Найти тему
КАЛИБР

Классика от классики недалеко ……

Примерно так перефразируя известную поговорку, можно сказать о наших любимых двуствольных ружьях.

Фрагмент картины «Охотники на привале» В.Г.Перова
Фрагмент картины «Охотники на привале» В.Г.Перова

Хотя, честно говоря, наверное это относится к старшему уныло можно сказать пожилому поколению стрелков. Большая часть ныне стреляющих людей как правило обходят «двудулки» стороной. Чем обычно интересуется молодежь? - «арки и калашматы» мощная пневматика короткоствол помпы и карабины для «практики» высокоточка и т. п.

И ругать или как-то сетовать на перемены это конечно необходимо особенно лежа на диване и почесывая попеременно то живот, то лысину. Ну а что еще делать если власть в стремлении насадить оружейную культуру среди стрелков вынудила забыть нашу посконную оружейно-охотничью историю (ведь очевидно, что Тургенев что Аксаков с Толстым яркие представители ретроградного царизма нам не указ) а новой оружейной культуры не оказалось.

Но, впрочем, очевидно с особенностью свойственной возрасту я совершенно забыл про основную идею своего рассказа. А суть в том, что так сложились обстоятельства что совершенно случайно удалось взглянуть на двустволку с разных точек зрения разнесенных между собой на сто с лишним лет. Люди столько не живут, а вещи, созданные ими готовы пережить века.

-2

Так встретились если смотреть сверху-вниз ТОЗ-БМ 1963 года выпуска немецкая (случайно сюда затесавшаяся) бескурковка 1920 года ружье системы Ле Фоше 1850-х годов и ружье «Аксакова» капсульный Ле Паж 1830-х годов. Все почти 16 калибра почти одинаковой длины и почти одинакового веса. Пишу везде почти поскольку Ле Паж немного отличается диаметр стволов чуть меньше длина чуть больше и весит меньше всех.

-3

У каждого предмета своя многолетняя жизнь не один хозяин. И если про ТОЗ я знаю достаточно много, то держа другие ружья в руках можно лишь только пытаться обуздать свою фантазию. Есть ли душа у железа это вопрос веры, но знаю многих скептиков, которые отрицая это в оружии зачем-то своим «железным коням» дают имена да еще гладят их и сюсюкают садясь за руль. Странные существа эти люди.

-4

Тоз был в руках промысловика, уходившего в тайгу с одним рюкзаком и собакою на несколько недель. И не раз был свидетелем жарких баталий за беличью тушку между хозяином и псом.

- Не порядок- скажете вы. И будете правы, но голод не тетка да и собаки были разные. Один пес по окрасу и характеру походила на волка хозяина скорее терпел, чем уважал в итоге при очередном возвращении домой не прыгнул в «кукурузник», а ушел назад в тайгу. Через два года местные отписались что при облаве волчьей стаи был подстрелен, и вожак, который и был той самой лайкой. Приклад на ТОЗике не родной и менялся не раз благо отец охотника был краснодеревщиком и меняя в очередной раз деревяшку смеясь приговаривал: - Рябки да окуньки пустые деньки. В целом ТОЗ вызывает только теплые эмоции и послужил, да еще и продолжает служит многим поколениям охотников.

Про немца ничего не известно хотя иногда, наверное, его пытались представить очередным ружьем Геринга.

-5
-6
-7

И кончил бы он свою жизнь в пыльном мешке на помойке, однако был вытащен оттуда неравнодушными руками и продолжает жить уже в виде макета, но даже не знаешь, что лучше для охотничьего оружия утонуть в болоте или навеки остаться калекой.

С француженкой мадам Ле Фоше все обстоит достаточно интересно. Судьба этой распространенной в свое время модели объединила в себе судьбы некоторых знаковых оружейников 19-го века. Впрочем, имя одного из них мы частенько упоминаем и поныне. И в целом, пожалуй, в этой модели впервые проявились черты современного оружия: практичная и удобная система «переламывания» стволов и унитарный патрон. Несмотря на затертый дамаск отсутствие каких-либо украшений всего лишь одна надпись золотом на стволе говорит о неординарности этого ружья.

-8

Да, да стволы знатного мастера Леопольда Бернара (L. Bernard) который своими стволами куда попало не разбрасывался. А почтеннейший папаша Леопольда, которого звали Жан в свое время был ровня и компаньон самим Николя Буте и Жану Ле Пажу. Ну а патроны к этому чуду ружью делались на мануфактуре Жевело (Gevelot). Чью конструкцию капсюля мы используем и поныне.

Казалось бы, привычная нам бумажная гильза.

-9

Но есть нюанс.

-10

В общем Ле Фоше Жевело и Бернар в одном флаконе. Если бы не антикварный статус предмета и решаемые трудности с патронами с удовольствием пострелял бы из такого славного оружия.

(Интересная познавательная статья о подобном ружье и вышеперечисленных персонажах была напечатана в журнале «Мастер-Ружье» №8 2013 г.)

Ну и самая классика из классики — это двустволка из мастерской Ле Пажа.

-11

Два мастистых эксперта заочно сломали не одну пару копий кто из династии Ле Пажей сделал это ружье Один утверждал, что это Жан другой что это его сын Анри. (Я-то, честно говоря, немного сомневался Ле Паж ли — это вообще поэтому заказал экспертизу в двух местах). С Жаном, впрочем, тоже не все ладно. По одним данным он умер в 1822 году по другим в 1834. Возможно, путаница идет от того что существовали две ветви Ле Пажей парижская и льежская которые находились в какой-то степени родства друг с другом и обе занимались оружейным бизнесом.

Несмотря что ружье имеет капсюльную систему воспламенения очевидно, что сами замочные пластины планировались для кремневых замков.

-12

Вполне вероятно, что ружье было произведено в момент перехода с одной системы на другую и руку мог приложить как сын так и отец Ле Паж.

Общая длина – 1150 мм. Длина стволов – 748 мм. Вес – 2,3 кг. (вес ТОЗа - 3 кг).

Такая конструкция охотничьих ружей была широко распространена в 18-х – 19-х веках. Оружие предназначалось для охоты дробью на некрупную дичь. Стволы из дамаска достаточно мощные в казенной части постепенно утончающиеся к дульному срезу что хорошо влияет на баланс. Диаметр обеих стволов одинаков и равен 15,6 мм.

-13

Посредине межствольной планки выполнена надпись «LE PAGE A PARIS». Приклад из фактурного ореха.

-14

Приклад выполнен в классическом французском стиле конца 18-го начала 19-го века завершен стальным затыльником. По бокам ложи врезаны замки спусковая скоба стальная.

-15

Крайний слева дульный срез Ле Пажа.

Tempo se ne va – Время идет как поет А. Челентано и похоже совсем скоро так как я сейчас восхищенно рассматриваю Ле Паж так же редкие любители старины будут любоваться ТОЗиком.

Игорь ВЕРБОВСКИЙ