Найти тему
UNIT Project

Системы распределенного звучания. Что? Зачем?

Оглавление
Ниже по тексту будет встречаться многократно «акустическая система» и «громкоговоритель» — это синонимы, в обычном понимании это означает «колонка».

Большинство запросов по звуковому оборудованию удовлетворяется системами распределенного звучания (системами трансляции). Они годятся буквально для всего. Это и пожарное оповещение, и встраиваемая в потолок система для фонового звучания и звуковые колонны на столбах вокруг детской площадки или парковки, и рупоры для речи диктора на стадионе, и система объявлений на вокзале.

Если вы не делаете клуб, либо в вашем клубе есть зона, где не предполагается музыка на относительно большой громкости — эти решения для вас.

Особенности систем:

1) Большое количество громкоговорителей. Иногда запредельно большое. В случае с торговым центром это могут быть сотни и сотни акустических систем.

2) Большая протяженность линий. В некоторых случаях расстояние от громкоговорителя до усилителя может достигать сотен метров.

3) Моно звучание. В таких системах человек находится, как правило, в зоне прямого излучения одного громкоговорителя, а значит никакой стерео базы быть не может.

4) Возможность всепогодного исполнения. Такие системы могут быть выполнены в версиях. которые пригодны для работы на улице в любых условиях, будь то дождь, жара, холод, снег или пыльные бури

5) Огромное количество форм-факторов. Встраиваемые, круглые, прямоугольные, квадратные, подвесные в виде шарика, корпусные на поворотном кронштейне, с адаптированной диаграммой направленности, звуковые прожекторы, рупоры, звуковые колонны, да даже в форме гигантского мухомора, серого камня или гигантского гнома с красной шапкой.

-2

Реализуется подобная схема использованием трансляционного оборудования. Оно отличается использованием в усилителе согласующего трансформатора, который выдает в линию сигнал с уровнем 100В. Такое напряжение позволяет проводить протяженные трансляционные линии до сотен метров при условии подбора подходящего кабеля.

Громкоговорители, которые используются совместно с трансляционными усилителями также должны содержать понижающий трансформатор.

В бытовом и профессиональном концертном оборудовании подключение нескольких акустических систем на один канал вызывает проблемы и сложности. Однако трансляционные системы мы подключаем на одну линию как лампочки в люстре.

Мы получаем экономию на кабеле. Линии становятся короче, за счет возможности подключить все бесчисленное количество на один канал. Высокое напряжение передачи сигнала позволяет использовать кабель меньшего сечения.

Что же мы теряем и почему такое оборудование имеет довольно узкое применение?

В первую очередь страдает качество. Сделать хорошую трансляционную систему можно, но это дорого. Применить их в большом количестве можно только там, где есть серьезный бюджет.

И тут надо ответить себе еще раз — а какое назначение у этих систем. Играть фоновую музыку для создания приятной атмосферы? Отгудеть тревожную сирену для эвакуации? Передать текстовое сообщение?

Никто не приходит в торговый центр в ожидании, что будет звучать Pink Floyd в Hi-End качестве? Гораздо важнее контент который будет проигрываться.

Поверьте, если у вас в ресторане будет качественно звучать блатняк — то ваши гости скорее всего не оценят качества вашей системы. В то же время если у вас будет играть джаз или лаундж, даже с плохим качеством —будет куда важнее, что это именно джаз или лаундж, а не что — то иное. Поверьте, я видел людей, которые уходили потому, что играла неприятная музыка, и никто еще не ушел от того, что качество звучания фоновой музыки было ниже его ожиданий.

Второй минус данных систем - громкость. Звучать хорошо и громко большинство систем такого типа не способны.

К речевой трансляции в первую очередь предъявляются требования по разборчивости. Для хорошей разборчивости не такие уж высокие требования к музыкальности звучания.

В телефонии, например, используется полоса частот от 300 Гц до 3400 Гц, из-за того, что форматы, определяющие разборчивость речи, расположены в основном в этой полосе частот. Хорошее звучание с точки зрения музыки, где важно широкополосное звучание может сыграть злую шутку там, где требуется речевое оповещение.

Итак, трансляционное оборудование — это самый дешевый путь в вопросе озвучки объекта.

Но помимо этого эти системы имеют множество плюсов в вопросе зонирования. Например, при озвучке салона на 10 комнат, в каждой комнате ставится индивидуальный регулятор громкости в формате стандартного регулятора яркости освещения.

Или, ресторан имеет два зала. Один из них вечером переходит на живую музыку — нет проблем, нажатием одной клавиши вы отключаете звук в зале, куда пришли музыканты. Второй зал продолжает работать.

Ну и самое прекрасное — это матричные контроллеры. И вот тут уже свобода ограничена только фантазией инженера. Утром администратор заходит в ресторан, достает телефон и по команде с него включается музыка. Запускаются автоматические алгоритмы регулировки яркости освещения.

Вечером по заданной программе плейлист некоторых зон сменяется на вечерний. Меняется освещение зала а вывеска и архитектурная подсветка зажигается. И всем этим управляет один прибор, делая клуб единым живым организмом.

И да, сделать большую красную кнопку, по нажатии на которую, клуб моментально преобразится с дневного ресторана в ночной диско- бар, тоже реально.

Выводы

Для улицы, для фонового звука, для больших производственных помещений и магазинов лучше всего подходит трансляционное оборудование. Как правило оно в бюджетном сегменте и качество звучания в сравнении с hi-fi системами хуже, но задачи которые перед ним стоят ориентированы несколько иначе. Разборчивость важнее музыкальности. Сам контент важнее качества, с которым он звучит.