Каждая страна и её народ по-своему уникален. Он создаёт свои традиции, обычаи, слагает мифы и легенды, воспевает в песнях своих героев, создаёт музыку и инструменты. И Китай не исключение. В первую очередь Китай известен своими разработками, новейшими технологиями, которые внедряются и в другие страны. Поклонники аниме смотрят аниме-сериалы, выпущенные из студий в Китае. Но мы мало знаем о музыкальной стороне этой страны. Какие, например, у них народные музыкальные инструменты? В этой статье я расскажу вам о некоторых популярных народных музыкальных инструментах.
Классификация
Китайские народные инструменты делятся на восемь категорий(Ба Инь). Эта классификация включает в себя:
- Дерево
- Бамбук
- Металл
- Камень
- Кожа
- Шёлк
- Глина
- Тыква
Эта первая китайская классификация музыкальных народных инструментов. На сегодняшний день существует более современная категория, на которую делятся музыкальные инструменты. В этой статье мы рассмотрим некоторые инструменты каждой категории.
Дерево
Чжу – пятиструнный древний китайский музыкальный инструмент с вытянутым корпусом. Он широко был известен в Период Сражающих царств (от V века до н.э. до объединения Китая в 221 году до н.э.). Инструмент исчез ближе к X столетию. На сегодняшний день чжу не используется, однако осталось три его образца. Один из них был найден в провинции Хубэй, в Гробнице маркиза И.
Пайбань – это маленькие дощечки, связанные между собой. Они могут быть сделаны как из дерева (сандал, палисандр), так и бамбука. Есть много разных версий этого инструмента. В переводе он означает «сандаловая колотушка». Обычно на пайбань играли вместе с маленьким барабаном одним человеком. Сочетание двух инструментов называется губань.
Звонкое, пощёлкивающее звучание пайбань подходит для оперной и оркестровой музыки.
Бамбук
Пайсяо – это древний музыкальный духовой инструмент, представляющий собой прикреплённые друг к другу бамбуковые трубочки, располагающиеся по убыванию. Эту флейту часто использовали в оркестре Древнего Китая. Она имела мягкое и спокойное звучание.
Спустя время инструмент исчез, но его возрождение началось в XX веке. Образ пайсяо послужил для создания других поколений этого инструмента. Например, корейский инструмент хангыль, который использовался в создании ритуальной музыки.
Сяо или же дунсяо – это традиционная китайская бамбуковая флейта с закрытым нижним торцом. История этого инструмента точно не известна, но есть предположение, что это одно из древнейших музыкальных инструментов, которому семь тысяч лет.
Формой сяо напоминает обычную флейту, однако корпус у сяо значительно больше. Количество отверстий так же превышает количество отверстий на флейте. Если у сяо их 9-10, то у обычной флейты их не меньше 6-7. Сяо обладает мягким, приятным звуком. Этот инструмент подходит для спокойных и нежных композиций.
Металл
Бяньчжун представляет собой подвешенные на стойке рядами колокольчики разных размеров. Их располагали в соответствии со звуком – от низкого к высокому. По колоколам били деревянным молоточком или жезлом, получая разные звуки в зависимости от их форм и размеров. Этот инструмент способен производить тонкие и чистые звуки, а также бяньчжун способен воспроизвести звукоряд пианино.
Первоначально бяньчжун находились только в императорском доме, считался ритуальным инструментом, символом власти и богатства. Тогда колокольчиков было всего три. Позже на бяньчжун начали играть по важным поводам. Например, перед военными походами или важными церемониями. Со временем число колоколов увеличилось.
Также на бяньчжун высекались надписи. Ученые используют их в качестве справочных материалов, чтобы изучать древние китайские письмена.
Древнекитайским родственником бяньчжун является бяньцин.
Самой известной находкой бяньчжун является набор из 64 колоколов, который был найден в гробнице маркиза И.
Цин – древний китайский инструмент в виде широкой пластины с изогнутым углом. В древности люди постукивали по камням, выбивая ритм, и танцевали. Позже они превращались в музыкальные инструменты «цин».
Цин можно разделить на «тэ цин» и «бянь цин». Первый употреблялся в обрядах жертвоприношений, которые устраивал император. Второй - для дворцовой музыки.
Так же, как и бяньчжун, цин использовался для игры ритуальной музыки. Обычно он имел Г-образную форму.
Также Цин, на котором играл Конфуций, упоминается в его Аналектах.
Камень
Бяньцин – это китайский ударный инструмент, который состоит из плоских Г-образных колокольчиков, подвешенных на деревянной раме. По ним били либо молотком, либо палочками с шариками на конце.
