Найти в Дзене
От Урала до Карибов

Богатая бедная Гвинея

Вроде в Африке тепло и все должно расти. Но почему тогда люди живут там так бедно? Расскажу на примере Гвинеи. Из собственного опыта. Гвинея. Западная Африка. Регион где я живу в основном скотоводческий. Разводят коров, коз, овец.

Сельское хозяйство представлено в самом примитивном виде. Целенаправленно выращивают рис, арахис, и акажу. Немного батата и маниока. Есть совсем немного апельсинов. Говоря целенаправленно, я имею ввиду, что под эти культуры обрабатываются земли, производится посев и уход за посадками. Все остальное: манго, бананы, папайя растет само по себе, и местные утруждают себя лишь сбором созревших плодов и продажей их на рынке.

Земля обрабатывается повсеместно вручную и исключительно мотыгами и куп-купами. Первое время я удивлялся – почему они не используют плуг? Ведь плугом можно обработать куда как больше земли, чем простой мотыгой. Спрашивал у местных, но они лишь пожимали плечами и говорили, что не знают. В конце концов я сам понял почему.

Дело в том, что для плуга необходимо иметь тягловых животных, а здесь это просто недоступная роскошь. Африканцы столетиями делились на скотоводов, земледельцев и охотников. Скотоводы разводили скот и растения не выращивали. Земледельцы обрабатывали землю, которая требовала столько труда, что заниматься скотом не было возможности. Но неужели нельзя было купить у скотовода бычков, приучить их тянуть плуг и пахать как все? Оказывается, нельзя было. Во-первых, скот для скотовода – это богатство. Наличие скота признак зажиточности. Чем больше скота, тем ты богаче и тем выше твой социальный статус. Поэтому скотоводы очень редко резали свой скот для еды. Необходимое мясо предпочитали добывать на охоте. Добытое охотой же мясо выменивали у земледельцев на растительную пищу, когда «припекало». Но вот продать корову или бычка! Это африканцу-скотоводу даже в дурном сне не могло бы присниться.

Во-вторых, сам по себе плуг был для африканского земледельца недостижим. Допустим удалось ему разжиться бычком. Но для того, чтобы сделать плуг необходимо иметь металл. Много металла. А вот его – то и не хватало. Поэтому опять же получается «засада». Сделать деревянную соху? Ведь наши крестьяне пахали когда-то и деревянной сохой. Но наши пахали мягкую землю. А здесь земля каменистая. Ее деревяшкой не взять. Да и плуга здесь надолго не хватило бы. Пришлось бы постоянно его ремонтировать. Поэтому такая малая механизация здесь не возникла и труд оставался ручной, как и тысячи лет назад.

Использование земли тоже, как и тысячи лет назад, весьма примитивное. Земледелец обрабатывает поле два года, от силы три. Земли здесь очень бедные, поэтому три года их истощают напрочь. На третий год крестьянин вырубает участок леса, часть деревьев пережигает на древесный уголь, который либо использует сам, либо продает. А мелкие сучья и ветки сжигает прямо на месте. Причем этого варианта придерживаются не все. Гораздо большая часть крестьян просто поджигает участок леса. Когда он прогорает, остаются стоять лишь самые большие деревья. Некоторые из них продолжают зеленеть на вершинках, но большая часть со временем погибает. Придя на пепелище, крестьянин откидывает в сторону несгоревшие куски и начинает ковырять землю. Никакого корчевания не производится. Это же затрата сил и времени. Все равно через три года придется бросать этот участок.

поле, подготовленное к посадке риса. А когда-то здесь был лес
поле, подготовленное к посадке риса. А когда-то здесь был лес

Рис и арахис так и сеют между обгорелых пеньков. Некоторые крестьяне засаживают потом это поле деревьями акажу и получается сад, в котором через пять-шесть лет можно будет собирать урожай кешью. А многие просто забрасывают участок. Он постепенно зарастает акациями и прочими малоценными породами деревьев и ждет, когда лет через десять на него снова придут люди с огнем и мотыгой.

рисовое поле
рисовое поле

Кроме того, надо учитывать тот факт, что местность здесь холмистая, ровных участков не так уж и много. Поэтому часто поля устраиваются на склонах гор и холмов, иногда настолько крутых, что гонять там быков с плугом и не получилось бы.

