Найти в Дзене

КРУЖЕВА И КОКЛЮШКИ. Как я начала плести.

Это никогда не было мечтой, это не было предметом интереса, и не было известным фактом, к которому остаешься безразлична. Этого просто не было в моей жизни. Моя любовь к сплетениям нитей многие годы была сфокусирована только на вязании. К счастью, мне было предписано погрузиться на всю жизнь в мир вязания, который в пределах, отведённых человеку лет, безграничен, и до сих пор влечёт за собой, как и в детстве. Как ни парадоксально, именно осознание многих новых не изученных возможностей в сфере вязания, что другими словами можно определить, как признание собственной, по-прежнему большой, неосведомлённости в этом вопросе, наряду с неизменной жаждой новых открытий и предопределила мой исследовательский интерес к технике плетения на коклюшках, обещающий в будущем развитие творческих замыслов на основе возможного симбиоза сразу нескольких видов рукоделия в новых проектах. Правда, в моём случае сначала было скорее авантюрное решение заняться изучением техники кружевоплетения без чёткого
Оглавление
Это никогда не было мечтой, это не было предметом интереса, и не было известным фактом, к которому остаешься безразлична.
Этого просто не было в моей жизни.

Моя любовь к сплетениям нитей многие годы была сфокусирована только на вязании.

К счастью, мне было предписано погрузиться на всю жизнь в мир вязания, который в пределах, отведённых человеку лет, безграничен, и до сих пор влечёт за собой, как и в детстве.

Чем больше я узнаю, тем яснее понимаю, как мало я знаю.

Как ни парадоксально, именно осознание многих новых не изученных возможностей в сфере вязания, что другими словами можно определить, как признание собственной, по-прежнему большой, неосведомлённости в этом вопросе, наряду с неизменной жаждой новых открытий и предопределила мой исследовательский интерес к технике плетения на коклюшках, обещающий в будущем развитие творческих замыслов на основе возможного симбиоза сразу нескольких видов рукоделия в новых проектах.

Правда, в моём случае сначала было скорее авантюрное решение заняться изучением техники кружевоплетения без чёткого обоснования, зачем мне ЭТО. И только, когда я поняла, что мне ЭТО подвластно, у меня получается, я "вижу" , пришли мысли о планах применения этой техники в моём творчестве. Но это потом.

А как всё началось?

Я поддалась собственному эмоциональному всплеску, прислушавшись к мнению авторитетного для меня человека. Совет Нины Александровны Мурашовой попробовать начать обучение на курсах Основы Вологодского кружевоплетения заставил меня пересмотреть своё отношение к этому занятию, и отнестись нему, как к перспективному для моих рукодельных экспериментов. Я подумала, раз это интересно для такой опытной и прогрессивно мыслящей рукодельницы, то стоит присмотреться и разобраться в этом вопросе.

Когда решение было принято, осталось совершить формальные шаги.

Я записалась на курс Основ Вологодского кружевоплетения в нашем Доме Ремёсел в компании с моими ученицами с курса Основы вязания крючком. Так мы ещё продолжили и приятное общение, закрепив своё желание не расставаться обязательством посещать занятия.

Некоторые из нас заранее приобрели коклюшки, не очень догадываясь, сколько ещё вспомогательных приспособлений потребуется.

Что я узнала?

Занятия начались в октябре 2020 года. На первой же встрече с мастером Еленой Леонидовной Григорьевой мы узнали, что, кроме коклюшек и ниток для плетения кружева, нужны будут булавки-гвоздики, тонкий вязальный крючок, "накол" (приспособление наподобие шила, только с более тонким остриём), тонкие ножницы, картон, бумага, калька, клей...

Мои инструменты. Вместо накола я использую шило для накалывания отверстий для булавок на сколках. Картон нужен для укрепления бумаги, на которую нанесён рисунок сколка. Поскольку крафтовый картон не в свободном доступе, удобно использовать подходящий по плотности картон от конфетных коробок. Бумажный сколок наклеивают на картон и обёртывают тонкой калькой (чтобы избежать загрязнения ниток, если сколок нарисован пачкающими инструментами). При наличии прозрачной плёнки можно наклеить прозрачную плёнку, или обернуть сколок целофаном. Я иногда нарушала это правило, так как распечатанный на принтере сколок не пачкал и нитки были грубые, им не страшны загрязнения.
Мои инструменты. Вместо накола я использую шило для накалывания отверстий для булавок на сколках. Картон нужен для укрепления бумаги, на которую нанесён рисунок сколка. Поскольку крафтовый картон не в свободном доступе, удобно использовать подходящий по плотности картон от конфетных коробок. Бумажный сколок наклеивают на картон и обёртывают тонкой калькой (чтобы избежать загрязнения ниток, если сколок нарисован пачкающими инструментами). При наличии прозрачной плёнки можно наклеить прозрачную плёнку, или обернуть сколок целофаном. Я иногда нарушала это правило, так как распечатанный на принтере сколок не пачкал и нитки были грубые, им не страшны загрязнения.

