Найти тему
Фронтир и Дикий Запад

Как был устроен вьючный караван из мулов во времена Дикого Запада

"До 1824 года перевозка грузов по Великим равнинам осуществлялась с помощью вьючных мулов, искусство правильной погрузки которых, по-видимому, всосалось мексиканцами с молоком матери. Впрочем, белые американцы вскоре стали специалистами не хуже, ведь для одного человека нет ничего невозможного, на что способен его собрат из рода хомо сапиенс. Однако, следует признать, что учителем американца все же был хмурый, суеверный и матерящийся мексиканский арриеро.

Описание устройства каравана из вьючных мулов и способа укладки груза, а также несколько любопытных фактов, связанных с его передвижением, может показаться небезынтересным, тем более что в регулярной армии, кроме отдаленных пограничных постов, этот вид транспорта канул в лету вместе с “шхунами прерий” и дилижансом.

Для сегодняшнего поколения, за исключением нескольких офицеров, заставших индейские войны, поезд из вьючных мулов - такая же диковинка, как мохнатый мамонт. Я взял за образец настоящий мексиканский вьючный поезд, или атахо, как его называли на местном диалекте испанского языка, который повсеместно использовался в ранние дни торговли по тропе Санта-Фе. Американцы внесли во вьючный поезд множество изменений, но основа была чисто мексиканской.

Мексиканские ариерос, «Album Pintoresco de la Republica Mexicana», 1850.
Мексиканские ариерос, «Album Pintoresco de la Republica Mexicana», 1850.

Вьючный мул назывался mula de carga, и его снаряжение состояло из нескольких частей: во-первых, седла, или апарехо, - почти квадратной кожаной подушки, набитой сеном, которая равномерно покрывала спину животного с обеих сторон. Лучшее представление о форме апарехо можно получить, если раскрыть посередине книгу и положить ее в виде седла на спинку стула, тогда корешок книги будет сиденьем, а обе половинки крыльями седла.

Перед тем как приспособить апарехо к мулу, на спину животного укладывали салеа - сыромятную овечью шкуру, а поверх нее - чепрак, или ксерга, и уже поверх них помещали апарехо, которое закрепляли на муле широкой подпругой, сплетенной из растительных волокон. Подпруга затягивалась так туго, что бедная скотина хрюкала и стонала от явно болезненной операции, а когда затяжка была закончена, казалось, что мул разрезан на две половинки.

Оседланный вьючный мул, источник - http://www.puertosbolivia.com/index.php/los-arrieros-sobrevivientes-del-pasado/
Оседланный вьючный мул, источник - http://www.puertosbolivia.com/index.php/los-arrieros-sobrevivientes-del-pasado/

Затяжка вьючного седла всегда казалась непосвященным верхом жестокости, но в этом и заключался секрет успешной укладки: чем крепче сидит седло, тем удобней мулу перевозить груз, меньше риска заполучить ушибы и натертости. Что действительно жестоко, так это большой круппер (пахва, подхвостник - деталь упряжи которая пропускается между задних ног животного, чтобы седло не сбивалось на шеи и плечи - прим. Ф.Д.З.), которым оснащен апарехо. Вряд ли можно было найти мексиканского мула, который бы не носил шрамов от этого грубого дополнения к огромному седлу.

Груз, называемый по-испански карга, обычно весил триста фунтов (136 кг.). Двое арриерос, или вьючника, укладывают груз на спину мула, один из них, каргадор, поднимает груз с одной стороны мула, а с другой стороны его страхует помощник. Если это один тюк, то его просто ровно укладывают на седло, а если два, одинаковых по весу и размеру, то их связывают веревкой и размещают по обеим бокам мула. Затем поклажу обвязывают прочной веревкой, которую продевают под животом мула, и как можно туже затягивают, надежно фиксируя груз. Поверх груза для защиты от дождя накидывают квадратный кусок циновки, называемый петате.

Иногда, если мул своенравничал, ему завязывали глаза тонким куском кожи, обычно с вышивкой, называемым тапохос, и животное смирно стояло, пока на нем закрепляли груз. Когда груз был надежно закреплен на своем месте, повязку снимали. Перед тем, как завязать последний узел на веревке, крепящей груз, каргадор натягивал веревку, и прижав ее коленом к мулу для подстраховки, кричал своему помощнику "Адьос!", тот отвечал "Вайя!", тогда каргадор завязывал узел и кричал “Анда!”, затем хлопал мула по крупу, и тот отправлялся к своим товарищам, пастись на лужку, пока упаковывают других животных каравана.

Затяжка груза на вьючном осле, фото 1940-1950-х гг.
Затяжка груза на вьючном осле, фото 1940-1950-х гг.

