Найти в Дзене

Главные праздники Екатеринбурга. Большой обзор от Огненного гида

Екатеринбург уже давно известен своими фестивалями. Есть локальные, которые очень любят местные жители: «Безумные дни», «Майская прогулка», «Петрушка Великий», «Кинопроба», фестиваль документальных фильмов «Россия», «Время открытий», «Реальный театр», а есть такие, ради которых туристы готовы приехать в Екатеринбург: «Ural Music Night», «Коляда plays», Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Стенограффия.

Екатеринбург уже давно известен своими фестивалями. Есть локальные, которые очень любят местные жители: «Безумные дни», «Майская прогулка», «Петрушка Великий», «Кинопроба», фестиваль документальных фильмов «Россия», «Время открытий», «Реальный театр», а есть такие, ради которых туристы готовы приехать в Екатеринбург: «Ural Music Night», «Коляда plays», Уральская индустриальная биеннале современного искусства, Стенограффия.

Мы решили сделать для вас обзор фестивалей, без которых трудно представить Екатеринбург.

Кстати, в Екатеринбурге есть даже улица Фестивальная. Правда, расположена она на северной окраине. В истории СССР было культурное событие, изменившее жизнь целого поколения. Это был фестиваль молодежи и студентов в Москве в 1957 году. Фестиваль проходил две недели, а повлиял на жизнь нескольких поколений.

Самым важным фестивалем в советском Свердловске стал детский музыкальный -
«Земля - наш общий дом».

В 1982 году в Свердловске, который был тогда почти закрытым городом, устроили большой детский праздник «Широка страна моя родная». В Екатеринбург съехались поющие, танцующие, играющие на национальных инструментах посланцы союзных республик. На один из фестивалей из Свердловска даже отправили два самолета в Литву и Грузию, чтобы ребята смогли прилететь на Урал. Завод им. Калинина и Оптико-механический оплатили спецрейсы авиалайнеров.

В 1986 году фестиваль сменил название - «За мир и дружбу на земле» и стал всероссийским, а в 1988 году у него появилось его нынешнее имя «Земля – наш общий дом», статус международного и эмблема.

Символ фестиваля – скворец Федот. Его имя так и расшифровывается ФЕстиваль ДетскогО Творчества. Традиционно гостей фестиваля во время открытия встречают маленькие Федотики с хлебом и солью.

Фестиваль музыкального творчества «Земля - наш общий дом» сегодня проводится Свердловской государственной детской филармонией в Екатеринбурге при поддержке Губернатора и Правительства Свердловской области каждые два года.

Ночь музыки Ural Music Night

Ural Music Night — это ночь, когда город становится музыкой.

В центре города звучат улицы, скверы, площади и парки. Всемирно известные артисты и молодые музыканты исполняют свою музыку для всех и для каждого. Вход на площадки — свободный.

Впервые Ural Music Night провели в 2015 году. У нее есть свой основатель – это Евгений Горенбург. В 2000 году он придумал фестиваль «Старый новый рок», но затем шагнул на новый уровень. После очередного рок-фестиваля, команда организаторов во главе с Евгением Горенбургом пришла к выводу, что люди нуждаются в новом формате. Они хотят слушать разную музыку. И тогда было решено вывести музыку на улицы.

В 2015 году это было 43 сцены, 1000 артистов, 70 000 участников. Фестиваль проводился в самую длинную ночь в году (ближайшие к ней выходные). У него сразу появились свои фирменные знаки. Фестиваль завершался с восходящими лучами солнца. Все, кто остался до конца, вместе пели «Ночь пройдет наступит утро ясное» и ловили первый луч солнца зеркальцами, которые раздавали устроители фестиваля.

Желание гулять, слушать музыку и праздновать у горожан было огромным и следующий фестиваль прошел с еще большим размахом. Самыми масштабными были фестивали 2018 года, 2019 и 2022 года. В 2018 музыканты выступали на 103 сценах, фестиваль посетило 200 000 человек. В 2019 было 300 000 участников. Не меньше собралось и в 2022.

