По одну сторону от Вайкунтхи, высшей обители Господа Вишну, расположено небесное царство Рудры-Шивы, а по другую - сфера Брахмы-творца. Вместе эта триада образует центральное триединство космических сил, управляющих высшим планом проявленного существования.
Это трансцендентное причинное царство превосходит все низшие сферы обусловленной реальности. Его первозданным субстратом является принцип Махат, "принцип Всемирного Разума и Сознания", первый продукт первоприроды или Прадханы который является исходной матрицей, рождающей все последующие элементы и формы. Здесь обитают только те возвышенные души, которые достигли истинного просветления и освободились от принуждений кармы, освободившись от циклов смерти и перерождения. Здесь же обитают те редкие существа, обладающие высочайшим состраданием, которые отождествляют себя с сознанием Брахмы и принимают непосредственное участие в разворачивании космического творения.
Брахма представляет собой изначальный активный импульс проявления, силу, которая проецирует чистое недифференцированное сознание в мириады форм, имен и отражений. Его обитель, Брахмалока, - это причинное лоно, содержащее архетипы всех реальностей, ожидающих своего появления на свет. Достигнув единства с Брахмой, созревшая душа сливается с этой абсолютной творческой потенцией, этой корневой матрицей, порождающей относительный мир. Брахма определяет изначальные схемы и законы развития, которые определяют эволюцию всех проявленных существ.
Однако, несмотря на свой возвышенный статус, даже Брахма не может дать окончательного освобождения. Драма становления продолжает развиваться. Брахма задает основные рамки космической пьесы, но глубинный смысл, лежащий в основе всех форм, остается скрытым. Только Вишну в своем аспекте безусловной Истины может даровать полную свободу от ограничений творения.
Поэтому после восхождения к вершинам Брахмы три гуны продолжают втягивать душу в свою динамику. Раджас страсть провоцирует новое участие в космическом калейдоскопе. Тамас невежества в конце концов одолевает даже самый расширенный разум и возвращает сознание к отождествлению с материальным бытием. Как змея обвивается вокруг своей добычи, так и тамогуна влечет сознание вниз по космической оси, обратно в объятия Пракрити, первозданной природы. От вершины Брахма-локи падение идет вниз по плоскостям, пока не достигает уровня шестой чакры, связанной с земной жизнью.
Однако мудрость, полученная от близости к Творцу, не пропадает. Полученные уроки помогут душе в её дальнейшем путешествии к окончательному освобождению, которое может расцвести даже среди земных переживаний. По мере того как открывается дверь сердца, созревает путь преданности, бхакти. Теперь возможность еще раз бросить кости в игре Лила, божественной игре, манит к новому циклу становления.
Таково учение, открытое теми просветленными существами, которые нанесли на карту контуры проявления от его бесформенного источника до областей формы и прошли путь паломника через круги рождения и смерти к окончательной свободе. Их мудрость повествует о высочайших вершинах сотворенного бытия и о великом круговороте душ, стремящихся к единению с Бесконечным Существом, которое является концом всех поисков.