Найти тему
папа на берегу

О личных границах


Человек тусит пару дней у бабушки. Оказалось, там целая жизнь, богатая на события: сегодня у неё случилось знакомство с новыми уголками своего Я. 

Сразу оговорюсь, почему вдруг «оказалось»: с тех пор, как у нее появился телефон, количество итераций между нами кратно выросло. Это и хорошо, и плохо, думаю, стоит об этом поговорить отдельно. В общем количество контактов увеличилось и стало больше информации о ее приключениях у бабушки.

Случайный звонок, беглый разговор и тут бабушка встревает и накидывает ситуацию, дочь сразу же убегает: Человек гулял с дедом на площадке, познакомился с местной девочкой-заводилой лет 8 и тут же получил поручение стрельнуть у родного пенсионера пятьдесят рублей. Что незамедлительно попытался сделать. 
Дед в гневе утащил внучку прочь от пороков человеческих, без показательной порки и разбора, и я физически ощутил, что ситуацию нельзя не проговорить, иначе зажмет всех четверых. Попросил бабушку позвать человека к аппарату. 
Мне сложно подбирать слова, понятные ребенку, особенно без мата, поэтому я обычно один и тот же тезис повторяю вариациями несколько раз. Сегодня тезис был: не позволяй никому себя использовать.

Вообще, если вы часто разговариваете с Человеком лет 5-8, у которого и так слезы из глаз, от обиды и страха: то ли ругают, то ли наказывают, вы понимаете, как сложно дышать при этом.

Сам момент необходимости разговора, гнев и фрустрация родителя, от того, что такое обрушилось на ребенка, мысли общефилософского характера о многообразии паскудности человеческих замыслов: вообще никак не способствуют методически грамотному разговору с ребенком.

Особенно когда ты не очень понимаешь, что такое методически грамотно объяснить ребенку про:

❗️Критическое мышление
❗️Личные границы
❗️Техники манипуляции
❗️Пределы доверия
❗️Отношения в группе

Все эти темы я пытался сформулировать в словах, доступных ребенку.

Что получилось:
1️⃣ Успокоить. Начал с того, что поделился: хорошо, что ситуация возникла сейчас и под контролем Деда - успокоить не только Человека, но Деда - там тоже обильная фрустрация
2️⃣ Создать смысл. Это большая удача - такой урок получить и я рад, что он прошел безопасно для Человека- продолжаем успокаивать обоих и создаем интерес
3️⃣ Дать выговориться. Через вопрос, что ты чувствовала, когда она тебя просила сделать это, услышал версию и переживания Человека: ничего, ни о чем не думала, как гипноз (sic!!!)
4️⃣ Дать прожить. Через вопрос, поняла ли урок: рассказала, как ей было страшно, что теперь будет вспоминать этот случай каждый раз, когда увидит бездомную кошку, с которой все время возилась эта девочка
5️⃣ Сделать вывод. Собрал ситуацию и ее эмоции, объяснил, что они связаны и поэтому нельзя соглашаться делать что-то, что нужно другим, не понимая, зачем это нужно тебе
6️⃣ Дал практическую установку. Если кто-то тебя просит что-то сделать - пусть он делает это сам. Не нужно делать за других то, что они не хотят делать
7️⃣ Поселить мысль. Не позволяй никому себя использовать
8️⃣ Пригласил к обсуждению таких ситуаций в будущем. Занял ее позицию с самого начала и заверил в своей любви и поддержке. 

Что не получилось:
⭕️ Не подготовил к «завтра». В моменте не сообразил, что если девочка - заводила, а Человек сказал, что с ней общаются все дети на площадке, но ни с кем она так не поступала (что не факт, конечно), то дальнейшая социальная судьба на этой площадке - это прям школа жизни. 
⭕️ Не побудил сделать шаг вперед. Предложил стратегию «не общайся больше с этой девочкой», хотя возможно, стоило в следующий раз к ней подойти и высказать, чего Человеку стоила ее подстава. 

Резюме: крепкая 8️⃣ по шкале 0-10 отцовского позитива

Я не делаю обычно такие разборы своих разговоров с Человеком. Конечно, нет. Не делал, по крайней мере.

Вот сейчас перечитал написанное и понял, что это как раз то, чему она учит меня. И я ей за это благодарен.

#воспитание

@daddyonthebank