Нужен будет валик (он же подушка, болван, кутуз, куфтырь!), который ученица по традиции должна изготовить для работы самостоятельно. Нужна деревянная подставка (она же "они" - пяльца, а я в своём обиходе настойчиво называю их "ко'злы"))).

Это мой третий, самый большой валик из поролона, и вторые пяльца, которые изготовлены и доставлены, как заказ по интернету от магазина Балясина 35.рф. Там же я заказывала коклюшки, там же можно заказать тяжёлый валик.
Это мой третий, самый большой валик из поролона, и вторые пяльца, которые изготовлены и доставлены, как заказ по интернету от магазина Балясина 35.рф. Там же я заказывала коклюшки, там же можно заказать тяжёлый валик.

Обязательным условием для хорошего усвоения новых знаний и умений было выполнение домашних заданий каждый день. Только тогда в процессе многократных повторений, доведённых до автоматизма, стало что-то получаться и появилось понимание процесса. Поэтому в обязательном порядке дома сразу нужны были все необходимые приспособления. Валики нам дали в аренду, но я сразу оперативно сделала своё приспособление, воспользовавшись оригинальным советом своего мастера. А пяльца мы заказали у знакомого плотника, и он по стандартным чертежам изготовил эти деревянные подставки для всей группы. Сколотил за один день!

Что касается валика, он имеет форму цилиндра (размеры его могут быть разные в зависимости от задач), и по русскому обычаю его делают в виде мешка из плотной ткани, стягивая веревкой через кулиску донышко с одной стороны, туго заполняют сеном, или опилками, подкладывая на донышко картонный кружок, чтобы закрыть отверстие в месте стягивания, и так же, подкладывая картонный кружок, стягивают верёвку с другой стороны. Сверху надевают наволочку такой же конструкции (со сборкой ткани через кулиски с торцов подушки).

Мой валик. Вид с торца, где ткань на  донышке стянута шнуром через кулиску. В отверстии виден поролон.
Мой валик. Вид с торца, где ткань на донышке стянута шнуром через кулиску. В отверстии виден поролон.

По правилам валик-подушка должен быть тяжёлым, что необходимо для его устойчивого положения на пяльцах. Это требование обеспечивалось наполнением подушки сеном, или опилками (слышала даже, что для утяжеления помещали внутрь камешек). Но я смастерила свой валик из куска пластиковой сантехнической трубы (при желании полость трубы можно заполнить утяжеляющими предметами), которую плотно обернула несколькими слоями поролона, а поверх надела две наволочки (первую более узкую из плотной ткани, а вторую свободную из тонкой ткани). Так у меня получился лёгкий валик, который можно было без затруднений носить на занятия с закреплённой на нём незаконченной работой. А стабильное положение на пяльцах обеспечивали тесёмки, которыми я привязывала валик к пяльцам.

Первые несколько занятий были как подготовка к прорыву.

Пара коклюшек объединяется одной ниткой.
Пара коклюшек объединяется одной ниткой.

Осваивались элементарные начальные навыки. Намотка ниток на коклюшки парами ( сначала наматывается двойная необходимая длина нити на первую коклюшку, затем производится отматывание половины общей длины нити на вторую коклюшку), подготовка сколков (технических рисунков кружева) и прикрепление их к валику, отработка основных манипуляций на примере плетения основных элементов кружевоплетения: плетешков, полотнянок, насновок и сеток.

Мои первые кривые образцы: насновки (нитки суровый лён), полотнянка (нитки ирис, х/б), сетка (нитки чесаный лён).
Мои первые кривые образцы: насновки (нитки суровый лён), полотнянка (нитки ирис, х/б), сетка (нитки чесаный лён).

Попутно изучались термины кружевоплетения, как общие, так и характерные для сцепной техники плетения, которая была предметом изучения первой ступени (10 занятий, 40 академических часов).

Главные составляющие Вологодского сцепного кружева - это вилюшка и фоновая решётка, которые соединяются в единое целое посредством сцепок, выполняющихся крючком.

