Есть Санкт-Петербург туристический, а есть не туристический. Поговорим о "не туристическом". Сегодня я вам покажу и расскажу то, что вам точно понравится. И бОльшая часть материала будет для вас новой. Даже для тех, кто хорошо знаком с теми местами. Для увлеченных историей людей мое повествование будет особенно интересным. Статья будет из нескольких частей, сколько пока не знаю, как пойдет. Я решил кое-какие моменты раскрывать максимально подробно, а по-сему будет очень много картинок.
Настоятельно рекомендую читать статью с большого экрана, с компа или с телевизора и в Живом Журнале, ибо только в ЖЖ можно посмотреть фото в полном разрешении. А посмотреть будет много чего.
Итак, нашим сегодняшним пациентом для исследований и детального расследования будет монастырь. Мужской монастырь в поселке Сергиевка под Санкт-Петербургом. Называется официально как Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь. Название сложное и вряд-ли кому-то о чем-то скажет. Я в данной статье, равно как и во всех своих прошлых статьях и в лекциях, буду стараться писать максимально доступным языком с минимум сложных понятий. Я не на кафедре и не на научном собрании. И вообще, как будущего командира в военном училище, мне 4 года вдалбливали в голову мысль о том, что твоя речь, включая письменное повествование (рапорт, доклад), должна быть максимально простой, с максимально короткими предложениями и построена таким образом, чтобы любой даже самый отсталый и тупой солдат понял что ты ему говоришь и чего ты от него хочешь. Без малейших кривотолков и двоетолков. С тем и живу. Это я сейчас написал для тех, кто меня критикует за то, что я, допустим, архитрав обзываю балкой перекрытия, капинос свесом, а байпас перемычкой.
Сперва краткая история. Монастырь возник не на пустом месте. У императрицы Анны Иоановны была родная сестра Екатерина. Так вот это была ее дача, Екатерины. Откуда у нее эта дача, кто и на остатках чего ее строил - неизвестно. Для нас тут важен факт того, что даже по официальной истории данное место было обжитым и застроеным. Это к 1732 году, когда дача и была изъята в пользу монастыря. То есть с момента прихода Петра Первого и основания города на Неве прошло менее 30 лет. Но дача уже была. И судя по всему не хилая такая дачка, ибо остатками этого самого наследия периода "дачи" мы и будем заниматься в данной статье. Сам монастырь по первой прозябал в нищенском и полунищенском состоянии. Аж до 1834 года, когда Николаем первым была поставлена задача сделать из Троице-Сергиевой пустыни образцовую витрину. Столица все-таки. Царь, Синод, забугорные гости, и всё такое. Даже настоятель монастыря был подобран с инженерным образованием. Игнатий его звали. В монашестве. А так Брянчанинов его фамилия, а звали Дмитрий Александрович. Этот самый Игнатий и сделал по сути то, что мы сейчас хорошо знаем и видим. В имеющихся границах и объеме. И даже более, ибо кое что из того наследия до наших дней не сохранилось. К большому сожалению. Был там, например, Троицкий собор, постройки еще Растрелли (а проект якобы аж Трезини) в 1760-е годы, по картинкам весьма примечательный. Правда подобных пятиглавых соборов сейчас в Петербурге сохранилось не мало. Так что в общем и целом что там и как было можно предполагать вполне уверенно. Его уничтожили при Хрущеве, когда на месте пустыни была организована школа милиции, и там где находился собор сделали плац для строевой подготовки курсантов. Во второй половине 19 века в монастыре прошло несколько реконструкций старых зданий и постройка пары-тройки новых. При советах монастырь использовался в разных целях, как я уже написал выше последние 30 лет до распада Союза в нем была школа милиции. Что еще сказать. Как и в большинстве монастырей здесь много разных могил и прочих захоронений. Есть даже пирамида-усыпальница. Остаток былого родового некрополя Чичериных. Всего здесь захоронено порядка 1500 разных лиц. Преимущественно "голубой крови". В 1813 году пока готовилась усыпальница М.И.Кутузова в Казанском соборе тело фельдмаршала почти 3 недели находилось в данном монастыре. Нуу, на этом краткая историческая справка пусть будет окончена.
Так, с чего начать? Материала очень много и весь жутко интересный. Так, давайте-ка я начну с тыла. С задней части монастыря. А потом пойдем по кругу и выйдем к парадным воротам. Ибо парадные ворота того стоят, чтобы ими закончить.
