Занятия программированием как дополнительное образование для школьников становится все популярнее у ребят разных возрастов. Есть даже программы для дошкольников, где они на простых объектах и командах визуального кодинга постигают азы этого направления. Причина этому — положительное влияние на общее развитие ребенка и рост его знаний, профессиональных навыков. Иначе говоря, hard skills и soft skills.
К гибким навыкам (soft skills) относят качества и способности, которые напрямую не касаются определенной специальности и большей степени универсальны. В случае с курсами программирования для детей речь идет о способности самостоятельно решать задачи, тренировке терпения, развитии коммуникации.
Жесткие навыки (hard skills) формируют костяк способностей будущего специалиста. Если говорить о жестких навыках, которые развивают занятия программированием у подростков, то это умение писать скрипты, например, на языке Java, работать с массивами данных и т.д.
На курсах программирования для детей в Москве в районе Северное Бутово ребята получают много полезных профессиональных и дополнительных навыков, о которых мы и поговорим в нашей статье. Разберем на примере программ школы программирования и робототехники для детей «Пиксель», какие навыки ребята могут развить, если будут посещать подобные занятия.
Роль кружков программирования для детей в развитии hard skills
Начнем с 3D-моделирования. Это направление, где дети учатся работать с трехмерными объектами и конструировать их в трех измерениях. Обычно обучение проходит в программе Blender. На курсах программирования в Москве в районе Северное Бутово дети начинают с изучения простых объектов и инструментов, могут работать с готовыми моделями, которые будут встраивать в 3D-сцену. Курс усложняется постепенно, и к концу ребенок уже будет сам проектировать сложные объекты, анимировать их, создавать персонажей, работать с динамикой света и передачей объемов, делать рендеры полноценных изображений, освоит цифровой скульптинг.
Следующий навык — это робототехника. От возраста ребенка зависит направление программы конструирования. Если говорить о дошкольниках в Москве, то, как правило, обучение в IT-школах в районе Северное Бутово проходит на базе конструкторов Lego WeDo 2.0. С его помощью юные инженеры собирают устройства и механизмы из реальной среды: это могут быть разные рычаги, передачи, прототипы домашних роботов и даже животные. Главная цель такого уровня — развить у детей мелкую моторику, пространственное мышление и расширить познания об окружающем мире.
Пожалуй, самый большой объем профессиональных скилов ребенок приобретает по тем или иным языкам программирования. Практически любой IT-курс по программированию для подростков базируется на изучении определенного кода. Но не стоит думать, что этот навык дается детям очень сложно. На многих курсах из рейтинга школ программирования для детей в Москве (в том числе в районе Северное Бутово) азам кодинга обучают на примере популярных платформ, которые помогают детям сперва понять логику кода, изучить принципы последовательности и порядка операций и команд. Например, в игре-песочнице Minecraft можно научиться писать скрипты для чат-ботов на языке Python, а на платформе Roblox освоить кодинг на Lua. После таких занятий ребенок формирует начальную базу знаний того или иного кода, что пригодится ему в дальнейшей практике.
Создание игр можно смело назвать одним из самых популярных навыков в современной цифровой индустрии. Кроме того, что это очень престижно, игровая отрасль стремительно развивается. Умение работать над игровыми вселенными, создавать мультиплатформенные проекты ценится не только в индустрии развлечений и онлайн-игр, но и в крупных промышленных направлениях, в маркетинге и и.д. Это связано с тем, что встраивание игровых элементов и технологий в повседневные процессы повышают эффективность работы, позволяют преобразовывать и оптимизировать задачи.
Многие дети хотят попробовать себя разработчиком игр и посмотреть, что же происходить по ту сторону экрана. Также существует множество программ. Например, педагоги школы программирования для детей «Пиксель» в Москве учат работать с движком Unity. Через 3 модуля (36 уроков) ребенок научится строить карту, работать над логикой персонажа и квестовыми цепочками, овладеет навыками моделирования и анимирования трехмерных объектов.
В создании сайтов закладываются основы фронтенд-разработки, так как может использоваться язык гипертекста HTML и таблица стилей CSS. Также, например, в школе программирование для детей на улице Грина в Северном Бутово в Москве можно выбрать курс по работе с готовой платформой – Tilda. В этом случае компетенции будут развиваться больше в сторону дизайнерских навыков: построение модульной сетки, читаемость шрифтов и выбор уровней заголовка.
К более сложным жестким IT-навыкам относят знание баз данных, умение работать с библиотеками, умение адаптировать проекты под разные требования и системы, работа с сетевыми протоколами и инструментами для обеспечения информационной безопасности. Во многих школах так или иначе дают основы таких навыков, чтобы в дальнейшем ребенку было проще работать с более сложными проектами и задачами. Например, ученики школы программирования для детей «Пиксель» изучают массивы данных и работу с библиотеками на курсе по языку программирования Python, пробуют писать многоуровневые коды, составлять скрипты, работать с базами данных с использованием технологий искусственного интеллекта.
Так или иначе, школы программирования для детей в Москве практически не включают в себя программы, которые учат одному единственному навыку. На многих курсах ребенок погружается сразу в несколько направлений. Так, программируя робота, ребенок осваивает создание кода для того чтобы задать ему траекторию движения.