Закладка из вилюшки с закидками со сканью ВЕРЁВОЧКА (розовая пара). Закидка - это такой приём плетения, который используется для крутого поворота вилюшки. Нитки   х/б -  лён и ирис.
Закладка из вилюшки с закидками со сканью ВЕРЁВОЧКА (розовая пара). Закидка - это такой приём плетения, который используется для крутого поворота вилюшки. Нитки х/б - лён и ирис.

Вилюшка может быть выполнена полотнянкой - простой, без перевива, или с перевивом крайних долевых пар, или с перевивом всех долевых пар. Бывает, в вилюшке на отдельных участках полотнянку замещает сетка. Украсить вилюшку можно СКАНЬЮ, декоративной утолщённой нитью, которая, если намотана на одну пару коклюшек, то плетётся полотнянкой, или верёвочкой, а если нить СКАНИ намотана на две пары коклюшек, то плетётся ёлочкой (выглядит, как косичка). Общее количество пар коклюшек, необходимое для плетения кружева в сцепной технике, в среднем составляет 6-8 пар. На этих парах плетётся вилюшка.

Образцы с плетешковыми решётками. Оба образца имеют замкнутый контур из полотнянки со сканью,  для соединения которого выполнялась зашивка. Внутри шестиугольного контура - решетка с накладными окружностями из плетешков с отвивными петельками. Внутри треугольного контура - паучковая решётка. У меня было мало ниток и я выполнила три больших паучка только в центре треугольника. Нитки лён и х/б- мулине.
Образцы с плетешковыми решётками. Оба образца имеют замкнутый контур из полотнянки со сканью, для соединения которого выполнялась зашивка. Внутри шестиугольного контура - решетка с накладными окружностями из плетешков с отвивными петельками. Внутри треугольного контура - паучковая решётка. У меня было мало ниток и я выполнила три больших паучка только в центре треугольника. Нитки лён и х/б- мулине.

Для плетения фоновой решётки достаточно двух пар коклюшек.

Вилюшка потому и вилюшка, что представляет из себя непрерывную полоску-тесьму, которая своими фигурными плавными закруглёнными изгибами заполняет площадь кружева (виляет по полю плетения кружева) и создает узор-рисунок, свой, характерный для каждой местности одноимённого промысла. Ведь Вологодское кружево, для которого характерен растительный рисунок с цветами, листьями, древом жизни, птицами, не единственное русское кружево.

Особенно ценно, когда в исполненном кружеве вилюшка непрерывна и замыкает свои извивы без видимых начала и конца.

Манжета с "денежкой". Здесь я впервые применила цвет. "Денежка"-декоративный элемент из полотнянки получается, когда вместо сплошной вилюшки плетутся попеременно участки полотнянки (пестрые прямоугольники внизу манжеты) и участки с плетешками (пёстрые жгутики внизу манжеты, между "денежками"). На этом образце я плела центральную часть вилюшки сеткой, а фоновая решетка внутри кружева состоит из насновок и плетешков. Вилюшка украшена сканью ВЕРЁВОЧКА (цвет бордо). Выполнена зашивка. Работа в два этапа: 1)контур из денежек и вилюшки, 2) фоновая решётка. Нитки х/б-ирис, мулине.
Манжета с "денежкой". Здесь я впервые применила цвет. "Денежка"-декоративный элемент из полотнянки получается, когда вместо сплошной вилюшки плетутся попеременно участки полотнянки (пестрые прямоугольники внизу манжеты) и участки с плетешками (пёстрые жгутики внизу манжеты, между "денежками"). На этом образце я плела центральную часть вилюшки сеткой, а фоновая решетка внутри кружева состоит из насновок и плетешков. Вилюшка украшена сканью ВЕРЁВОЧКА (цвет бордо). Выполнена зашивка. Работа в два этапа: 1)контур из денежек и вилюшки, 2) фоновая решётка. Нитки х/б-ирис, мулине.

Хотя, конечно, есть начало - заплёт, есть и конец - зашивка. И они должны встретиться как можно менее заметно, что зависит от опыта кружевницы.

Так же определяется степень мастерства кружевницы и при плетении фоновой решетки, которая заполняет пространство (фон) между извивами вилюшки и двумя парами коклюшек плетётся рисунок плетешками и насновками, повторяющий тонкие непрерывные линии решетки.

