Иеромонах Серафим рассказал, может ли монах оставить монастырь и вернуться к обычной жизни.
– До начала XIX века законы Российской империи признавали только один путь к выходу из монашества – принудительно, по духовному суду, – рассказал иеромонах Серафим (Маслов). – Монахи, ушедшие из монастыря, задерживались и возвращались в монастырь, а в некоторых случаях помещались в монастырскую тюрьму. Но при Александре I получил признание добровольный отказ от монашеского звания. Монахам было разрешено просить о снятии с них монашеских обетов, если они оказывались не в состоянии их выполнять. Это разрешение действует до сих пор.
При этомесли монах имел священный сан, то он его лишается.
– Однако никакого, ни богословского, ни канонического обоснования на подобное действие найти не удается, – продолжает отец Серафим. – Монашество признавалось святыми отцами Вселенских и Поместных Соборов как звание пожизненное. Святые отцы руководствовались мыслью, что монашеские обеты давались Богу, и только Он может освободить человека от данных обязательств, что происходит лишь со смертью монаха.
Святитель Василий Великий считал, что выход из монашества может рассматриваться только как святотатство, то есть воровство у Бога Его достояния. Начиная со святителя Василия Великого, а за ним и всеми известными святыми отцами и подвижниками благочестия единодушно признается единственно возможный плод покаяния для человека, самовольно оставившего монашество, – его возвращение к монашеской жизни, добавляет иеромонах.
Марина Злобина. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Кирилл Брага.