Для Екатеринбурга Ural Music Night имел огромное значение. Екатеринбург стали воспринимать как город ярких, масштабных событий, город музыки, место, куда стоит приехать.

В 2023 году Ночь музыки состоится 23 июня.

Фото предоставлено продюсерским центром "Лад", Управлением культуры Администрации Екатеринбурга
Фото предоставлено продюсерским центром "Лад", Управлением культуры Администрации Екатеринбурга

Музыкальные фестивали

Ural Music Night остается самым масштабным музыкальным фестивалем Екатеринбурга, именно она обратила внимание на разнообразие музыкальных пристрастий горожан, которые слушают всё: от классики до электроники.

С 2011 года в Екатеринбурге проводится
Bach-fest — крупнейший в России ежегодный фестиваль баховской музыки. Свердловская государственная филармония стала местом встречи с всемирно известными интерпретаторами музыки Иоганна Себастьяна Баха и исполнителями, увлечёнными искусством барокко.

Фестиваль традиционно открывается 1 марта.

Бах-фест. Максим Субботин
Бах-фест. Максим Субботин

Безумные дни

«Безумные дни» – российская версия ежегодного фестиваля La Folle Journee, который проходит с 1995 года во французском Нанте, в регионе Луарских земель.

В 2015 году филармония решила провести трёхдневный концертный марафон классической музыки назвала его «Безумные дни». Оказалось, что это именно то, что нужно Екатеринбургу. Городу, живущему в темпе, ни на миг не останавливающемся. Особенно нравится, что в эти дни можно услышать очень интересных музыкантов, а билеты при этом продают по очень демократичным ценам.

«Безумные дни» в 2023 году пройдут с 30 июня по 2 июля. Тема фестиваля – «Ода ночи».

Безумные дни. Татьяна Доукша
Безумные дни. Татьяна Доукша

Джазовый фестиваль
Атмосферный джазовый фестиваль в середине лета подарил Екатеринбургу джаз-клуб «EverJazz». Фестиваль проводится на одной из турбаз с 2013 года. В 2023-м на фестивале вновь соберутся лучшие музыканты со всей России и гости из-за рубежа. Вас ждёт солнечный день полный джаза, фьюжена и фанка.

X Фестиваль EverJazz состоится 17 июня на турбазе «Иволга».

Everjazz. Георгий Сапожников
Everjazz. Георгий Сапожников

Соблазнительно продолжать перечислять и перечислять музыкальные фестивали, которые проходят в Екатеринбурге, но есть риск утомить этими перечислениями читателя. Главное в этих фестивалях, что они показывают, какое большое значение для Екатеринбурга играет музыка, как она меняет представления о городе, как открывает и сближает людей.

Все фестивали, которые проходят в Екатеринбурге, даже значимые, даже с историей перечислить не получится. Но чтобы сделать некий срез этого явления, мы решили вести некоторую классификацию: музыка, театр, кино, искусство, религия.

Царские дни

Фестиваль православной культуры «Царские дни» связан трагической датой – годовщиной расстрела в Екатеринбурге Царской семьи. Событие произошло в июле 1918 года, а спустя восемьдесят лет стало одним из факторов формирования новой идентичности Екатеринбурга.

О Екатеринбурге с конца 1980-х годов все чаще говорили, как о месте убийства царя. Здесь был построен и освящен храм Во имя всех святых в земле российской просиявших, но его стали называть Храмом-на-Крови. После краха советской системы, в российском обществе появилась потребность, найти точку невозврата, после которой все пошло не так. В гибели Царской семьи общество увидело ту жертву, которую принесли на черный алтарь большевизма.

События давнего прошлого требовали осмысления и какого-то внешнего выхода. В 2003 году на месте расстрела появилась традиция Крестного хода от места гибели Царской семьи в место сокрытия останков. Там был построен монастырь Святых царственных страстотерпцев. Ради участия в литургии и Крестном ходе в Екатеринбурге стало собираться множество паломников. Стихийное желание общаться, обсуждать волнующие темы, обрело формы, став фестивалем православной культуры. Впервые встречи, которые оформились в фестиваль «Царские дни», прошли в 2001 году, через год после канонизации царской семьи. С тех пор они проводятся каждый год. Программа фестиваля меняется. Неизменным остается массовый Крестный ход. В нем принимает участи от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч человек.