Высший пилотаж - начать решетку в правильном месте (здесь важна способность предвидеть весь план развития плетения) , чтобы продолжить и закончить её, не прерывая ход плетения, до полного заполнения всех пустот между изгибами вилюшки. Фоновая решётка может быть вся плетешковая и представлять собой симметричные ячейки геометрически правильной формы - квадратные, круглые, шестигранные, треугольные и более сложные фигуры. Для украшения плетешковой решетки плетутся отвивные петельки, насновки (овальные, квадратные, корчёнки и другие) и паучки. Фоновая решётка может состоять, например, только из насновок, а иногда играть роль основного элемента кружевного изделия.

Сувениры с "полуцепкой"(первый) и с "цепкой"(второй). Работа в три этапа: 1)круглый замкнутый контур из полотнянки с частичной зашивкой для сувенира с "полуцепкой"(скань ёлочка на полотнянке), и с полной зашивкой для сувенира с "цепкой"(скань верёвочка на полотнянке), 2) заполнение контура фоновой решёткой(плетешки и насновки), 3) выполнение "полуцепки" из незашитых нитей контура  со сканью верёвочка для первого сувенира, и выполнение "цепки" с новым заплётом для второго сувенира.  Нитки х/ б - ирис, мулине, кружевница.
Сувениры с "полуцепкой"(первый) и с "цепкой"(второй). Работа в три этапа: 1)круглый замкнутый контур из полотнянки с частичной зашивкой для сувенира с "полуцепкой"(скань ёлочка на полотнянке), и с полной зашивкой для сувенира с "цепкой"(скань верёвочка на полотнянке), 2) заполнение контура фоновой решёткой(плетешки и насновки), 3) выполнение "полуцепки" из незашитых нитей контура со сканью верёвочка для первого сувенира, и выполнение "цепки" с новым заплётом для второго сувенира. Нитки х/ б - ирис, мулине, кружевница.

Традиционное вологодское кружево состоит из симметричных фигур, которые, объединяясь, в свою очередь составляют более крупные симметричные узорные конструкции . И в целом всё произведение, что бы то ни было, часто представляет из себя симметричный объект, или содержит повторяющиеся мотивы.

Квадратная салфетка, сколок найден в Интернете. Вилюшка из полотнянки с перевивом крайних долевых пар, со сканью ёлочка. Небольшие участки между вилюшкой заполнены плетешками и насновками. Выполнена зашивка. Нитки  х/ б - ирис, мулине.
Квадратная салфетка, сколок найден в Интернете. Вилюшка из полотнянки с перевивом крайних долевых пар, со сканью ёлочка. Небольшие участки между вилюшкой заполнены плетешками и насновками. Выполнена зашивка. Нитки х/ б - ирис, мулине.

Хотя сцепное Вологодское кружево новой эпохи, нагруженное определенной смысловой тематикой и новыми художественными решениями, иногда содержит центральные несимметричные изображения птиц, цветов и других проявлений природы, часто они обрамлены повторяющимися мотивами, традиционными, или новаторскими (зависит от творческого замысла).

Круглая салфетка с произвольным ходом вилюшки. Вилюшка из полотнянки со сканью ёлочка. Пространства между вилюшкой заполнены плетешками и насновками. Нитки х/б -  ирис и мулине.
Круглая салфетка с произвольным ходом вилюшки. Вилюшка из полотнянки со сканью ёлочка. Пространства между вилюшкой заполнены плетешками и насновками. Нитки х/б - ирис и мулине.
Сколок для круглой салфетки из Pinterest.
Сколок для круглой салфетки из Pinterest.

Неизменная характерная особенность Вологодского кружева - плотная неширокая вилюшка с округлыми извивами узнаваемого растительного рисунка, со сканью, нередко на фоне четкой, мастерски изготовленной решётки (хотя при плотном застиле вилюшки возможна менее яркая роль решетки, или отсутствие её, или стороны её ячеек могут быть хаотичны, образуя ячейки произвольной формы).

