Определение стоимости любого бизнеса – это дело весьма субъективное. Более того, технологию оценки чаще всего определяет не продавец, а покупатель. Поэтому, чтобы знать, что ожидать от сделки, как реагировать на то или иное предложение следует быть в курсе основных методологий и критериев, которые применяются в такой ситуации.
Если вопрос изучен детально, то каждый продавец сможет «упаковать продукт» так, чтобы поднялась привлекательность компании в глазах лиц, которые ею заинтересуются. И тогда успех гарантирован!
Обратите внимание!
Применение технологии оценки зависит от нескольких факторов: вида деятельности организации, фазы ее развития, а также цели, что ею преследуются.
Для начала остановимся на общепринятых способах оценки. Их несколько:
- Доходный
Данный вид основан на учете будущего дохода компании за тот или иной временной промежуток. Формула: стоимость самого бизнеса = цена активов + доходы компании в будущем. Чем фирма крупнее, регион спокойнее, а сфера стабильнее, тем срок, что учитывается при определении цены, больший. На практике, в IT сфере, скромные сайты в России продаются с учетом их дохода, который был получен за пару лет. Что касается действующего производства, то в этом случае берутся рамки от 3-х до 5-ти лет. Если у вас гостиничный бизнес, да еще и место хорошее, рассматривается период прибыльности не менее 10-ти, а то и 11-ти, лет.
- Рыночный
На этот тип стоимости дополнительно влияют такие факторы, как товарная марка, амортизация, бренд, реестр лояльных клиентов и прочие. Это имеет особую значимость для инновационных и технологичных фирм, где материальные активы стоят немного. В данном случае большую долю в цене занимает имидж, репутация, узнаваемость. Вырисовывается такая формула: стоимость = цена активов + база клиентов + будущая прибыль.
- Сравнительный
Оценку конкретной компании обязательно сравнивают с ценой на подобные фирмы. Для фирм рассчитывается соответствие стоимости продажи с экономическими показателями. Кроме того, проводится аудит похожих сделок, что проводились раньше на том же отраслевом рынке.
- Затратный
Эта технология оценки способна определить стоимость компании, как реальную цену за ее имущество. Рассчитываются активы нематериального типа, запасы товара, дебиторская задолженность. Подсчеты проводятся по такой формуле: цена компании = стоимость ее активов с учетом долговых обязательств.
Любой проект всегда рассматривается посредством переговоров, на базе предыдущего опыта. Важную роль играет способность продавца убедить покупателя в перспективности проекта. Конечно, такого показателя не встретишь в формулах, но реально он очень действенный.
Несмотря на то, что подходы к данному вопросу разные, есть целый ряд нюансов, на которые нужно обратить особое внимание в момент подготовки бизнеса к продаже. Но, об этом уже в следующей статье. Следите за публикациями!
🖤 Посетите сайт нашей веб-студии 🖤
➡Перейдите по ссылке и получите бесплатный гайд! С помощью гайда вы узнаете, как провести быстрый аудит сайта для улучшения результатов!
✔ Есть вопросы или хотите заказать сайт? Пишите нам в WhatsApp ✔