– Ольга Степановна! Приветствую! Имеется заявка на русский. Подготовка к ОГЭ. С лета. Ученица перспективная, я её протестировала. Хотят два раза в неделю онлайн. Подумаете?
– Спасибо, Леночка, вынуждена отказаться. Загляните с оказией, поговорим.
Ольга Степановна (имя изменила) – опытнейшая учительница с авторскими методиками и огромным стажем преподавания. Всегда подтянутая, энергичная и деловитая, она была вынуждена оставить школу из-за постпенсионного возраста. Так сложились звёзды и политика школьного руководства.
Поначалу переживала, скучала по своим классам, а потом стала частью нашего маленького репетиторского "профсоюза" по местности. Делимся опытом, передаём учеников, обсуждаем методики, изредка ходим друг к другу в гости. На последнем зимнем совещании читали Салтыкова-Щедрина. От хохота надорвалась.
Конечно заглянула, стало любопытно.
Оказывается, она встретилась на улице с директором школы, из которой её "ушли". Руководительница налетела на бывшего учителя обаятельным и напористым коршуном: "Да вы что?! Какая пенсия?! У нас учить некому! Такой специалист – и не в школе! Всё, жду вас! Оформим, подпишем, в накладе не останетесь. Это нас судьба свела! Чтобы первого сентября как штык! Надеюсь на вас!"
– Вы же знаете, мне нравится работать с классом. Не могу взять учеников, не хочу подводить людей. От онлайн-школы тоже отказалась. Возвращаюсь к непосредственным обязанностям. К предназначению.
Счастливая, помолодевшая лет на двадцать, уверенная в себе – вот как должна выглядеть учительница! Только порадоваться можно!
Это было весной.
***
– Олечка Степановна, вы?! Заболели?!
Недавно ездила в городок за каплями для Мухтара. Сначала не узнала в этой старушке с поникшими плечами давешнюю валькирию от педагогики.
– Что случилось?!
***
У каждого преподавателя, будь то репетитор, учитель или лектор в институте, есть памятные ученики. Такие, которых помнишь всю жизнь; которыми гордишься, даже восхищаешься.
У моей коллеги тоже была такая. Она не только стала лучшей по предмету, она ещё и педагогический институт окончила, чтобы быть, как любимая учительница.
Это с ней Ольга Степановна тогда встречалась, когда состоялся разговор с директором.
Теперь лучшая ученица будет в этой школе вести русский язык.
(По методике своего учителя, не сомневаюсь.)
***
Пожилая женщина с пустыми глазами растерянно поведала, как она позвонила, как ей сказали, как она смутилась. И как ей предложили:
– Ну если вы очень хотите, можно попробовать на продлёнку вас устроить. Да и к тому же, вам сколько лет? Уже себя поберечь надо.
И как она узнала через третьи руки, кого взяли на работу вместо неё.
А ученица пропала. Ни звонка, ни традиционных встреч для обмена опытом, ни вопросов по методике – тишина.
– Возмутительно! Какая продлёнка?! Вот ловкачка малолетняя...
Она меня осекла. И беседу прекратила. И побрела.
***
Разумеется, я так не оставлю ситуацию. Сейчас страдная пора начнётся, ученики пойдут, буду звонить ей, дёргать, тормошить. Соберу коллег, тем более, что некоторые уже в курсе, такова особенность маленьких посёлков и крохотных городков. Мы же "профсоюз"!
Острый вопрос:
Выгода или этика? Вот давайте обсудим в комментариях. Никогда бы так не поступила, честно.
Молодым везде у нас дорога, но если она по головам, эта дорога, справедливо? Нет! Нет! Молодые могут поехать работать в соседний город! А немолодые...
Да какая разница, сколько лет?! Нас порой губит не возраст.
Предательство добивает куда эффективнее.
Первый раз сталкиваюсь с таким недопониманием. Может, я на эмоциях сбивчиво написала. Почитала комментарии. Вношу ясность. Ученица присутствовала в момент, когда её учительница получала предложение от директора. Молодой специалист присвоил предложение себе. Надеюсь, теперь понятнее.
Во пост. Связалась с коллегой и дополнила статью.