На все про все, включая укладку и затяжку седла, у двух мужчин уходило 5 минут на одного мула. Удивляло мастерство опытного каргадора и его недюжинная сила в обращении с огромными тюками, которые иногда приходится перевозить. С помощью только одних коленей, используемых в качестве точки опоры, он без видимых усилий поднимал 300-х фунтовый тюк и бросал его на спину мула, вес, который он вряд ли бы сдвинул с места, лежи тот на земле.

В старые дни вьючный караван из мулов насчитывал от пятидесяти до двухсот животных и проходил за день дистанцию, хорнадо, равную двенадцати или пятнадцати милям (19-24 км). Дневной переход проходил без остановок на сиесту, потому что если вьючному мулу дать отдохнуть, он обычно старается лечь, а с тяжелым грузом ему трудно подняться на ноги, кроме того, животное рискует получить растяжение, которое может привести к инвалидности.

Вьючный караван на тропе Санта-Фе, худ. Ф. Ремингтон
Вьючный караван на тропе Санта-Фе, худ. Ф. Ремингтон

Когда вьючный поезд отправлялся в путь, мулы были так крепко обвязаны веревками, крепящимися груз, что двигались с большим трудом. Однако, вскоре седла начинали съезжать, веревки слабнуть, так что их приходилось часто поправлять и подтягивать. Ариеро практически не знали отдыха на переходе и носились вдоль каравана поправляя тюки, иногда седло вместе с грузом оказывались под брюхом мула, тогда животное приходилось снова переседлывать и навьючивать.

Когда наступала пора остановиться на ночлег, мулов разгружали, а их седла вместе с тюками выкладывали в правильном порядке так, как они шли в караване. Потом груз накрывали циновками, а в случае бури дополнительно окапывали канавой для отвода воды. После двух-трех дней путешествия каждый мул знал свой вьюк и седло, и в нужный момент подходил к ним с удивительной сообразительностью. Если мул путал свою поклажу, то законный хозяин давал ему хорошего пинка по ребрам и прогонял прочь. Очень редко провинившийся мул ошибался два раза.

Этот способ транспортировки был настолько дешев из-за низких расходов на оплату труда, что перевозка грузов на повозках даже по самым ровным маршрутам не могла с ним конкурировать. Пять долларов в месяц - такова была зарплата погонщиков, но чаще всего к ней добавлялся почти ничего не стоящий паек из кукурузы и бобов. Мясо, если оно вообще было, арриерос добывали себе сами.

Во время путешествия в караване царила почти такая же жесткая дисциплина, как на борту военного корабля. Каждый работник был закреплен за своим местом и имел определенные обязанности. Например, ночной пастух, называемый саванеро, он охранял и наблюдал за животными на вечернем привале, следя, чтобы они не убрели слишком далеко в поисках травы.

В каждом караване была кобыла-поводырь (mulera), ей на шею вешали колокольчик на кожанном ремешке, и все мулы скоро привязывались к ней и старались не терять из виду. Если кобылу уводили из стада, на каждого мула накатывала такая грусть, что он не знал, что делать и куда идти. Повар каравана, или, как его еще называли, мадре (мать), помимо прямых обязанностей по готовке пищи, вел во время дневного перехода кобылу-поводыря, и вьючные мулы следовали за этой парочкой с удивительной преданностью.

Иногда, во время прохода через горы по узким и скользким обрывистым тропинкам, мулы нечаянно срывались в зияющие пропасти, и пролетали несколько сотен футов, прежде чем разбиться о скалы. Как правило, их ждала мгновенная смерть, хотя я помню случай, как 30 лет назад во время экспедиции против враждебных индейцев несколько мулов нашего вьючного каравана, груженных боеприпасами, кувыркнулись в глубокую пропасть и пролетели вниз почти пятьсот футов, но некоторые из них смогли встать на ноги и вскоре вернулись к своим товарищам, не получив никаких серьезных травм.

-5

Повозки, с 1824 года использовавшиеся в торговле по тропе Санта-Фе, изготовлялись в Питтсбурге, их грузоподъемность составляла около полутора тонн, а тянули их восемь мулов или столько же волов. Позднее стали использоваться гораздо более крупные повозки, почти вдвое превышающие грузоподъемность первых, запряженные десятью-двенадцатью мулами или волами. Эти повозки вскоре окрестили "шхунами прерий", и это название сохранялось до тех пор, пока все грузовые перевозки на дальние расстояния не подмяли под себя железные дороги".

Источник - The Old Santa Fe Trail:

The Story of a Great Highway, Henry Inman, 1897 г.

Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.