Итак, тыл. В тылу у нас очень забавное зданьице. В любой точке Земного шара вам бы сказали что это самый наглядный пример засыпанного жуткой катастрофой здания. Но только не в Питере. В Питере, как вы знаете, так строили. Весь Питер. И не только. В Сергиевке, она же Володарка и где-то рядом Стрельна, всё тоже самое. Щас покажу (все фото кликабельны!!!) . Ходишь, такой, гуляешь, красивая архитектура...
Действительно красиво, да? И чё спросите вы? А ни чё. Просто первый этаж утонул в землю. Да так, что до балкончика я спокойно достаю рукой.
Это у нас так называемый "Настоятельский корпус". Датируется как 1755 год. Но это только на бумаге. Ежу понятно что так в 1755 году никто строить не мог. И вот тому подтверждения. Мы видим классические замурованные наполовину окна первого этажа и утопленный в землю вход. Да и по пропорции этажей здания это отчетливо видно.
Самое интересное что те, кто возводил это здание на руинах прошлого даже поленились отодвинуть нанесенные проходящей волной и селем булыжники. Как их прибило к старым стенам, так они до сих пор родненькие и лежат. Ну лежат и лежат. Хорошо лежат. Чего их трогать-то? Так подумали строители дачи для сестры императрицы. Начнешь откапывать, а там их еще больше будет. Камушки таскать это вам не по кнопкам клацать. Пусть лежат. Залепили растворчиком и сверху обнесли кирпичиком. Всегда подмазать можно. Так и схоронили их до наших денёчков.
И на другой стеночке так же. Только камушек один одинёхонек, но чуток побольше. Видно что он в земле расширяется. Но так же под стеночкой.
Заходим вокруг здания с парадной стороны. О боги! Так вот он наносной слой от селя! Или вы думаете это ландшафтные работы курсантов школы милиции? Нет конечно. Как было так и осталось. Расчистили чуток чтобы дорожку проложить вдоль здания. И баста. Кому надо, вот вам лопата и флаг в руки. Видно перепад порядка метра с гаком. По бровке деревца и травка.
А здесь я вам покажу гениальное ноу-хау строителей дачи. Сперва древний фундамент с остатками древних стен. К ним прибило камушки. На всё это кладем кирпич на известковом растворе, выводим в уровень и для связки и усиления конструкции кладем гранитные блоки. Скорее всего те, что когда-то были частью старой конструкции. Ну может где-то чуток подрехтовали, шлифанули. Как же без этого. Все просто, дёшево, и, главное, под рукой.
Камень сильно эрозирован. Правда и обработка грубая. Как смогли. Лето в Питере короткое, а дачу нужно строить.
Теперь перейдем чуток подальше. К этому зданию настоятельского корпуса примыкает другое здание. Не трудно догадаться что это трапезная. Кухня всегда должна быть рядом. Закон. Так вот, по бумагам здание этой самой монастырской трапезной (столовой) построено в 1854 году. Через сто лет. Повторяю еще раз. Через сто лет! И что мы видим? Едрёна мама. Окна первого этажа точно так же утонули в земле, а вход через второй этаж! Ну так строили. Питер же! Всё отличие с первым зданием только в цвете. Краска разная. А так все тоже самое.
Напомню, что это откопанная сторона, там где бровка и дорожка с травкой (в кадр не попали, они левее).
Интересно, правда? Но это лишь начало. Щас подойдем к следующему зданию. Вы не поверите, но оно тоже не отдельное, а пристроенное. То есть это всё единая конструкция. Датируется 1859 годом. И это уже действующий храм. В честь Сергия Радонежского.
Храм действительно производит впечатление новодела. Нормальный уровень первого этажа, окон, дверей, вообще вся конструкция смотрится гармонично. Но, как всегда есть очень жирное "но". От такого "но" у вас сейчас глаза на лоб полезут. А чтобы вы в обморок не попадали, я вам буду постепенно показывать. От меньшего к большему.
Начнем с входа в храм. Как вам?