Развитие soft skills на курсах программирования для школьников в Москве
Теперь перейдем к мягким навыкам, которые можно развить у ребенка через занятие кодингом.
Занятия программированием для детей положительно влияют на коммуникацию и умение работать в команде. А в современном обществе такой навык полезен во всех сферах без исключения. На уроках кодинга дети работают в командах, собирают вместе роботов, думают над решением сложных задач, спрашивают совета и помогают одноклассникам. Немаловажно и то, что умение коммуницировать со сверстниками развивает эмпатию и эмоциональный интеллект: дети учатся слушать других, аргументировать свои решения и высказывать конструктивную критику. Вне зависимости от того, какую профессиональную стезю выберет школьник, навыки общения будут необходимы ему везде.
Творчество и креативное мышление в программировании также играют не последнюю роль. Во-первых, это касается необходимости искать нестандартные подходы для решения задач. Да, часто в процессе поиска решения и исправления ошибки в коде специалисты генерируют новые идеи и способы для достижения цели.
Также есть направления, которые практически напрямую связан с творчеством. Например, на занятиях по 3D-моделированию на курсах программирования для детей в Москве в районе Бутово, ученики осваивают цифровой скульптинг. Это признанный вид цифрового искусства с той разницей, что моделирование объемов, фактуры и характера объекта выполняется при помощи специальных программ. При этом принцип работы с инструментами выстроен точно так же, как если бы в руках у ребенка была глина или камень.
Дети, которые посещают курсы программирования в Москве, совершенно точно осваивают навык планирования и управления временем. Он полезен и необходим как в обычной жизни, так и в IT-профессии. Это связано с большим количеством разных задач, которые могут одновременно быть в работе у сотрудника. Например, для разработки сайта недостаточно просто придумать код. Кроме этого важно придумать концепцию, создать макет, продумать структуру, удобный интерфейс, протестировать, подключить CRM и многое другое. Здесь важно уметь выстраивать задачи в соответствии с их приоритетом и значимостью.
Напрямую программирование влияет и на развитие логического мышления. В кодинге логика — это азы, с которых ребенок начинает постигать IT-направление. Здесь все команды, операции и алгоритмы не могут быть случайными, всегда есть определенная последовательность и закономерность. Если начать занятия программированием в раннем возрасте, скажем, в 5-7 лет (что позволяют сделать многие школы программирования в Москве, в том числе в районе Северное Бутово), то такой навык станет для ребенка естественным, и он будет легко применять его и в других действиях. Дело в том, что в этом возрасте еще проходит активное развитие, формируется характер и дети очень восприимчивы к внешним факторам.
На уроках кодинга дети учатся контролировать свои эмоции и тренируют терпение. Ведь порой создать правильный, работающий код может быть не так просто: нужно выполнить последовательно все операции и команды, проверить скрипты, а если еще есть баги, то найти их и исправить. При должном уровне вовлеченности и интересе ребенок учится доходить до результата постепенно, шаг за шагом, анализируя все свои ошибки и трудности. Главную роль в этом играет интерес ребенка, его увлеченность направлением и желание создать полноценный проект: двигающегося робота, 2D-платформер для телефона, полноценный шутер или, например, красивый рендер из 3D-сцены. Так, в школе программирования для детей на улице Грина в Москве дети по каждому из направлений создают собственные игры, проекты и устройства на каждом модуле, а в конце защищают итоговый совместный проект.
Самый универсальный и необходимый гибкий навык в наше время — это самообучение. Программирование и любое другое IT-направление развиваются стремительнее остальных. Это требует от специалистов оперативно реагировать на изменения, которые происходят вокруг, постоянно анализировать и повышать свои навыки и знания. Только в этом случае открываются возможности для роста и хороших перспектив.
Что касается самообучения в программировании, то оно связано, в первую очередь, со способностью самостоятельно искать решения и информацию. Даже если учитель выдает достаточный пласт информации и следит за успеваемостью ребенка на занятиях, ученик может сам разобраться в интерфейсе программы, сам найти информацию, которая поможет ему решить задачу. На это влияет количество практических занятий и необычных задач на курсе. Так школьник с большей охотой берется за изучение нового материала, в том числе вне уроков.
И жесткие, и мягкие навыки важны для будущего специалиста, в какой бы сфере он не работал. Нельзя сказать, что hard skills, которые показывают уровень владения программами, умение писать понятный код на Java или обучать нейронную сеть всегда важнее, чем гибкие навыки. Сегодня в компаниях и организациях очень ценятся навыки коммуникации, умение координировать работу в проекте, вести ее (если речь идет о руководящей должности), креативность и способность адаптироваться под меняющиеся условия.
Курсы программирования помогут ребенку в гармоничном развитии профессиональных навыков, которые, возможно, станут его фундаментом в будущей профессии, и гибких навыков, которые пригодятся в любой деятельности. На сегодняшний день в Москве открыто достаточное количество школ программирования и робототехники для детей, что позволяет записать ребенка в ближайший филиал рядом с домом и выбрать подходящую программу – окно в хорошее будущее!