Вифлеемская звезда

В 2006 году у Храма-на-Крови впервые появились ледяные фигуры, представляющие евангельские сцены, ангелов и сюжеты из русской истории. Это было так необычно, масштабно, не верилось, что это можно повторить. В 2023 году Международный фестиваль ледовой скульптуры «Вифлеемская звезда» прошел в 17 раз. Фестиваль «Вифлеемская звезда» – единственный в России, посвящённый Рождеству. Его организовывает Екатеринбургская митрополия Русской православной церкви.

Театральные фестивали

Для Екатеринбурга фестивали не только праздник, иногда они форма осмысления, поиск пути по которому двигаться дальше. Эта мысль как нельзя более подходит к театральным фестивалям, которые проходят в Екатеринбурге.

Один из старейших – фестиваль
Реальный театр. Он проходит в Екатеринбурге с 1990 года. Фестиваль появился в смутные времена, когда мало кто понимал куда идет искусство и идет ли вообще. Нужна была какая-то точка отсчета, важно было не зрительское признание, а серьезный разговор между сами артистами и режиссерами. Главным лицом фестиваля стал человек, придумавший его формат – Олег Лоевский, первой сценой Екатеринбургский Театр юного зрителя. На фестивале не вручаются награды, это профессиональный разговор о том, чем живет театр. Участники из разных городов показывают свои спектакли и получают обратную связь как от профессиональных критиков, так и от зрителей, которые допускаются к обсуждению спектаклей. Зрители могут увидеть самые интересные с точки зрения театрального процесса постановки. Фестиваль проходит раз в два года.

Следующий фестиваль пройдет в 2024 году.

Реальный театр. Татьяна Доукша
Реальный театр. Татьяна Доукша

Петрушка Великий

Фестиваль кукольников ведет свою историю с 2002 года. В начале 2000-х жители Екатеринбурга открыли для себя, что кукольный театр - это не элемент воспитания детей, а серьезное искусство, которое развивается во всем мире. Конечно, в теории это было известно, но, когда в Екатеринбург приехали артисты из Франции, Чехии, Германии и других стран с необычными постановками, это во многом перевернуло представления о кукольном театре и его возможностях.

Международный фестиваль театров кукол «Петрушка Великий» является конкурсным. Каждый раз экспертный совет отбирает к участию спектакли высокого художественного уровня и соответствующие определенной теме. За все время существования фестиваля в нем приняли участие более ста коллективов с пяти континентов мира.

В фестиваль поверили не только зрители, но и представители власти и капитала. «Петрушка Великий» проходит при поддержке Администрации города Екатеринбурга, Министерства культуры Свердловской области, Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, Международного союза кукольников UNIMA. Постоянными партнерами фестиваля являются Благотворительный фонд «Синара», Благотворительный фонд Русской медной компании.

Петрушка Великий. Татьяна Доукша
Петрушка Великий. Татьяна Доукша

Коляда-Plays

Драматург Николай Коляда в Екатеринбурге основал один из первых частных театров, которому дал свое имя. В 1994 году впервые прошел фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays». Фестиваль прошел на сцене Свердловского государственного академического театра драмы. Идею поддержал заслуженный работник культуры РФ Михаил Сафронов, он же убедил помочь фестивалю Администрацию Свердловской области. Потом фестиваль долго не проводился и снова к нему вернулись уже в 2008 году. В программу фестиваля вошли спектакли разных театров по пьесам драматурга Николая Коляды и его учеников. 

Фестиваль стал проводиться ежегодно. Хотя почти каждый год Николай Коляда грозится закрыть фестиваль, но Екатеринбург уже так привык к этим угрозам и так радуется самому фестивалю, что хочет, чтобы фестиваль продолжался и дальше.

