Найти тему
Okko

Молодая кровь: Лучшие фильмы ужасов 1980-х

Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов», реж Уэс Крэйевен, 1984
Кадр из фильма «Кошмар на улице Вязов», реж Уэс Крэйевен, 1984

В 1980-е жанр ужасов словно обрел второе дыхание. Всё чаще хорроры снимали про подростков и для подростков. Отсюда прочно закрепившийся именно в это десятилетие поджанр ужасов — слэшер. Успеха добивались как дерзкие новички, так и мэтры кинематографа, находившие новые способы напугать зрителя. Рассказываем о важнейших хоррорах эпохи. Если классических образцов жанра вам мало, предлагаем также ознакомиться с нашими подборками фильмов ужасов 2022 года и хорроров о семье.

«Пятница, 13-е»

-2

В 1958 году в детском лагере «Хрустальное озеро» неизвестный убил двух вожатых. Лагерь закрыли, а само место обросло дурной славой. Вопреки суевериям, новый хозяин места решает заново открыть заведение. В «Хрустальное озеро» приезжает группа студентов, будущих вожатых. В какой-то момент ребята остаются одни. Они весело проводят время, но вскоре начинают пропадать один за другим. Таинственный убийца вполне реален и намерен отправить на тот свет всех, кто потревожил покой «Хрустального озера».

Знаковый слэшер 80-х годов, породивший одну из самых долгоиграющих франшиз в истории жанра. Картина, конечно же, во многом наследует «Хэллоуину» (1978) — от общей структуры и операторской работы до отдельных сцен убийства. Режиссер «Пятницы» Шон С. Каннингем, впрочем, и не скрывал, что вдохновлялся фильмом Джона Карпентера, ставшего образцом для десятков последующих молодежных хорроров. Тем не менее картина подкупала изобретательными сценами убийств и необычным тогда для слэшеров антуражем летнего лагеря. При бюджете в 550 тысяч долларов в прокате фильм собрал 59,7 миллиона. Главный антагонист всей серии Джейсон Вурхиз убивать начнет только во второй части франшизы, а его каноничный образ — с мачете и хоккейной маской — появится и того позже.

«Восставший из ада»

-3

Ларри Коттон вместе с супругой Джулией переезжают в дом, где раньше жил младший брат героя — аморальный любитель эзотерики Фрэнк. Пропавший братец когда-то купил на восточном базаре древнюю шкатулку, после чего исчез. Фрэнк ждал, что с помощью артефакта познает невиданные наслаждения, а в итоге открыл врата ада. Демонические существа сенобиты уволокли Фрэнка в преисподнюю истязать. Узнав об этой истории, Джулия решает воскресить его. Оказывается, что в канун свадьбы она переспала с Фрэнком и до сих пор питает к нему чувства. Чтобы вернуть тело любовнику, Джулия заманивает домой случайных мужчин и скармливает их набирающему силу пленнику ада. Ее падчерица Кёрсти узнает страшный секрет и намерена вывести мачеху на чистую воду.

Писатель Клайв Баркер для полнометражного дебюта в кино выбрал собственную новеллу «Восставший из ада» о неизбежной расплате за неуемный гедонизм. Архетипичная история про сделку с дьяволом визуально обрела у Баркера свой неповторимый гламурно-инфернальный стиль. Одной из главных удач фильма, несомненно, стали образы сенобитов. В первой части франшизы они, правда, появились всего на семь минут. Главаря сенобитов по прозвищу Пинхед (его имя раскроется в сиквеле) сыграл друг детства Баркера — Даг Брэдли. Впоследствии он побывал Пинхедом в восьми из десяти фильмов серии.

«Ночь страха»

-4

Старшеклассник Чарли, обожающий фильмы ужасов, замечает нечто подозрительное в поведении нового соседа (Крис Сарандон). После недолгой слежки подросток убеждается, что незнакомец — вампир. Мать и лучший друг поднимают Чарли на смех, но они и не подозревают, что юноше действительно грозит опасность. Соседу очень не нравится, что его тайну раскрыли, и он намерен убить парня. Тогда Чарли обращается за помощью к известному ведущему шоу «Ночь страха» Питеру Винсенту, полагая, что тот всё знает о вампирах. Тем временем кровопийца похищает подружку главного героя.