Вообще в какой-то степени такой способ обработки земли себя здесь оправдывает. Дело в том, что таким способом, одна семья может обработать сравнительно небольшой участок земли (сравнительно с плугом), урожая которого впритык хватит на пропитание. Ну, если даже и не хватит, то можно перебиться дикорастущими фруктами и корешками. Зимы-то нету, растения и в сухой сезон, хоть и худо, но растут. Переходя с одного участка на другой, выжигая его, семья через некоторое время возвращается на участок, выжженый лет 10-15 назад. К тому времени там уже выросли какие-то деревья. Земля отдохнула, немного накопила полезных веществ за счет перегноя и отходов жизнедеятельности животных и птиц. Сожженные деревья дают золу и опять можно его эксплуатировать два-три года. И так по кругу. Количество обрабатываемой земли остается небольшим. Чисто по потребностям семьи.

Но вот, допустим подарили вам плуг и быка. Вы сможете уже распахать гораздо большую площадь. Раз в десять. Засеете ее и соберете в десять раз больше урожая. Урожай вы продадите, у вас появятся лишние деньги. И у вас появится уже жажда к богатству. Вы решите увеличить участок, сожжете еще участок леса, в десять раз больше того, который сжигали, когда у вас не было плуга. Может быть купите еще быка с плугом или наймете работников. Но земля по-прежнему сможет родить только два-три года. А значит либо вы будете все больше распахивать земли и выжигать леса, разрушая экологию, либо урожаи у вас начнут оскудевать, и вы опять начнете беднеть (что и происходит в земледельческих районах). А если у ваших соседей тоже появится бык и плуг, то начнется война из-за земли. Использовать удобрения? Можно конечно. Но они стоят недешево. И попробуйте убедить неграмотного земледельца в том, что ему нужно выбросить с таким трудом добытые деньги на какой-то порошок, который надо потом зарыть в землю. Бесполезная затея. На это нужны даже не годы, а десятилетия. Так что обработка земли по старинке, лишь по потребностям семьи – это по-прежнему актуально в Западной Гвинее, да и во многих других местах Африки.

Казалось бы, можно было бы удобрять поля навозом. Коров же много. Но опять же коровы бродят где попало и ходить за ними и собирать навоз – это опять потеря времени.

Короче говоря, у дедов не принято было, а сынам обычаи нарушать не следует. Так и живут.

пока рис не вырос в котел пойдет обезьяна
пока рис не вырос в котел пойдет обезьяна

Нужно отметить, что в огне очень часто погибают деревья ценных пород. Например махагон. В России кубометр махагона стоит от 190 до трехсот тысяч. А здесь этот махагон просто пережигают на древесный уголь. Это в лучшем случае.

Красное дерево. спилили и будут делать древесный уголь
Красное дерево. спилили и будут делать древесный уголь

Еще очень сильно меня удивило отсутствие лошадей. Ни лошадей, ни мулов, ни даже ослов здесь нет и в помине. Почему так – тоже никаких внятных объяснений. И многие даже не понимают, о чем речь, когда их спрашиваешь. Может трава для них непригодна? Так ишаки вроде все жрут. Короче, так и таскают все на головах.

Коровы мелкие, вымя маленькое совсем. Иной раз даже и не видно вымя. Видел как-то, теленок пытался молочка пососать, так не просто это ему давалось. Не может добраться, мордой мамку под брюхо долбит, ее аж подкидывает. Я спрашивал сколько молока надаивают. Оказывается, они их и не доят практически. Не употребляют молоко. Но те, кто доил, говорят, что литра два, иногда три, не больше. Я когда сказал, что у нас коза дает по три литра, так очень сильно удивлялись.

Овцы и козы тоже маленькие. У нас собаки больше. У коз вообще молока, наверное, и козлятам-то едва хватает. И они гладкошерстные, да еще и короткошерстные, так что, как говорится – ни шерсти с них ни молока.

Когда-то, когда еще был Советский Союз, и Гвинея числилась у него в друзьях, наши сельхозники привезли в Гвинею буренок с большими титьками. Увидали гвинейцы, сколько молока дают буренки и ахнули. Ну, думают, заживем теперь! Пока сезон дождей был, все хорошо было. Но ближе к сухому сезону трава стала твердеть. И начала колоть коровам вымя. Оно ж у них большое, свисает низко. Коровы стали опасаться заходить в траву, а соответственно начали голодать, скидывать вес и перестали давать молоко. Ну а как настал сухой сезон – так вообще все прахом пошло. Мало того, что она, трава то есть, колется, так она еще и сухущая стала, и коровы ее отказывались есть. А вот сена накосить… Наши так и не смогли африканцев убедить, что надо заготавливать сено. Они сказали – на хрена нам такие коровы, за которыми надо как за детьми ухаживать. Ну, и передохли коровы. И все вернулось на круги своя.

Лайков не прошу, но если понравилось, то жмите на палец вверх. Есть вопросы? Задавайте. отвечу обязательно.