Коляда-Plays. Татьяна Доукша
Коляда-Plays. Татьяна Доукша

Кинофестивали

В 1943 году в Свердловске появилась киностудия и здесь стали снимать художественные, документальные, анимационные фильмы. О кинофестивалях речи долгое время и не шло. Свердловская областная организация «Союза кинематографистов России», созданная в 1958 году, много лет ютилась в небольшой комнатке на Свердловской киностудии. Региональным отделениям иметь свой Дом кино не полагалось. Амбиции Свердловска и руководителей местных органов культуры росли и в 1983 году в Свердловске был открыт Дом кино. Стали устраиваться кинопоказы, обсуждения фильмов. А в 1990-е кинофестивали стали нормой.

Россия

В 1988 году прошел первый открытый фестиваль документального кино «Россия». Кинофестиваль первоначально был объявлен всесоюзным, и места его проведения пробовали менять, — собирали документалистов в Воронеже, но потом вернулись к Екатеринбургу. Со второго фестиваля, состоявшегося в 1991 году, получил современное имя — Открытый фестиваль документального кино «Россия».
Учредители фестиваля: Союз кинематографистов Российской Федерации, Российский фонд культуры, Национальная академия кинематографических искусств и наук.

Кинопроба

Фестиваль «Кинопроба» проводится в Екатеринбурге с 2004 года. Фестиваль появился, когда захотелось расширить формат уже существующего фестиваля Россия. Новый фестиваль стал фестивалем киношкол.
В течение первых трех лет в конкурс фестиваля «Кинопроба» входили только анимационные фильмы. С 2007 года Фестиваль расширил свои границы. Теперь это так же короткометражное игровое кино, а с 2008 и документальное. С 2010 года в программе «Кинопробы» появились конкурсы для непрофессионалов (например, конкурс «Мобильного кино» совместно с МТС, воркшоп по документальному кино, лаборатория «Охота за реальностью: эпос, лирика, драма» по инициативе Фонда Бориса Ельцина в 2012 году и так далее).

Успешность работы фестиваля подтверждается внесением «Кинопробы» в справочник кинофестивалей России. Фестиваль открыл такие новые имена в мире анимации, как Елизавета Скворцова, автор сборника мультфильмов «Колыбельные мира» (Москва), Зоя Киреева, обладательница множества международных наград за дебют «Девочка-дура» (Екатеринбург) и др.

Кинопроба. Георгий Сапожников
Кинопроба. Георгий Сапожников

1/6

В 2022 году в Екатеринбурге состоялся международный кинофестиваль дебютов Евразийского континента «Одна шестая». На сегодня это самый молодой кинофестиваль, но, наверное, не последний.

ИСКУССТВО

Длинные истории и Стенограффия

До середины 1990-х Екатеринбург входил в десятку самых серых городов России. Облупившиеся старые дома, бесконечные бетонные заборы. В 1998 году мэр города Аркадий Чернецкий приказал покрасить фасады зданий в центре города. Дело происходило летом еще до грянувшего кризиса. Город преобразился и юбилей – 275 лет со дня основания и кризис встретил нарядным. Но тем не менее красок на улицах явно не хватало. Исправить ситуацию взялись городские власти и в 2003 году в Екатеринбурге прошел первый арт-фестиваль «Длинные истории Екатеринбурга». Художникам для экспериментов отдали заборы. Главной целью мероприятия стало преображение городской среды, развитие современного имиджа города и создание в нем новых достопримечательностей. У фестиваля были «родители»: художник Арсений Сергеев и арт-менеджер Наиля Аллахвердиева. Они отзывались о нем так:
«Это срочная реанимация городской среды. Работы участников фестиваля исполняются в техниках монументальной живописи, суперграфики или граффити на бетонных заборах, огораживающих строительные и промышленные площадки города».

В 2005 году в рамках фестиваля в Екатеринбурге появился новый арт-объект – гигантская клавиатура.

Фестиваль проводился до 2010 года, уступил место новому фестивалю уличного искусства «Стенограффия», а создатели «Длинных историй» переехали в Пермь, где фестиваль продолжил свою жизнь.

В 2010 году в Екатеринбурге впервые прошёл фестиваль уличной культуры «Стенограффия».