Моя выпускная работа панно ПТИЦА по сколку из книги Ирины Кршижановской "Кружево своими руками". В книге были только контуры рисунка, без точек накола, то есть без указания линии движения ходовой пары, что нормально для опытной кружевницы, которая сама знает, что делать. Все подробности и  я доработала на своё усмотрение, по собственному разумению. Сама подобрала цветные нити, решила плести вилюшку со сканью верёвочкой. Ещё не зная о приёме, выполняла скань "кирпичиками", близко к традициями Михайловского кружева. Придерживаясь замысла, немного изменила рисунок решётки для лучшей пропорции. Работа содержит много недочётов , и с профессиональной точки зрения выглядит сыровато, но это лишь значит, что есть, к чему стремиться.
Моя выпускная работа панно ПТИЦА по сколку из книги Ирины Кршижановской "Кружево своими руками". В книге были только контуры рисунка, без точек накола, то есть без указания линии движения ходовой пары, что нормально для опытной кружевницы, которая сама знает, что делать. Все подробности и я доработала на своё усмотрение, по собственному разумению. Сама подобрала цветные нити, решила плести вилюшку со сканью верёвочкой. Ещё не зная о приёме, выполняла скань "кирпичиками", близко к традициями Михайловского кружева. Придерживаясь замысла, немного изменила рисунок решётки для лучшей пропорции. Работа содержит много недочётов , и с профессиональной точки зрения выглядит сыровато, но это лишь значит, что есть, к чему стремиться.

Надо сказать, что сегодня рукодельниц, изготавливающих кружево, называют КРУЖЕВНИЦА.

В прошлом так называли мастериц высшего ранга, максимально сведущих в деле кружевоплетения, создающих собственные сколки и способных обучать молодых. Они были КРУЖЕВНИЦЫ. А для рядовой участницы рукодельной артели, выполняющей работу по заданию и находящейся в подчинении у тех, кто принимал творческие и коммерческие решения, употреблялось звучное звание ПЛЕТЕЯ.

Обо всём этом я узнала в процессе обучения.

Чему я научилась?

Можно сказать, что обо всём, о чём узнала, тому, в большей, или меньшей степени, я и научилась.

Фрагмент процесса плетения.
Фрагмент процесса плетения.

За неполных три месяца я прошла путь от первого плетешка до небольшого панно ПТИЦА. Я ошибалась, исправляла свои ошибки, приобретала опыт. Я не заметила, как прошла первый портал в новый мир. Не помню точно момент осознания, что всё теперь по-другому. Мои руки другие, моя голова другая, моё тело другое, только моя душа прежняя, но стала чище, легче, счастливее, летает.

Фрагмент процесса плетения. В панно "Птица" три ЗАПЛЁТА и три зашивки. Здесь я начала второй заплёт (коричневая вилюшка).
Фрагмент процесса плетения. В панно "Птица" три ЗАПЛЁТА и три зашивки. Здесь я начала второй заплёт (коричневая вилюшка).

На первом этапе обучения, когда я ещё не подозревала о существовании многопарного кружева, меня увлекли идеи создания собственных сколков-картин, выполненных в свободной технике рисования. Ведь вилюшка - это линия, ею можно рисовать. Мысли о создании панно с различными фольклорными сюжетами остались пока без планов их воплощения только лишь потому, что подобные действия требуют особых условий для подготовки и осуществления.

Все основные приёмы, кружевоплетения, которые удалось усвоить за этот непродолжительный срок, дали мне уверенность для свободного принятия дальнейших решений.

Фрагмент процесса плетения панно "Птица". Здесь действие после третьего ЗАПЛЁТА - плету рамку панно одновременно с заполнением пустых мест фоновой решёткой.
Фрагмент процесса плетения панно "Птица". Здесь действие после третьего ЗАПЛЁТА - плету рамку панно одновременно с заполнением пустых мест фоновой решёткой.

Я могла выбрать объектом изучения сцепное кружево для продолжения изучения этой техники и знакомства с особенностями традиций других кружевных промыслов России.

Это обложка учебного пособия, по материалам которого строилось обучение.
Это обложка учебного пособия, по материалам которого строилось обучение.

Но перспектива изучить технику многопарного плетения, не смотря на его кажущуюся сложность, была очень привлекательной и отказ от неё был равен навсегда упущенной возможности. Так я переступила новый портал, за которым меня встретили так любимые мной ребусы и загадки, коды которых предстояло изучить и освоить. В чём очень помогла моя наставница Григорьева Елена Леонидовна.

О моём обучении многопарному кружевоплетению в Вологодских традициях я расскажу в отдельной публикации.

Всё вышеизложенное я не переписала из книг и публикаций других авторов, а выразила полученную информацию, которая прошла через моё сознание и что-то размылось, или, наоборот, пополнилось моими суждениями и, возможно, не соответствует канонам, хотя я старалась не фантазировать. Прошу воспринимать этот рассказ, как взгляд ученика на предмет.

Спасибо всем, кто дочитал мою статью до конца. Надеюсь, Вам было интересно.