Кто из нас не смотрел в детстве мультик "80 дней вокруг света"? "Есть ли у вас план, мистер Фикс?"
Со второго раза решила таки попробовать сериал "Вокруг света за 80 дней". В прошлый раз выключила на третьей минуте, когда в кадре появился темнокожий Паспарту и начал милую беседу с темнокожей кухаркой в английском мужском клубе. Это было сразу после просмотра "Аббатства Даунтон" и "Генриха VIII", и тогда я не выдержала такого уровня инклюзивности в лондонских интерьерах.
Но всё познаётся в сравнении. Со временем оказалось, что бывает и хуже. И я решила дать фильму шанс. Всё-таки Дэвид Теннант в главной роли.
Ну бог с ним, с Паспарту. Тем более в Англии темнокожие действительно были, причём ещё до Генриха VIII, а этот вообще француз. Ну, не будем придираться. Всё-таки не темнокожая Анна Болейн. По нашим временам уже неплохо.
Ну ладно, независимая англичанка, которая отправляется с двумя мужиками путешествовать вокруг света и писать об этом в газету. В конце XIX века. В "Аббатстве Даунтон" действие происходит после Первой мировой войны - и там англичанке отец лорд запрещает даже печатать на пишущей машинке, а тут вон что! Ну ладно, ну допустим.
При этом англичанин Фогг отличается характерным видом мышления и беззастенчиво эксплуатирует Паспарту, игнорируя его как человека практически полностью совсем, поведение англичан в колониях также показано с элементами самоиронии и самокритики. Хотя поди пойми, может, они считают, что это нормально.
Прикалывает, что мистер Фогг везде и всегда идёт налегке, а Паспарту должен нести всю кладь. Даже Эбигейл несёт свои сумки сама, а Фогг - налегке. Только под конец он соизволил поднести зажигалку к сигаре Паспарту.
Главное - продраться сквозь первый эпизод, где события происходят во Франции, худший эпизод сериала.
Но вот после Египта, Индии и Гонконга путешественники оказываются в США - и карету с лошадьми, которыми отважно рулит ещё одна независимая дама, властно останавливает афроамериканец, который ведёт на верёвке белого гражданина. И велит взять их на борт, ибо он заместитель маршала США и везёт опасного преступника.
Тут я сказала - ну нет, ну это уже слишком. Совсем уже долбанулись что ли? И полезла смотреть.
Ха! Был такой! Первый чернокожий заместитель маршала США, по имени Бас Ривз, бывший раб, сбежал от хозяина во время Гражданской войны и скрывался у индейцев, был освобождён в связи с отменой рабства и благодаря своим способностям стал помощником шерифа, развил превосходные детективные навыки и арестовал более 3000 опасных преступников.
Его праправнук играл в НФЛ, а его прапраправнук играет в НХЛ. Биографию его воспроизвели практически дословно, потому что он в США практически национальный герой. Персонаж многих фильмов, сериалов, пьес, комиксов и настольных игр.
Мне очень стыдно.
У меня только один вопрос: знают ли все вот эти BLM этого Бас Ривза, или его чтут только белые?
Но сериал получился познавательным, а также местами наивным, но очень позитивным - как и положено фильму по книге Жюля Верна. О, сколько нам открытий чудных!
Хорошо уже то, что ограничились борьбой за права темнокожих, это нам, советским людям, понятно, но обошлось без прочей трансцендентальности. Для сериала 2021 года это уже достижение. Сложилось чёткое впечатление, что после 2015 нормальное кино закончилось, остались только повестки, квоты и разнарядки.
***
Ещё одно наблюдение - Паспарту в этом сериале говорит на пяти языках, потому что объездил весь мир, в то время как англичанин всю жизнь просидел в клубе. Но вот они путешествуют - и везде Филеас Фогг как ни в чём ни бывало разговаривает со всеми по-английски без помощи Паспарту.
Вот эта особенность меня всегда "восхищает" в американском кино. Куда бы ни заносило американцев - стоит им открыть рот, и туземцы понимают их сразу. Даже в космосе. Вот эта святая и непреложная уверенность, что весь мир, вся вселенная говорит и понимает по-английски, а всё остальное это просто мелкая экзотика, которую можно игнорировать или объяснить каким-нибудь "встроенным" переводчиком. Но чаще всего не объясняется никак.
И в реальной жизни оно так же. Англичане, кстати, в литературе хотя бы и в жизни иногда высказывают смущение или смеются над тем, что они в массе своей не знают иностранных языков и не приучены их изучать. А американцы просто живут в такой парадигме. И непонятно, это кино отражает жизнь или кино диктует эту манеру в жизни.
Один знакомый американец, будучи в Москве, несколько дней как заведённый предлагал: "Пойдём в Май Май!" Никак я не могла понять, что он имеет в виду, пока он наконец не ткнул пальцем: ну вот же оно, кафе "Му-му"! Май-май! Я говорю: "Ты искренне считаешь, что здесь всё написано по-английски, только некоторое не совсем понятно? - А разве нет?"
***
Ещё одна особенность уже конкретно американского кино, которую я никак не пойму - это отношение к еде. Во-первых, вот эта манера открыть холодильник и отпить молока или сока прямо из горлышка - и поставить бутылку обратно в холодильник. Потрясающая гигиена. Но во-вторых и в главных - еду всё время выбрасывают. Рэчел в "Друзьях" выбрасывает половину пиццы, Шелдон в "Теории большого взрыва" выбрасывает гренки просто потому, что сегодня день овсянки. Детектив Монк в каждом эпизоде аккуратно обрезает корки, делая бутерброды квадратными, а всё остальное и то, что получилось не слишком аккуратно, - выбрасывает! И вот эта манера прийти в кафе, заказать еды и убежать. Иногда не заплатив. И всё это на фоне вечного воя про голодающих в Африке. И ведь это тоже всё транслируется как нормальная манера поведения.
***
Ну, а сериал "Вокруг света за 80 дней" - вполне себе нормальное кино для спокойного вечернего просмотра. От Жюля Верна осталось мало, как это уже случалось с экранизациями других его книг. Но и идей у людей уже мало, войдите в их положение. Берут известное название, пару персонажей, красивая картинка - надо ещё найти хорошего композитора, чтобы он написал удачную музыку, и дело в шляпе. Если удалось обойтись минимумом современных "идей" - уже хорошо. Надо же и нам что-то смотреть.
Ханс Циммер не подводит - хотя его музыка здесь местами очень напоминает его же музыку из "Шерлока Холмса" Гая Ричи - тот же ритм и те же колоритные цимбалы.
Об этом, кстати, можно почитать в этой статье: "В чём секрет музыки фильмов про Шерлока Холмса".
Спасибо за внимание! Подпишитесь на канал и в Телеграм!