Найти тему
О Москве нескучно

Куда исчез огромный памятник Сталину с главной площади ВДНХ

Оглавление

Что это за монумент и где он стоял? Как выглядел первый вариант памятника, и почему он вышел недолговечным? Как скульпторы боролись за право создать вождя народов из бронзы, и кто в этом соревновании оказался победителем? А также - как вышло, что монумент так и не появился на обновлённой выставке? И что в итоге расположили на приготовленном для него месте? Об этом и не только расскажу сегодня.

Временный монументализм

Сейчас площадь перед павильоном "Космонавтика и авиация" на ВДНХ отражает тему освоения небесных просторов и Вселенной. В центре находится макет ракеты-носителя "Восток". На такой же первый в истории человечества полёт за пределы нашей планеты осуществил Юрий Гагарин в 1961 году. О том, как на выставке появилось это сооружение, я уже рассказывал. Ссылку на материал оставлю в конце статьи. Сегодня предлагаю узнать более подробно про то, что было на месте ракеты-носителя изначально.

Вид на ракету-носитель "Восток" с Главной аллеи ВДНХ в 1975 году. С сайта www.pastvu.com.
Вид на ракету-носитель "Восток" с Главной аллеи ВДНХ в 1975 году. С сайта www.pastvu.com.

Наверняка все уже знают, что ВДНХ открылась в августе 1939 года. Изначально выставка называлась ВСХВ. Площадь, которую позже оформили в космической и авиационной тематике, имела совсем другой смысл. Она была посвящена советскому сельскому хозяйству и называлась площадью Механизации. Такое же имя носил весьма интересный павильон на месте современной "Космонавтики и авиации". Но об этом как-нибудь в другой раз. Чтобы завершить облик площади, в её центре установили немалых размеров монумент в честь И.В. Сталина.

Вместе с постаментом вся конструкция достигала высоты 26,5 метров. Создавал её Сергей Меркуров, автор многих памятников не только в Москве того периода, но и в СССР в целом. Скульптор придал вождю народов строгие и даже суровые черты. В левой руке Сталин держал свиток. Он символизировал Конституцию Советского Союза 1936 года. За своё творение Меркуров удостоился высшей награды того времени - Сталинской премии.

Борьба за Сталина

Несмотря на эстетические достоинства, сделан памятник был не очень качественно. Для монумента использовали железобетонные блоки с пустотами. Их очертания заметны на снимках вблизи. Сверху нанесли слой цветной штукатурки и мраморную крошку. Как говорил сам скульптор, его творение являлось временным и было рассчитано всего лишь на 5 лет. Однако разрушаться монумент начал ещё раньше - уже в 1942 году. Меркуров утверждал, что это могло быть результатом взрывных волн от немецких бомбардировок.

Но, похоже, причина была всё-таки в низком качестве материалов для скульптуры. В 1946 году заменили голову, укрепили конструкции, а сам памятник покрыли специальным лаком. Но уже по прошествии двух лет монумент начал буквально рассыпаться. Специальная комиссия пришла к выводу, что фигуру И.В. Сталина всё-таки можно восстановить. Но Главный комитет выставки обратился в Совет Министров СССР с просьбой возвести новый памятник, достойный облика будущей ВДНХ. В правительстве не только идею одобрили, но и выделили 4 млн рублей на будущий скульптурный шедевр.

Памятник И.В. Сталину в 1947 году. С сайта www.pastvu.com.
Памятник И.В. Сталину в 1947 году. С сайта www.pastvu.com.

С этого момента началась буквально битва за право создать новый монумент в честь И.В. Сталина. Первым свою заинтересованность высказал скульптор Николай Томский. Он считал, что памятник должен быть непременно из бронзы. Но претендентов с разными идеями оказалось намного больше. В Главном комитете решили провести закрытый конкурс. На него, помимо Томского, пригласили Сергея Меркурова, Матвея Манизера и Веру Мухину. Им поставили задачу создать 35-метровую конструкцию. Стоять она должна была на площади Колхозов (где сейчас фонтан "Дружба народов"). Оставить памятник на прежнем месте было нельзя, потому что павильон "Маханизация" хотели застеклить. Монумент смотрелся бы некрасиво на таком фоне.

