В 1953 году был впервые издан роман-антиутопия Рэя Брэдбери “451 градус по Фаренгейту”. Книга про общество, в котором книги находятся под запретом, а дома строятся из негорючего материала. В этом недалеком будущем пожарные выполняют лишь одну функцию - сжигают литературу. И вот главный герой, пожарный Гай Монтэг задумывается, а действительно ли книги так опасны? Он собирает их в тайнике у себя дома и находит человека, способного объяснить ему, что написано на серых страницах, воспламеняющихся при температуре 451 градус по Фаренгейту…
Тема уничтожение книг в романе не что иное как метафора государственной цензуры и притеснения свободомыслия в тоталитарном обществе. Это и неудивительно, ведь антиутопия Брэдбери писалась в 50-е годы, когда сенатор Джозеф Маккарти (да и вся Америка) обезумел из-за страха перед красной угрозой. Коммунисты им тогда мерещились везде, поэтому многие художественные произведения безжалостно редактировались, а кое что и сжигалось.
Также Рэй Брэдбери в своем романе писал о том, что нельзя редактировать книги в угоду разным группам людей (меньшинствам). В его романе это привело к полному отказу общества от литературы и свободомыслия, вообще.
Из книг потихоньку вырезались фрагменты, которые оскорбляли чувства разных групп людей. Вегетарианцев, курильщиков, защитников животных. Вскоре это привело к полному исчезновению книг, так как всем не угодишь. И, заметьте, я не говорю, что эти группы чем то плохи или хороши. Каждый человек имеет право на свою точку зрения. Но навязывание этой точки зрения другим людям, вот это уже зло в его чистом виде.
Кстати, сам роман неоднократно цензурировали, из-за “грубого языка книги”. Одно время её даже издавали в двух вариантах - урезанный для школьных библиотек и полный для взрослой аудитории. Об этом не знал даже автор.
Так потихоньку и незаметно обществу и прививается нужный образ мышления и понятие того, что хорошо, а что плохо. Ну это я уже больше в Оруэла ударился. Кстати, в 1984 году, вместе с романом-антиутопией “1984” Джорджа Оруэлла (интересно, специально так подгадали, чтоб название книги и год церемонии совпали?), “451 градус по Фаренгейту” Рэя Брэдбери был включён в “Зал славы” премии “Прометей”.
“Прометей” это ежегодная литературная премия, вручаемая Либертарианским футуристическим обществом, за фантастические произведения, в которых описывается борьба индивидуума с тоталитарным обществом, ущемление прав человека, опять же тоталитарным режимом, и подобные темы. В общем, вот это вот всё, о чём писали Брэдбери и Оруэлл в двух вышеназванных книгах.
Как признавался сам автор в одном из интервью, не меньшую опасность для книг чем цензура представляет телевидение. Он боялся, что как раз таки телевидение и убьёт книги, хотя в большинстве своём является мусором.
Несмотря на это Брэдбери писал телепьесы для «Альфред Хичкок представляет», «Сумеречная зона» и для собственного телесериала «Театр Рэя Брэдбери». Кроме того, многие его произведения были адаптированы для телевидения.
В Коде к “451 градус по Фаренгейту” Брэдбери очень тепло отзывается об экранизации своей книги, снятой в 1966 году французским режиссером Франсуа Трюффо.
Однако, стоит заметить, что Трюффо в своём фильме оставил в живых одну из героинь, Клариссу, хотя в романе она погибла при дтп. И Рэю Брэдбери это понравилось до такой степени, что когда он готовил роман к театральной постановке, он так же не стал её “убивать”. В целом же фильм был действительно очень близок к книге. Это был первый и последний раз когда Трюффо снимал фильм на английском языке.
Уже после смерти Рэя Брэдбери, в 2018 году, непонятно зачем, Рамин Бахрани опять экранизировал его книгу. Ту же. “451 градус по Фаренгейту”. Фильм так и называется.
На выходе получилось что-то “по мотивам” романа. К примеру, в фильме нет жены главного героя, которая олицетворяет собой общество потребления. Она играет важную роль в книге, и своим аморфным образом жизни, как будто за руку подводит Монтэга к изучению книг, которые он по долгу службы обязан уничтожать.
Сам же Гай Монтэг в фильме и в книге это два абсолютно разных персонажа. В фильме он изначально показан каким-то самоуверенным мачо. Из-за чего зритель на экране так и не увидел главного героя, который сбрасывает с себя кандалы системы, и впервые в жизни делает свой собственный выбор.
Сюжет исковеркан до безобразия, вследствие чего концовка фильма выглядит какой-то невнятной.
Но вишенкой на торте стал выбор исполнителя главной роли. Майкл Б. Джордан. Афроамериканец (раньше был негром). Это при том что Гай Монтэг по книге был белым. Все пожарные в книге были белыми. В книге прямо таки описывается цвет их кожи.
В итоге в 2018 году, во время экранизации, роман “451 градус по Фаренгейту” был подвергнут той самой цензуре, да ещё и с помощью телевидения, против которой выступал его автор! Его сюжет был переписан, главный герой был полность заменен другой личностью, а кое кто, вообще, был убран из повествования.
Не знаю как бы к этому отнесся Рэй Брэдбери, но уровень иронии просто зашкаливает…