Найти тему
Ян Мезинский

Две прикованные обезьяны Питера Брейгеля. Почему мы и есть эти обезьяны?

Pieter Bruegel the Edler, Two fettered apes, 1562
Pieter Bruegel the Edler, Two fettered apes, 1562

Из всех работ Брейгеля “Две прикованные обезьяны” демонстрируют самую простую композицию, но не самый простой смысл. Две обезьяны сидят в оконном проеме, позади них открывается панорама на город и залив. Одна из обезьян смотрит на нас, другая смотрит перед собой на оконную нишу. Животные прикованы цепями к большому железному кольцу по середине. На заднем плане видны черты большого города где виднеются очертания домов и несколько церковных шпилей. Хвост обезьяны внизу закрывает авторскую подпись, возможно так автор ассоциирует себя с этими животными.

Two fettered apes (фрагмент)
Two fettered apes (фрагмент)

Обезьяны на переднем плане, располагаются параллельно двум птицам в небе. Рядом на окне разбросана скорлупа от грецких орехов, очевидно что они их ели. Корабли в гавани стоят на якоре со спущенными парусами.

Композиция построена на параллельных сюжетах: ниша окна и панорама города, две обезьяны и две летящие в небе птицы. Залитая светом панорама города на заднем плане выделяется на фоне массивных стен ниши окна в которой сидят заключенные - обезьяны.

Israhel van Meckenem, Two Monkeys, 1500
Israhel van Meckenem, Two Monkeys, 1500

Можно найти много изображений обезьян художниками 16 века, часто их задумка состояла в изображении животных для изучения, в некоторых случаях с отсылкой на грех, но обезьяны изображенные Брейгелем имеют уникальную концепцию, они отделены друг от друга физически и психологически, может показаться что это одна и та же обезьяна изображенная в двух вариантах.

Albrecht Dürer, Madonna with a monkey, 1496 – 1498
Albrecht Dürer, Madonna with a monkey, 1496 – 1498

Работы Альбрехта Дюрера были широко распространены и вызывали восхищение в Нидерландах, это дает основания предположить, что Брейгель был знаком с ними. Здесь обезьяна прикована цепью к ограде, на которой сидит Богородица с Младенцем Христом. Эрвин Панофски(1) предположил, что обезьяна представляет собой низменную сторону человеческой природы, в отличие от духовной жизни, представленной Богородицей с младенцем, и сообщение, которое передает это скорбное животное, заключается в том, что грех приводит к рабству и печали. Глядя прямо на зрителя, обезьяна Дюрера по форме и духу близка к левой обезьяне Брейгеля.

Если поместить «обезьян» Брейгеля(7) в общий контекст, можно сделать вывод, что образы на этой картине связаны с образами “обезьян” шестнадцатого века, в которых обезьяны используются для передачи греховной жизни. Основная роль обезьяны в этот период, как обильно задокументировано, заключалась в том, чтобы представлять иррациональную и глупую сторону человеческой натуры. В литературе того времени, в проповедях и в пословицах “обезьяна сообщала” идею зла и глупости в противовес добру и добродетели, часто связанные с дьяволом. Лютер считал, что обезьяны на самом деле “diaboli”.

Себастьян Франк(2) говорил об «обезьянах», которые “разбрасывают все, как настоящие апостолы антихриста”. Когда писателям понадобился яркий отрицательный образ для своих оппонентов, им стала обезьяна противоположная добру и красоте, смогла стать сильным образом.

School of the master of playing cards, Dame Folly, Bayerische Staatsbibliothek
School of the master of playing cards, Dame Folly, Bayerische Staatsbibliothek

Обезьяна - важный персонаж в истории образа глупости. Этот образ достиг своего апогея в первой половине шестнадцатого века. В «Корабле дураков» Себастьяна Бранта(3) Дама Венера (или Дама Глупость) ведет на веревке обезьян и дураков (примерно 1450 г.) Дама Безумие, говорит, что она ловит многих «дураков и обезьян», что подчеркивает их родство. Обезьяны олицетворяет людей, которые находятся еще дальше на пути к проклятию, чем дурак.

В средневековой литературе обезьяны представлены в негативном свете, обычно в контексте связанном эгоизмом, грехом и пороком. В чем может заключаться противопоставление между двумя обезьянами и птицами ? Согласно древней традиции птицы служат символом человеческой души. У пророка Иезекииль(4) можно найти:

Потому так говорит Владыка ГОСПОДЬ: „Ненавистны мне ваши повязки, которыми вы улавливаете души, словно птиц. Сорву их с ваших рук и отпущу те души, которые вы поймали, словно птиц!

Псалмах(5) можно найти:

Мы спаслись, как птица из силков птицелова: разорвана сеть — и мы спасены.
Two fettered apes (ship)
Two fettered apes (ship)

Брейгель использует Христианский образ для изображении гавани, только один корабль в центре под парусами достигает гавани символизируя “спасение”. Обезьяны напротив, скованы цепями “чувствительности” и возможность “спасения” скрыта от них.

Возможно, автор представляет нам символ Христианского мировоззрения, которое заключается в осознании ограничений нашего понимания мира, настоящее знание скрыто даже от самых знающих людей. Как обезьяны человек скован цепями чувственности и не может иметь прямой доступ трансцендентному.

Мы полагаем что смотрим на обезьян, на самом же деле мы смотрим на самих себя потому что занимаем такое же положение на Земле как они. Из этого следует, что мы должны быть умеренными в познании Бога так как человеческая природа связана определенными ограничениями.

Себастьян Франк(6) в “парадоксах” пишет:

О, этот могучий Бог скрыт от нас, он превращает всех мудрых и богатых в предмет поношения, а имеющих имущество - в нищих, насмехаясь над их богатством и усаживая всех заблудших детей человечества на скамью с обезьянами

Возможно, это фраза Франка “на скамью с обезьянами” могла вдохновить Брейгеля на созданий этой панели. В этом смысле всё человечество находится на одной скамье с обезьянами, но предпочитает этого не замечать.

Two fettered apes (author)
Two fettered apes (author)

Картина демонстрирует неизбежное сковывание цепями ограниченности нашего понимания реальности и Бога. Помещая свое имя под обезьян автор намекает что он также скован этими ограничениями. Всё что он может сделать, изобразить параллель между человеческой природой и символом спасения человеческой души. Трансцендентное не может быть изображено, мы может лишь найти границу между реальным и божественным.

Библиография

  1. E. Panofsky, The Life and Art of Albrecht Dürer, Princeton, NJ., 1955, 67. He views the monkey as a "symbol of lewdness, greed and gluttony."
  2. G. Williams, Spiritual and Anabaptist Writers, Philadelphia, 1957, 153, from Sebastian Franck's letter to John Campanus, Strassburg, 1531
  3. Text and repro, in Zeydel trans. Ship of Fools, 88. For Janson's discussion, pp. 206-07
  4. Иезекииль 13:20 перевод Под редакцией Кулаковых
  5. Псалтирь 123:7 перевод Под редакцией Кулаковых
  6. Sebastian Frank: Paradoxa, ed. Siegfried Wollgast, Berlin, 1995
  7. Peter Bruegel the Elder's Two Monkeys: A New Interpretation Margaret A. Sullivan The Art Bulletin, Vol. 63, No. 1 (Mar., 1981), pp. 114-126