элементы языка, культуры и быта людей всей Северо-Восточной Руси. В то же время в условиях феодальной раздробленности продолжали развиваться местные особенности языка, быта и культуры в других областях Северо-Восточной и в Северо-Западной Руси. В силу своего исторического развития Новгородская, Псковская, Тверская, Рязанская и Нижегородская области объективно тяготели к воссоединению в единое государство, хотя нельзя недооценивать и центробежные тенденции, связанные с местным сепаратизмом.
В XIII—XIV вв. плотность населения Северо-Восточной Руси заметно возросла, увеличилась и осваиваемая им территория. Развитие земледелия, ремесла и торговли способствовало, с одной стороны, расширению хозяйственных связей между городами и селами этой территории, а с другой — более широкому и тесному общению людей, в процессе которого складывались общие черты в их характере, занятиях, семейном быту и общественном поведении, проявлялись общие особенности в их жилищах, одежде, пище, обычаях и обрядах. Все это, вместе взятое, и составляло характерные признаки новой народности. Население Северо-Восточной Руси стало считать землю своего обитания своей родиной, своим отечеством. Во второй половине XIV в. этот край с его центром в Москве получил название «Великая Русь». Отсюда и происходят наименования «великорусская народность», «великорусский народ». Более высокой ступенью этнического развития являются нации, но они появятся позже — в XVII в.
Источник:
Русская история. Популярный очерк - Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Москва • Мысль • 1992