Росту популярности стрит-арта в Екатеринбурге во многом способствовал международный фестиваль уличной культуры «Стенограффия». Инициатором нового формата стал Евгений Фатеев. Благодаря поддержке властей, художники могли уже легально использовать стены. До 2020 года поддержку фестивалю, в том числе финансовую, оказывали городские власти. Благодаря фестивалю появилось или легализировалось немало новых художников, имена которых хорошо известны в современном искусстве. Встреча с искусством прямо на улице вовлекало горожан в диалог, помогало понять новое искусство, расширить свои представления о нем. Правда, проходил и обратный процесс, в городе появилось много вандальных граффити. Благодаря активной популяризации уличного искусства, которую проводили организаторы фестиваля, художники, искусствоведы, журналисты, экскурсоводы, Екатеринбург стали воспринимать как столицу уличного искусства. Объекты уличного искусства сделали Екатеринбург туристически более привлекательным. Фестивали уличного искусства помогли горожанам почувствовать себя более свободными. Стали тем, что их связывает, вызывает чувство гордости.

Фестиваль "Стенограффия"
Фестиваль "Стенограффия"

Параллельно с легальными фестивалями «Длинные истории» и «Стенограффия» появились и независимые, самым известный из них Карт Бланш.

Фестиваль «ЧӦ»

Созвучным с форматами «Стенограффии» и «Длинных историй» стал фестиваль уральской идентичности «ЧӦ». В своем названии он обыгрывает особенности уральского говора. Проект финансируется компанией «Атомстройкомплекс», а курирует его креативный директор компании Никита Харисов. В 2020 году «Атомстройкомплекс» отмечал 25-летие. Компания много строит в Екатеринбурге. Решили к юбилею не возводить какой-то новый объект, а подарить Екатеринбургу что-то новое, чего в городе не было, и что отражало бы уральский характер. Так появился фестиваль арт-объектов.

Фестиваль проводится ежегодно помимо создания новых арт-объектов, он включает публичную программу. В 2021 году она была посвящена истории городской солидарности.

ЧО. Татьяна Доукша
ЧО. Татьяна Доукша

Не темно

Если фестиваль «Стенограффия» разогнал екатеринбургскую серость, то фестиваль светового искусства «Не темно», который проводится в Екатеринбурге с 2012 года, ударил в самое сердце мрака. Евгения Никитина – президент фонда «Культурный транзит», инициатор и куратор фестиваля «Не темно» рассказывает, как все началось. «Я работала с Екатеринбургской академии современного искусства, и с моей подачи студенты академии ездили на световой фестиваль GLOW в Эйндховене, Нидерланды. Появилась идея организовать что-то похожее в Екатеринбурге». Фестиваль посвящен философии света, а проходит в самую длинную зимнюю декабрьскую ночь.

В первом фестивале участвовали два художника – Тимофей Радя и Светлана Спирина. В 2022 году, у фестиваля появилась образовательная программа, а количество участников пришлось ограничивать. В итоге фестиваль проходил два дня на четырех площадках, в нем приняло участие рекордные тысячи человек.

Не темно. Татьяна Доукша
Не темно. Татьяна Доукша

Фестиваль помогает выявлять новые имена, а горожанам пережить самые мрачные зимние ночи. Благодаря «Не темно» в Екатеринбурге появился арт-объект, который уже стал частью городской истории. Это знаменитые оранжевые абажуры Тимофея Ради.

В 2013-м Тимофей Радя представил инсталляцию
«Абажуры». На фонари на центральном городском проспекте напротив Оперного театра он надел оранжевые колпаки абажуров.

Люди, возвращавшиеся домой темными зимними вечерами, посмотрев на эти абажуры, чувствовали, что не все так мрачно, есть дом, есть свет. Эта теплая композиция так полюбилась горожанам, что они захотели ее видеть и на следующий год. Сейчас эта работа фестиваля «Не темно» стала своеобразным символом зимнего Екатеринбурга и появляется на своём месте каждый год уже независимо от фестиваля. Теперь «Абажуры» появляются в декабре и исчезают в марте. Определенного дня установки абажуров нет. И горожане волнуются, если в декабре они не появляются слишком долго.

