Найти в Дзене
Зачем я там была?

Делюсь впечатлениями от посещения выставки-блокбастера "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина

Пока я нахожусь в Москве, вопрос "Как провести выходные?" для не меня не стоит - я иду на выставки.

В этот раз мой выбор пал на блокбастер от ГМИИ им.Пушкина "После импрессионизма. Русская живопись в диалоге с новым западным искусством". Впечатлениями от ее посещения спешу с вами поделиться.

Фото автора
Фото автора

Новый масштабный проект Пушкинского музея стартовал 18 апреля 2023 года. И он должен был быть совсем другим - не тем, что в итоге увидели зрители.

"После импрессионизма: изобретая современное искусство” - так должна была называться выставка, работу над которой в течение нескольких лет вели сотрудники ГМИИ им. Пушкина и лондонской Национальной галереи. Концепцией выставки предполагалась всесторонняя демонстрация вклада импрессионизма в формирование модернизма в разных странах, в том числе и в России.

Февральские события 2022 года поставили крест над многолетним трудом. В результате в Лондоне открылась выставка без русских работ, а в Москве - без картин из европейских музеев.

Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Концепция московской выставки была вынуждена поменяться. В итоге она предлагает "новый взгляд на историю русского искусства и рассказывает о том, как русские художники, знакомясь с искусством Франции, перешли от подражания к свободному творческому мышлению, которое в итоге привело к завоеваниям отечественного авангарда".

Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

На выставке можно увидеть работы К. Моне, К. Писсарро, А. Сислея, П. Пикассо, А. Матисса, П. Сезанна, В. Ван Гога, А. Руссо, П. Гогена, Э. Мунка, И. Репина, В. Серова, И. Крамского, М. Ларионова, Н. Гончаровой, К. Коровина, В. Борисова-Мусатова, В. Кандинского, К. Малевича, И. Машкова, П. Кончаловского, Р. Фалька, М. Сарьяна и многих других - от имен начинается кружиться голова.

Э. Каррьер "Поцелуй матери". Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Э. Каррьер "Поцелуй матери". Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Западноевропейские художники на выставке - преимущественно картины (за исключением нескольких поступивших из Эрмитажа) из основной экспозиции французского искусства ГМИИ им. Пушкина.

Работы русских художников поступили из Третьяковской галереи, Русского музея, частных коллекций и региональных музеев.

Р. Фальк "Лиза на солнце" (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Р. Фальк "Лиза на солнце" (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Огромный плюс выставки в том, что здесь представлено большое количество неизвестных для широкой публики картин русских художников. Не у всех есть возможность посетить музеи в Кирове, Архангельске, Чебоксарах, Ельце или Орле (18 региональных музеев предоставили на выставку свои шедевры). Не говоря уже про частные коллекции - благодаря кураторам у нас появилась возможность увидеть картины, которые ранее нигде не выставлялись. И за это хочется сказать особое спасибо!

К. Петров-Водкин "Семья кочевника" (Чувашский государственный художественный музей). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
К. Петров-Водкин "Семья кочевника" (Чувашский государственный художественный музей). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
П. Кончаловский "Девочка из Арля" (частное собрание, Москва). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
П. Кончаловский "Девочка из Арля" (частное собрание, Москва). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Выставка поделена на несколько зон, каждая из которых представляет собой определенную веху в истории развития модернизма.

И в каждом таком тематическом разделе кураторы, сопоставляя работы французских и русских художников, рассказывают об эволюции отечественной художественной школы под влиянием европейского искусства.

Н. Тархов "Faubourg St. Martin" (1901г), К. Писсарро "Оперный проезд в Париже" (1898 г), К. Коровин "Париж утром" (1906 г). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Н. Тархов "Faubourg St. Martin" (1901г), К. Писсарро "Оперный проезд в Париже" (1898 г), К. Коровин "Париж утром" (1906 г). Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

В одном из залов вместе представлены картины французского реалиста Жюля Бастьена- Лепажа "Деревенская любовь", Марии Башкирцевой "Дождевой зонтик" и Михаила Иванова "Ответа жду". И такое соседство неслучайно.

Жюль Бастьен- Лепаж "Деревенская любовь", Мария Башкирцева "Дождевой зонтик" и Михаил Иванова "Ответа жду". Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Жюль Бастьен- Лепаж "Деревенская любовь", Мария Башкирцева "Дождевой зонтик" и Михаил Иванова "Ответа жду". Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Ж. Бастьен-Лепаж сыграл решающую роль в творческом самовыражении М. Башкирцевой. Сама Мария, близко знакомая с художником, считала его одним из самых правдивых живописцев своего времени. "Это не только живописец, это поэт, психолог, метафизик, творец", – писала она о нем в своем знаменитом дневнике. Картина же "Ответа жду" М. Иванова очевидно вдохновлена "Деревенской любовью" Бастьена-Лепажа
П. Сезанн и И. Машков. Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
П. Сезанн и И. Машков. Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
П. Гоген и Р. Фальк. Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
П. Гоген и Р. Фальк. Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Переходя из зала в зал мы видим, как русские художники перенимают манеру письма, художественные техники и приемы, мотивы, и, постепенно перерабатывая их, приходят к собственному стилю и становятся в авангарде современной живописи.

Н. Гончарова "Натюрморт. Свертки и каменная баба". Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора
Н. Гончарова "Натюрморт. Свертки и каменная баба". Выставка "После импрессионизма" в ГМИИ им. Пушкина. Фото автора

Сейчас будет ложка дегтя в бочке меда . Сразу оговорюсь, все, что я напишу дальше - это мое субъективное мнение дилетанта. Если вы были на выставке и со мной несогласны, буду рада с вами подискутировать😊.

На мой взгляд, заявленный диалог русской живописи с новым западным искусством не был до конца реализован. Где-то он был громкий и отчетливый, а где-то еле слышен. Выставка, скорее, представляет собой иллюстрацию (качественную и увлекательную) развития модернистских течений.

80% представленных картин - хорошо знакомая основная экспозиция. Хотя, еще раз посмотреть на эти шедевры - никогда не будет лишним😊

📍 ГМИИ им. Пушкина, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX вв. ул. Волхонка, 14

Стоимость полного билета - 700 руб.

Выставка будет идти до 24.09.2023 года