Дебютный фильм режиссера Тома Холланда, создавшего впоследствии франшизу о кукле-убийце Чаки («Детские игры») и экранизацию Стивена Кинга «Худеющий». «Ночь страха» по большей части удачно балансирует между смешным и страшным, набирая темп в последние полчаса. Созданный в картине образ вампира — просто плоть от плоти детище восьмидесятых: одетый по последнему писку моды щеголь из американской субурбии, ищущий своих жертв на дискотеках. Перед его магнетическими танцами не может устоять ни одна красавица города.

«Сияние»

-5

Писатель и алкоголик в завязке Джек Торранс устраивается смотрителем в закрытый на зиму загородный отель «Оверлук», чтобы написать новую пьесу. Предшественник Торранса на посту когда-то зарубил здесь свою семью топором. Впрочем, это не пугает Джека, и он берет в «Оверлук» жену Венди и маленького сына Дэнни. Мальчик наделен паранормальными способностями (о чем не знают родители) и чувствует пугающие странности отеля. Джек, всё больше отдаляясь от семьи, находит утешение в выпивке и разговорах с «новым знакомым». Ничего хорошего призрак отеля ему не посоветует.

Ни одна подборка про лучшие фильмы ужасов не может обойтись без этого шедевра Стэнли Кубрика. Экранизация одноименного романа Стивена Кинга давно стала культовой, хотя сам автор оригинала ее ненавидит. Спустя десятилетия кубриковское «Сияние» обросло многочисленными интерпретациями, продолжая наводить на зрителя ужас на каком-то бессознательном уровне. Джек Николсон сыграл, возможно, одну из самых запоминающихся своих ролей, но всё же главный герой фильма — сам отель «Оверлук». Его огромные гулкие пространства с лабиринтами коридоров, в которых постояльцев ждут лишь боль и страдания, визуально воплощают наши страхи перед иррациональным злом.

«Техасская резня бензопилой 2»

-6

На заброшенной трассе в Техасе маньяк Кожаное лицо убивает бензопилой двух пьяных подростков. Леденящие звуки расправы слышит радиоведущая Стреч, над которой пытались в прямом эфире подшутить старшеклассники. Расследующий убийство ребят лейтенант полиции Лефти (Деннис Хоппер) выходит на след психопата и его жестокой семьи. Стреч прокручивает детективу пленку со звуками нападения. Чтобы маньяки как-то себя выдали, запись прокручивают в ночном эфире. Семейка Кожаного лица нападает на радиостанцию и похищает ведущую.

Продолжения культовой первой части фанатам пришлось ждать 12 лет. Режиссер и создатель франшизы Тоуб Хупер всё это время вел тяжбу за права на «Техасскую резню». Часть поклонников была разочарована увиденным: предельно серьезный и мрачный дух оригинала в сиквеле сменился кровавым бурлеском с обилием бутафории. Чего только стоит безумная битва на бензопилах героя Хоппера с Кожаным лицом. Гротеск усилили спецэффекты Тома Савини, прозванного коллегами за мастерство «гением крови». Несмотря на прохладный прием в год выхода, картина Хупера прекрасно «постарела», как и многие недооцененные хорроры восьмидесятых.

«Зловещие мертвецы»

-7

Пятеро молодых людей, решивших провести время в заброшенной хижине в лесу, находят ритуальный кинжал, загадочную «Книгу мертвых» («Некрономикон») и старую магнитофонную запись, сделанную бывшим хозяином дома. Ребята случайно пробуждают древних демонов, которые овладевают их телами. До рассвета доживут не все.

В 1980 году двадцатилетний Сэм Рэйми с минимумом средств, без поддержки крупных студий, но с помощью друзей-единомышленников снял фильм, ставший иконой хоррора. Эти драйв и уверенность в своих силах чувствуются в каждом кадре «Зловещих мертвецов». Финансовые ограничения подталкивали Рэйми к необычным творческим решениям. Так, была придумана скачущая съемка как бы от лица темной силы, преследующей героев. Во многом новаторским для жанра ужасов было совмещение на экране предельно натуралистичного насилия с буффонадой, что, впрочем, больше проявилось во второй и особенно третьей частях франшизы. Местами зритель просто не знал, смеяться или пугаться от увиденного. И, конечно, сыгранный Брюсом Кэмпбеллом борец с нечистью Эш Уильямс до сих пор остается, пожалуй, самым харизматичным протагонистом в истории жанра.