Меццо-Тинто

Борьба света и тьма – извечный сюжет искусства. Фестиваль Меццо-Тинто дал свет Екатеринбургу, погрузив его во тьму.

Идея больших художественных международных выставок, обычно сталкивается со сложными вопросами дорогостоящих страховок, условий, которые предъявляются к транспортировке, демонстрации картин, да и заполучить шедевры, не обладая авторитетом, вряд ли получится. Музей истории изобразительных искусств, не располагая на тот момент большим бюджетом, смог найти влиятельных единомышленников, которые помогли обрести ему авторитет в мире искусства.

Меццо-тинто — одна из самых редких и трудоемких техник печатной графики, разработанная в Голландии в середине XVII века. От прочих гравюрных методов она принципиально отличается тем, что художник не прорисовывает черные линии или точки на светлом фоне, а наоборот оперирует пятнами света на зачерненной табличке. Такая «черная манера», меццо-тинто, открывает зрителям невероятное многообразие оттенков и неисчерпаемую глубину серого и черного цветов.

Первый фестиваль меццо-тинто состоялся в Екатеринбурге в 2011 году, тогда же было решено проводить его раз в два года. Предмет фестиваля очень изящно делал Екатеринбург городом тонко разбирающимся в искусстве, площадкой современного искусства, но все же максимально приближенного к классике.

К тому времени уральский зритель уже был знаком с гравюрами, выполненными в экзотической черной технике. Инициаторы Международного фестиваля — творческое объединение художников-графиков «PrintaVera» (Екатеринбург — Нижний Тагил) и издательство «Артефакт» (Екатеринбург), начали проводить «подготовительные» выставки еще в 2008 году.

Музей, проводя выставку, еще и комплектовал коллекцию. По условиям участия, художник передает в дар одну из своих конкурсных работ музею.

Уже во время проведения первого фестиваля в Екатеринбурге состоялось нашествие людей искусства. Прибыли художники из городов России, США, Ирландии, Шотландии, Южной Кореи, Мексики и Люксембурга. Делегации искусствоведов из Москвы и Санкт-Петербурга: современной гравюрой интересуются эксперты Русского музея, ГМИИ им. Пушкина, Российской академии художеств, Московской биеннале современного искусства. Пожаловали и частные коллекционеры. И участники, и гости фестиваля единодушны в том, что благодаря Международному фестивалю меццо-тинто Екатеринбург становится мировой столицей современной графики: аналогов этому событию нет ни в одной стране. Одним из главных лиц фестиваля является директор ЕМИИ Никита Корытин.

В 2022 году фестиваль прошел в шестой раз.

Меццо-тинто. Максим Субботин
Меццо-тинто. Максим Субботин

Уральская индустриальная биеннале современного искусства

Причислить Уральскую индустриальную биеннале современного искусства к фестиваля, возможно было бы ошибкой, ведь событие позиционирует себя как выставка. Но не сказать о таком крупном явлении екатеринбургской культуры было бы неверно.

Как указано в официальной справке:
Уральская индустриальная биеннале — крупнейший международный проект в сфере современного искусства на территории Российской Федерации. Биеннале организована в 2010 году по инициативе Уральского филиала Государственного центра современного искусства и проходит каждые два года в Екатеринбурге и городах Уральского региона.

Биеннале. Татьяна Доукша
Биеннале. Татьяна Доукша

Уральская биеннале работает с индустриальной спецификой региона и исследует индустриальность как историческое наследие и актуальную практику, в которую вовлечено множество людей и пространств. Через призму современного искусства проект анализирует текущие глобальные изменения и интегрирует регион в мировой художественный контекст. Всякий раз находя новые грани осмысления феномена индустриальности, биеннале сама становится своего рода индустрией — индустрией смыслов.

Главные выставки Уральской биеннале проходят на территории памятников индустриальной культуры. Благодаря размещению экспозиций в бывшей типографии «Уральский рабочий» и гостинице «Исеть», биеннале актуализировала интерес локального и мирового исследовательского сообщества к памятникам конструктивизма в Екатеринбурге.