Скульптурные интриги

На творческие поиски скульпторам дали ровно месяц. Правда позже компанию претендентов серьёзно расширили. В общей сложности, в конкурсе участвовали 12 человек (Веры Мухиной в этом списке по каким-то причинам не оказалось). Они предоставили 20 макетов, которые разместили в павильоне "Механизация". Только вот проверяющей комиссии ни один из них не понравился. У каждого монумента были существенные недоработки, которые не позволяли воплотить проект в жизнь. Пришлось организовать новый тур конкурса с меньшим количеством участников.

Проекты памятника И.В. Сталину на ВДНХ. Слева конкурсная работа скульптора И.И. Козловского, справа - Г.И. Мотовилова в 1949 году. Из книги А. Зиновьева "Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство".
Проекты памятника И.В. Сталину на ВДНХ. Слева конкурсная работа скульптора И.И. Козловского, справа - Г.И. Мотовилова в 1949 году. Из книги А. Зиновьева "Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство".

Комиссия на заседаниях Главного комитета выставки летом 1950 года признала вариант Николая Томского лучшим. Однако Анатолию Жукову, главному архитектору будущей ВДНХ, больше понравился проект Александра Кибальникова. Собственно между ними двумя развернулась дальнейшая борьба. Хотя в какой-то момент соперничество разбавил ещё один проект - от Евгения Вучетича. Тогда чиновники решили снова провести конкурс. Его итогом стала победа Кибальникова.

Правда сдаваться Вучетич и Томский не хотели. Они написали письмо лично Георгию Маленкову (он курировал реконструкцию выставки). В тексте скульпторы настаивали, что одному человеку выполнить такую сложную работу не под силу. Вот если бы проект поручили им двоим, то они бы непременно справились. Историки связывают такое рвение с желанием добиться ещё большего почёта. Монумент И.В. Сталину считался чем-то таким же важным, как и Дворец Советов. Кроме того, за выполнение проекта давали премию в 425 тысяч рублей. К сожалению для Томского и Вучетича, их усилия результатов не дали.

Без победного послевкусия

Несмотря на окончательный выбор победителя, работы по созданию новой скульптуры затянулись. Кибальникову пришлось ещё получить одобрение силуэтного макета своего творения. В июне 1952 года специальная комиссия, которую создали для утверждения проекта реконструкции всей выставки, решила, что место для памятника Сталину выбрали неподходящее. Там лучше было бы расположить огромный фонтан, а монумент передвинуть практически вплотную к современному павильону №58 за "Каменным цветком".

Вид на строящуюся выставку и старый монумент И.В. Сталину с павильона "Механизация" в 1951-1952 годах. С сайта www.pastvu.com.
Вид на строящуюся выставку и старый монумент И.В. Сталину с павильона "Механизация" в 1951-1952 годах. С сайта www.pastvu.com.

В сентябре того же года и вовсе вышло Постановление от Совета Министров СССР. В нём сооружение всех памятников В.И. Ленину, а также И.В. Сталину на территории выставки отменялось. Историки не до конца уверены, почему так произошло. Есть точка зрения, что Георгий Маленков, который курировал реконструкцию будущей ВДНХ, уже тогда мог сделать первый шаг к развенчанию культа личности вождя по каким-то своим соображениям. В любом случае, о памятнике Сталину забыли до конца 1953 года. Пара чиновников тогда написала письмо Н.С. Хрущёву, в котором они выражали обеспокоенность, почему скульптуру так и не установили.

Силуэтный макет памятника И.В. Сталину в 1952 году. Из книги А. Зиновьева "Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство".
Силуэтный макет памятника И.В. Сталину в 1952 году. Из книги А. Зиновьева "Ансамбль ВСХВ: архитектура и строительство".

Однако никакого результата старания не имели. О памятнике Сталину окончательно забыли. Последний раз о нём упоминали в документах весны 1954 года в контексте благоустройства. Место, которое выделили под монумент около павильона №58, превратили в партер (элемент ландшафтного дизайна). Его украсили разными растениями. Например, хмелем и диким виноградом. Так и закончилась история создания огромного памятника И.В. Сталину на ВДНХ. Ниже, как и обещал, статья про макет ракеты-носителя "Восток".

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!