Это гранит. Еще раз. Гранит!!! Всё из гранита. И колонны, и их базы и капители и арка. Ну про цоколи, облицовки, подоконники и прочие "мелочи" я и говорить не буду. На фоне этого входа они меркнут. Хотя в любом другом городе мира они бы были предметом жуткой гордости для местных барыг от туризма. Теперь я очень подробно вам покажу эти ворота. Оно того стоит. Все кто читает с телефона или на сторонних от ЖЖ ресурсах настоятельно рекомендую найти большой экран и перейти в ЖЖ. Все фото кликабельны! Тыкаете мышкой по фотографии и увеличиваете ее до исходного размера.
Начну с того, что элементы входа состоят из гранитов разного паспорта. То есть там не просто сложнейшая конструкция, но еще и по цвету подбирали! И не надо думать что это делалось в разное время. Нет. Это делалось единомоментно.
Вот посмотрите на базу колонны (пьедестал). Она в нижней части фото. Это классический рапакиви. Видно рапу, это такие кругляшки. А выше загогулистое начало колонны уже из среднезернистого гранита переходной от рапакиви формы. Обратите внимание, что база колонны тоже стоит на гранитном основании, у самой брусчатки чуток видно. Когда кликните мышкой и увеличите фотографию, обратите внимание на то, что обруч базы имеет наклеенную заплатку. Ремонтировали.
Ствол колонны и капитель.
Как и каким инструментом выдалбливали капитель я совершенно не понимаю. Ювелирная работа без права на ошибку. Чуть колонёшь и капец, обратно не приклеишь. На помойку.
Все элементы ворот отпескоструены. Я долго искал следы от обработки, но ничего не нашел. Эрозия и пескоструй всё стёрли. Однако, не унывайте. Далее, в других частях статьи, будут другие гранитные элементы и вот на них следы обработки я нашел и вам покажу. Степень эрозии большая, но не критичная. Еще несколько столетий простоит. Датировать крайне сложно, ибо пескоструй раз, а во-вторых неизвестно откуда эти гранитные штучки приволокли. Они могли быть как внутри помещения, под навесом, или просто могли быть засыпаны землей (селем). А быть засыпанным землей для гранита это все равно что быть в лаборатории на сохранении. Выкопайте любой гранитный камушек из земли, он будет гладенький и блестеть как новенький.
Еще одна завитушка.
Тут примечательна не столько завитушка, сколько весь блок на котором эта завитушка. Невероятно сложная конструкция. Стык блоков хорошо видно.
Теперь снова опустимся вниз. Нижний край ствола колонны. Мы видим юбку. Я сперва по привычке подумал что это классическая юбка от колонны ионического ордера. Напомню что у ионического ордера как раз капители в виде таких завитушек. Хотя, если уж быть совсем точным, то это не ионический стиль, ибо кроме завитушек там есть еще ряд отличительных признаков, которых по факту нет. Но сейчас не об этом. Так вот, смотрим на юбку ствола колонны.
Оказывается, что юбка не родная! У меня глаза на лоб полезли когда увидел. Ствол колонны, оказывается, либо от дорического ордера, у которого такой юбки не бывает по определению, либо это обрубок! Скорее всего обрубок. Проще говоря, когда-то где-то была некая конструкция входной группы. Наследие допотопной античности. Валялась в запасниках и ее не знали куда приспособить. Валялась, себе, никому не мешала, пока в середине 19 века не догадались её примастырить к вновь строящемуся храму. А он действительно вновь строящийся, ибо имеет правильные пропорции и никаких закопанных этажей. Но колонны были слишком длинными. И ничего лучше не придумали, как их укоротить под нужный размер. Но укоротили коряво, а по сему после порции матюков от прораба работяги худо-бедно прилепили юбочку по периметру. Там где стык с базой. Там вся юбка представляет собой последовательно уложенные пластинки. Стыки пластинок замазали герметиком (сейчас обычная затирка для кафеля). Подробно на следующих фото.
Чтобы закончить с внешним периметром последнее фото. Это цоколь. Мы видим облицовку из разного гранита. Я не знаю когда это делалось. Изначально в 1850-е годы, или при последующих реставрационных работах.
А теперь зайдем внутрь. А там... А там "такое", что этому будет посвящена отдельная часть.
Всем спасибо, продолжение очень скоро. Материал есть, просто нужно выбрать время чтобы написать. А вот времени у меня сейчас крайне мало. Лето, дача.... Живу на даче.
п.с.
Оригинал статьи в ЖЖ с фото в максимальном разрешении https://zodchi1.livejournal.com/25322.html
Мой блог в Живом Журнале.