Проведение Уральской индустриальной биеннале буквально перевернуло сознание екатеринбуржцев. Конечно, это произошло не сразу и процесс продолжается до сих пор. Смелое соединение индустриального прошлого с искусством было необычным, заставляющим задуматься. Оно было провокативным, редко отвечало привычным представлениям об эстетике, но заставляло думать, включаться в процесс, искать новые смыслы и новые ответы. Концерт классической музыки в цехе Уралмашзавода, выставки в цехах действующего предприятия, исследование промышленных пространств, возможность самому стать модератором современного искусства. Для Екатеринбурга этот проект стал очень важной школой. Появилась креативная команда, которая помогает реализовывать новые культурные проекты, появилось некоторое понимание предмета современного искусства.

Биеннале. Татьяна Доукша
Биеннале. Татьяна Доукша

Продолжаем фестивалить

Мы не рассказали о многих культовых фестивалях, которые существуют давно или набирают силу. Например, совсем ничего о гастрономических фестивалях, которые стали так популярны: Фестиваль барбекю, Урал лисички, Аутентичной уральской кухни. Ничего о книжных фестивалях, например, о фестивале книги и чтения «Читай, Екатеринбург!», о фестивалях, связанных с природой и экологией: Open Air Fest, уральском фестивале сплава «Чусовая России», Майской прогулке, Исеть-фесте, фестивале ландшафтного искусства «Атмофест», о фестивалях народной культуры «Иван да Марья», «Малахитовая шкатулка», о собраниях байкеров, Венских днях, детском музейном фестивале «Время открытий», фестивале уличных театров, поэзии и т.д., и т.д. Мы готовы рассказать вам об этих фестивалях позже. Сейчас приглашаем обратить внимание на главный городской праздник.

День города

У Екатеринбурга есть один сокровенный праздник, который в каком-то смысле можно назвать фестивалем – это День города.

День города. Георгий Сапожников
День города. Георгий Сапожников

Датой рождения города считается 7 (18) ноября 1723 года, когда на заводе был осуществлен пробный пуск ковочных молотов.

Двухсотый день рождения Екатеринбурга отмечали 1 августа 1923 года, потом долгое время не только не отмечали, а еще и спорили о дате основания.

250-ый день рождения отмечался 18 ноября 1973 года. Праздновали с большим размахом. Тогда был открыт Исторический сквер - главная площадка первого народного празднования Дня города. К этой дате Исторический сквер приобрел современный вид: в нем был разбит парк с аллеей и «садом камней», в восстановленных зданиях бывшего завода расположились музеи, была благоустроена территория по обе стороны реки. Также была заложена Капсула времени. Но в ноябре отмечать День города было холодно.

С 1987 года День города был перенесен на летний период и с тех пор традиционно отмечается в третью субботу августа.

Появилась традиция Городской свадьбы. В День города несколько десятков пар торжественно расписывались и участвовали в городском празднике.

Празднование 275-летнего юбилея в 1998 году стало событием не только городского, но и областного и даже федерального масштаба: Екатеринбург чествовался как город-форпост, основанный почти три столетия назад в Центре России на стыке Европы и Азии, сыгравший значительную роль в становлении Российского государства, на протяжении столетий сохранивший уникальность и своеобразие города-завода, «отца» отечественной промышленности, как хранитель культурных и духовных ценностей, исторических раритетов, покровитель науки, искусства, ремесла.

Центральным событием праздника стало открытие памятника основателям города - В.И. де Геннину и В.Н. Татищеву (скульптор П.Чусовитин), а также возведение при содействии Екатеринбургского общественного благотворительного фонда «Институт истории и археологии» часовни во имя святой великомученицы Екатерины. В том же году Екатеринбургу был подарен сквер у Октябрьской площади.

 День города. Георгий Сапожников
День города. Георгий Сапожников

В 2023 году Екатеринбургу исполнится 300 лет. Заранее к этой дате установили часы с обратным отсчетом. Горожане уже заранее радуются празднику и желают Екатеринбургу долгих лет и процветания.

Текст подготовила #огненныйгид Татьяна Мосунова для сайта 300.екатеринбург.рф

Текст подготовила #огненныйгид Татьяна Мосунова