Примерно так перефразируя известную поговорку, можно сказать о наших любимых двуствольных ружьях.
Хотя, честно говоря, наверное это относится к старшему уныло можно сказать пожилому поколению стрелков. Большая часть ныне стреляющих людей как правило обходят «двудулки» стороной. Чем обычно интересуется молодежь? - «арки и калашматы» мощная пневматика короткоствол помпы и карабины для «практики» высокоточка и т. п.
И ругать или как-то сетовать на перемены это конечно необходимо особенно лежа на диване и почесывая попеременно то живот, то лысину. Ну а что еще делать если власть в стремлении насадить оружейную культуру среди стрелков вынудила забыть нашу посконную оружейно-охотничью историю (ведь очевидно, что Тургенев что Аксаков с Толстым яркие представители ретроградного царизма нам не указ) а новой оружейной культуры не оказалось.
Но, впрочем, очевидно с особенностью свойственной возрасту я совершенно забыл про основную идею своего рассказа. А суть в том, что так сложились обстоятельства что совершенно случайно удалось взглянуть на двустволку с разных точек зрения разнесенных между собой на сто с лишним лет. Люди столько не живут, а вещи, созданные ими готовы пережить века.
Так встретились если смотреть сверху-вниз ТОЗ-БМ 1963 года выпуска немецкая (случайно сюда затесавшаяся) бескурковка 1920 года ружье системы Ле Фоше 1850-х годов и ружье «Аксакова» капсульный Ле Паж 1830-х годов. Все почти 16 калибра почти одинаковой длины и почти одинакового веса. Пишу везде почти поскольку Ле Паж немного отличается диаметр стволов чуть меньше длина чуть больше и весит меньше всех.
У каждого предмета своя многолетняя жизнь не один хозяин. И если про ТОЗ я знаю достаточно много, то держа другие ружья в руках можно лишь только пытаться обуздать свою фантазию. Есть ли душа у железа это вопрос веры, но знаю многих скептиков, которые отрицая это в оружии зачем-то своим «железным коням» дают имена да еще гладят их и сюсюкают садясь за руль. Странные существа эти люди.
Тоз был в руках промысловика, уходившего в тайгу с одним рюкзаком и собакою на несколько недель. И не раз был свидетелем жарких баталий за беличью тушку между хозяином и псом.
- Не порядок- скажете вы. И будете правы, но голод не тетка да и собаки были разные. Один пес по окрасу и характеру походила на волка хозяина скорее терпел, чем уважал в итоге при очередном возвращении домой не прыгнул в «кукурузник», а ушел назад в тайгу. Через два года местные отписались что при облаве волчьей стаи был подстрелен, и вожак, который и был той самой лайкой. Приклад на ТОЗике не родной и менялся не раз благо отец охотника был краснодеревщиком и меняя в очередной раз деревяшку смеясь приговаривал: - Рябки да окуньки пустые деньки. В целом ТОЗ вызывает только теплые эмоции и послужил, да еще и продолжает служит многим поколениям охотников.
Про немца ничего не известно хотя иногда, наверное, его пытались представить очередным ружьем Геринга.
И кончил бы он свою жизнь в пыльном мешке на помойке, однако был вытащен оттуда неравнодушными руками и продолжает жить уже в виде макета, но даже не знаешь, что лучше для охотничьего оружия утонуть в болоте или навеки остаться калекой.
С француженкой мадам Ле Фоше все обстоит достаточно интересно. Судьба этой распространенной в свое время модели объединила в себе судьбы некоторых знаковых оружейников 19-го века. Впрочем, имя одного из них мы частенько упоминаем и поныне. И в целом, пожалуй, в этой модели впервые проявились черты современного оружия: практичная и удобная система «переламывания» стволов и унитарный патрон. Несмотря на затертый дамаск отсутствие каких-либо украшений всего лишь одна надпись золотом на стволе говорит о неординарности этого ружья.
Да, да стволы знатного мастера Леопольда Бернара (L. Bernard) который своими стволами куда попало не разбрасывался. А почтеннейший папаша Леопольда, которого звали Жан в свое время был ровня и компаньон самим Николя Буте и Жану Ле Пажу. Ну а патроны к этому чуду ружью делались на мануфактуре Жевело (Gevelot). Чью конструкцию капсюля мы используем и поныне.
Казалось бы, привычная нам бумажная гильза.
Но есть нюанс.
В общем Ле Фоше Жевело и Бернар в одном флаконе. Если бы не антикварный статус предмета и решаемые трудности с патронами с удовольствием пострелял бы из такого славного оружия.
(Интересная познавательная статья о подобном ружье и вышеперечисленных персонажах была напечатана в журнале «Мастер-Ружье» №8 2013 г.)
Ну и самая классика из классики — это двустволка из мастерской Ле Пажа.
Два мастистых эксперта заочно сломали не одну пару копий кто из династии Ле Пажей сделал это ружье Один утверждал, что это Жан другой что это его сын Анри. (Я-то, честно говоря, немного сомневался Ле Паж ли — это вообще поэтому заказал экспертизу в двух местах). С Жаном, впрочем, тоже не все ладно. По одним данным он умер в 1822 году по другим в 1834. Возможно, путаница идет от того что существовали две ветви Ле Пажей парижская и льежская которые находились в какой-то степени родства друг с другом и обе занимались оружейным бизнесом.
Несмотря что ружье имеет капсюльную систему воспламенения очевидно, что сами замочные пластины планировались для кремневых замков.
Вполне вероятно, что ружье было произведено в момент перехода с одной системы на другую и руку мог приложить как сын так и отец Ле Паж.
Общая длина – 1150 мм. Длина стволов – 748 мм. Вес – 2,3 кг. (вес ТОЗа - 3 кг).
Такая конструкция охотничьих ружей была широко распространена в 18-х – 19-х веках. Оружие предназначалось для охоты дробью на некрупную дичь. Стволы из дамаска достаточно мощные в казенной части постепенно утончающиеся к дульному срезу что хорошо влияет на баланс. Диаметр обеих стволов одинаков и равен 15,6 мм.
Посредине межствольной планки выполнена надпись «LE PAGE A PARIS». Приклад из фактурного ореха.
Приклад выполнен в классическом французском стиле конца 18-го начала 19-го века завершен стальным затыльником. По бокам ложи врезаны замки спусковая скоба стальная.
Крайний слева дульный срез Ле Пажа.
Tempo se ne va – Время идет как поет А. Челентано и похоже совсем скоро так как я сейчас восхищенно рассматриваю Ле Паж так же редкие любители старины будут любоваться ТОЗиком.
Игорь ВЕРБОВСКИЙ