История знает множество случаев, когда авторы исследований и открытий незаслуженно забыты, а их лавры достались другим. Среди таких забытых героев много русских. Об одном из них поговорим сегодня.
Небогатый дворянин из Тулы
Само по себе дворянство не давало Алексею ровным счетом ничего - карьера чаще всего устраивалась при помощи денег и связей, а этим семья Чириковых похвастать не могла. Однако юноша проявил талант и рвение в учебе, тягу к знаниям. Алексей осознавал - только став лучшим он принесет пользу государству и прославит свою фамилию.
Знания, полученные в Туле, помогли бедному юноше поступить в столичную Математико-навигацкую школу, откуда юноша перевелся в Петербургскую Академию. Уровень образования в петровских учреждениях поражал. Будущие морские офицеры, помимо точных и естественных наук, изучали до семи языков. А экзаменовал выпускников сам император. Знания Алексея Чирикова были столь блестящи, что ему был вне очереди присвоен чин унтер-лейтенанта, а также неофициальное прозвище Ученый Моряк.
Участие в исследованиях
Молодого офицера оставили преподавать в академии. Преподаватель пользовался уважением, но сам стремился к иным делам. Алексей Ильич добился принятия его в экспедицию Витуса Беринга.
Отлично зарекомендовав себя во время первого Камчатского похода, Алексей отправился и во Второй. Он осознавал, что путь в Америку, пролегающий лишь по российским землям изменит жизнь страны. В 1740 году исследователи завели суда в Авачинскую бухту, признанную Чириковым достойной великого флота.
Алексей Ильич составил карту и подробное описание местности,отправил в Петербург. Россия не только вышла на побережье Тихого океана, но и построила порт (Сегодня это - город Петропавловск).
Огромным научным достижением стало доказательство отсутствия “земли да Гамы”, нанесенной на карты мира еще в XVII веке (в этом помогло плавание Мартына Шпанберга). Казалось - впереди Америка. Никто не сомневался, что стареющий Беринг отдаст руководство этой экспедицией Чирикову.
Алексей Ильич не только был отличным навигатором. Он внимательно следил за походами коллег и понимал - все очень сложно. Поход был тщательно подготовлен. Но указ Сената требовал двигаться через мифическую “землю да Гамы”. Ослушаться моряки не смели.
В результате суда изрядно потрепала стихия, экипажи поредели, многие не вернулись домой. Здоровье великого исследователя было подорвано. Он умер спустя семь лет, более ничего не совершив.
Было интересно? Ставьте лайк.