«Гремлины»

-8

Незадачливый изобретатель Ренделл Пельтцер на Рождество покупает в китайском квартале милое и пушистое существо под названием могвай. Заботу о необычном питомце Ренделл легкомысленно доверил своему сыну-подростку Билли. Бывший владелец зверушки предупредил, что необходимо соблюдать три условия: не включать яркий свет, избегать попадания на могвая воды и, главное, никогда не кормить его после полуночи. Билли волею случая нарушит все три правила. Могвай размножился, а его сородичи стали злобными гремлинами. Зеленые проказники превратили жизнь маленького городка в кошмар наяву.

Страшная рождественская (или, точнее, антирождественская) сказка, снятая Джо Данте по сценарию Криса Коламбуса. Спродюсировал ленту Стивен Спилберг. Редкий случай, когда к фильму ужасов можно применить слово «уютный». На волне успеха первой части через несколько лет вышло продолжение истории про маленьких монстров. Вторая часть получилась не хуже, хотя в ней было больше социальной сатиры.

«Возвращение живых мертвецов»

-9

Молодой работяга Фредди устраивается на склад медицинских препаратов. Пожилой коллега, показывая рабочее место, открывает новичку главную тайну места: в подвале хранятся контейнеры, которые потеряли военные. Старик рассказывает, что события в фильме Джорджа А. Ромеро «Ночь живых мертвецов» происходили на самом деле, а шестерых зомби особым образом законсервировали. Напарники неосторожно ломают один из контейнеров, выпуская ядовитый газ. Газ оживляет трупы, а по соседству с медхранилищем оказывается кладбище. Там в это время развлекаются друзья Фредди — панки и прочие неформалы.

Сценарист фильмов «Чужой» и «Вспомнить всё» Дэн О’Бэннон дебютировал как режиссер задорным комедийным ужастиком про зомби. Да таким, какой, увидев один раз, не забудешь никогда. О’Бэннон предложил новый образ живых мертвецов — они тут не только бегают и разговаривают, но и проявляют редкое коварство. Убив первую группу полицейских, один из зомбаков просит по рации привезти подкрепление. В этом безумном трэш-карнавале панки борются с ожившими мертвецами бок о бок с бывшим надзирателем концлагеря, а ныне работником крематория. Убить зомби можно, только отправив их в печь. И, конечно, многим запомнился эротический танец на кладбище в исполнении «королевы крика» Линни Куигли.

«Кошмар на улице Вязов»

-10

Группе подростков из городка Спрингвуд снится один и тот же кошмар, где их преследует человек с изуродованным лицом и в шляпе. Все, кого он убивает во сне, со временем погибают и в реальности. Вскоре ребята узнают, что родители скрывали от них жуткий секрет. Много лет назад взрослые в ярости сожгли заживо детоубийцу Фредди Крюгера (Роберт Инглунд). Его дух нашел изощренный и действенный способ мести.

Один из важнейших фильмов в истории жанра. Образ Фредди Крюгера с момента первого появления на экране стал неотъемлемой частью поп-культуры. Уэсу Крэйвену под личиной слэшера удалось создать многослойное кино, наполненное социальными и психоаналитическими подтекстами, эротизмом и черным юмором. Крюгер одновременно мертв и бессмертен, а безграничный мир сновидений делает его едва ли не самым могущественным злодеем в кино. Окончательно победить Фредди так никому и не удалось — он терзал подростков в многочисленных продолжениях, ремейках и пародиях и, видимо, еще вернется.

«Демоны»

-11

В римском метро загадочный мужчина в металлической маске дал студентке Шерил пригласительный билет на вечерний киносеанс в заново открытом старом кинотеатре. Вместе с подругой и другими зрителями они смотрят фильм ужасов про подростков, раскопавших могилу Нострадамуса и вызвавших к жизни древних демонов. Подобно персонажам картины, зрители один за другим также начинают превращаться в клыкастых чудовищ с льющейся изо рта пеной. Пробудившееся в кинотеатре зло проникает и на улицы Рима.

Самый известный фильм итальянского режиссера Ламберто Бавы, сына одного из основателей жанра джалло Марио Бавы. Свою талантливую руку к проекту приложил Дарио Ардженто, выступивший в качестве сценариста и продюсера. Авторы отрывались на полную. Получилось просто зубодробительное зрелище. Так, когда, казалось бы, круче действие уже быть не может, на кинотеатр внезапно падает вертолет, лопастями которого герои начинают убивать демонов. Или один из парней, рассекая по зрительному залу на мотоцикле, рубит упырей катаной. Спецэффекты для фильма создал один из лучших мастеров в этой сфере — Серджио Стивалетти, работавший с Ардженто и другими авторами джалло.

Текст: Марат Ишмухаметов

Ещё больше материалов читайте в нашем блоге.