Звучание у бяньцин звонкое, слышится на дальних расстояниях.
Как и бяньчжун, этот инструмент был предназначен для ритуальной и придворной музыки Китая. Экспертом в создании бяньцин с 770 года по 486 год до н.э. считался Конфуций.
Как и Бяньчжун, бяньцин был найден в гробнице маркиза И.
Течжун – это большая широкая табличка, подвешенная на верёвке на деревянную раму. По течжун также ударяли молотком.
К сожалению, фотографию этого инструмента найти не удалось. Если вам удастся её отыскать, буду премного благодарна.
Кожа
Яогу – поясной барабан средних размеров. На нём играют либо палочками, либо руками. Особенно барабан был известен в 13-14 веках в провинции Шэньси.
В яогу раньше били во время войн, для поднятия боевого духа, послания важных сообщений или в честь победы над врагом. Позже барабаны превратились в фольклорный танец: жители молились богам, праздновали хороший урожай.
Считается, что звук яогу приносит удачу.
На этом инструменте также исполняют традиционный аньсайский танец во время уличных празднеств в провинции Шеньси. На нём же играли ещё и крестьяне на северо-западе Китая во время танца «Янко». Он помогал избавиться от усталости после работы в поле.
Танцы под яогу энергичные: исполнители бьют в такт, двигаются в ритме, машут головами и плечами. Музыканты вкладывают в танцевальные движения личные переживания, чувства и эмоции.
В наше время в некоторых школах обучают игре на этом инструменте.
Тангу – традиционный китайский барабан XIX века. Он имеет бочковатую форму. Тангу обычно подвешивают на четыре кольца или ставят на деревянную подставку. Инструмент изготавливался из дерева айланты, берёзы или клёна и обтягивался из шкуры буйвола, коровы или же свиньи. Чаще всего красится в красный или чёрный цвет.
Различают два вида тангу: Сяо Тангу и Да Тангу(ещё называют «большой тангу» или «львиный тангу». Единственное отличие состоит в том, что Сяо Тангу меньше, поэтому издаёт более высокий звук, чем Да Тангу.
На втором играют во время танца льва и в первые дни китайского Нового года.
На тангу играют во время буддистских ритуалов и театральных постановок. Тангу включен в оркестровые произведения, например, в «Песнь рыбака Восточно-Китайского моря» и «Команда генерала».
Шёлк
Дусяньцинь – это струнный щипковый инструмент с одной струной. Дуньсяньцинь очень похож на вьетнамский đàn bầu(Дан Бау). Источники Китая описывают дусяньцинь как инструмент этнической группы цзин. Эта этническая группа играет на этом инструменте и на сегодняшний день. Кстати, корпус этого инструмента делают из бамбуковой трубки, которая растёт во Вьетнаме.
Китай признал дусяньцинь «носителем нематериального культурного наследия», который может быть определён как музыка, песня, драма, танец и другие ценные навыки, с которыми нельзя взаимодействовать, а можно только записывать. Культурное значение этого инструмента широко распространено в Китае.
Музыканты, играющие на этом инструменте, чаще собираются вместе и играют на различных китайских фестивалях.
Хуцинь – это семейство вертикальных скрипок, используемых в китайской музыке. Хуцинь представляет собой коробку(может быть шестиугольной, восьмиугольной или же круглой), от которой тянется гриф с двумя струнами. Коробку изготавливают из дерева и обтягивают кожей питона. Играют на хуцинь смычком, который похож на лук со струнами из конского волоса.
Появился этот струнный смычковый инструмент к периоду империи Сун(960 – 1279 годы). Китайский путешественник Шэнь Ко услышал звуки хуцинь в лагерях военнопленных. Инструмент особенно известен в этнической группе сино-тибетской языковой семьи – Хань. Она проживает на территориях Тайваня, Макао и Гонконга.
Каждая народность принесла свои изменения в хуцинь. Существуют такие виды инструмента:
Цзинху – представитель с самым высоким звучанием.
Эрху – инструмент со средним диапазоном.
Диху и Гэху относятся к басовым хуцинь.
Баньху – вид хуцинь, изготовленный из кокосового ореха.
На хуцинь обычно играют в опере и оркестре.
Глина
Сюнь – это флейта в форме шара. Это один из древнейших инструментов Китая, который используется вот уже семь тысяч лет. Раньше сюнь изготавливали из камня, обожжённой глины или кости. Позже его начали создавать из глины и керамики, а иногда и из бамбука.
Сюнь обладает яйцевидную форму с отверстиями. Два из них предназначены для пальцев спереди и два для большого пальца сзади. Сюнь может иметь до десяти отверстий маленького размера по одному на каждый палец.
История сюнь уходит в каменный век. Его использовали в охотничьих делах, например, как свисток. Позже его звучание сподвигнуло на создание музыкального инструмента. Позже с помощью сюнь начали играть торжественную музыку при дворе. Звучание сюнь также подходит для мучительных, страшных тонов. Инструмент ассоциируется с отшельничеством, горем и героем в упадке сил. Он олицетворяет особенную красоту, в которой смешались и одиночество, и элегантность.
На сюнь играют в оркестре. Инструмент издаёт мягкое звучание, может создавать гармоничные пропорции высоких и низких тонов. Гармония является одной из важнейших ценностей Китая, и её олицетворяет сюнь.
Фоу – ударный инструмент, который состоит из глиняного или бронзового кувшина, по которому ударяли палкой. Его происхождение уходит к династиям Ся( с 2070 по 1765 год до н.э.) и Шан(с 1554 по 1046 год до н.э.). Фоу использовался в ритуальной музыке, а позже он стал использоваться в конфуцианских ритуальных ансамблях.
Факт того, что фоу – это музыкальный инструмент, был подтвержден в 2004 году. В гробницах знати государства Юэ, города Уси, провинции Цзянсу археологами было найдено 500 музыкальных инструментов, в числе которых был фоу.
Современный вид фоу приобрёл во время открытия Олимпийских игр 2008 года в Пекине. К началу церемонии артисты устроили синхронную презентацию, ударяя по фоу светящимися палочками. У инструментов была светодиодная матрица, которая окружала каждый барабан. Это позволяло воспроизводить не только музыку, но и дисплей, который воспроизводил иероглифы и фигуры.
И так как китайский иероглиф fou (缶 или 缻) вышел из употребления и использовался только для обозначения банок, разгорелись споры, что музыкальный инструмент на Олимпийских играх мог оказаться обычным контейнером.
У Фоу также есть родственник - Бу (хангыль: 부; ханджа: 缶). Этот музыкальный инструмент, сделанный из глиняного горшка, по которому бьют бамбуковым венчиком. Он используется в ритуальной музыке и корейской конфуцианской музыке при дворе.
Тыква
Шэн – это губной орган. Один из древнейших инструментов Китая. Шэн состоит из чашеобразного корпуса, сверху которого вставлены бамбуковые или тростниковые трубки разной длины. Корпус может быть деревянным, медным или тыквенным. Трубок в шэн всего 17, однако, некоторые из них не участвуют в создании музыки и являются декоративными.
На крыше чаши по окружности расположены отверстия. В них вставлены тростниковые или деревянные трубки с язычками. У каждой трубки у основания есть по одному отверстию, которые закрываются пальцами.
Только шэн можно использовать в ансамбле с другими инструментами. Он гармонизует тембр и обогащает звучание оркестра. Инструмент выразителен и вариативен. Звук чистый.
Впервые шэн можно встретить в изображениях, датируемых 1100 годом до н.э. Инструмент был одним из важных в опере куньцю и других китайских форм оперы.
Существует и баошэн – большая версия шэн.
Юй – язычковый инструмент, который использовался в Древнем Китае. Бамбуковыми трубками, закреплёнными в духовом ящике, он внешне напоминает шэн. Каждая трубка имеет язычок, который тоже сделан из бамбука. Юй в больших количествах использовался в придворных оркестрах Древнего Китая. Сейчас же он не используется.
Юй приобрёл свою известность благодаря китайской поговорке(濫竽充數), которая означает «занимать должность, не имея необходимой квалификации». Она рассказывает о человеке, который присоединился к оркестру короля Ци Сюаня( 319 г. до н.э. –300 г. до н.э.) государства Ци. Он хотел играть на юй. И хотя он не умел играть на этом инструменте, человек знал, что помимо него на юй будут играть ещё 300 музыкантов. Так бы человек мог просто делать вид, что играет и получать за это деньги. После смерти короля обманщик был разоблачён: сын короля Мин (300 г. до н.э. –283 г. до н.э.) потребовал, чтобы все музыканты играли ему индивидуально. В ночь перед тем, как ему играть, человек сбежал и больше не возвращался.
Помимо перечисленных в этой статье музыкальных инструментов, в Китае существует великое множество других. Я надеюсь, что в этой статье я смогла дать вам представление о некоторых из них. Искренне надеюсь, что она была вам интересной и, возможно, полезной.