Из-за запутанности самого понятия «любовь» в эту категорию часто зачисляют браки по страсти или влюбленности.
Возникает закономерный вопрос: «Как отличить данные состояния?»
На бытовом уровне эти понятия можно разделить следующим образом:
страсть – «Я хочу тебя»;
влюбленность – «Я хочу, чтобы мне было хорошо с тобой»;
любовь – «Я хочу, чтобы тебе было хорошо со мной».
Заметьте!
В первых двух случаях другой (объект чувства) выступает как средство для достижения своего благополучия/удовлетворения и только в третьем он является целью…..
Американские психологи провели ряд исследований и вывели две формулы, по которым можно ответить на вопросы:
- «Любовь ли это или влюбленность?» и
- «Как рождается любовь?».
В основе первой лежит временной фактор: влюбленность «живет» от пяти минут до трех лет.
Отсюда логически следует, что, если ваше трепетное чувство перешагнуло трехлетний рубеж, следовательно, это любовь.
Базисом второй – «Формулы любви» - является аксиома: полюбить можно любого человека, если произойдет совпадение трех необходимых и достаточных условий:
1, люди часто встречаются друг с другом (живут рядом, работают, учатся и.т.п.);
2, каждый из них находит другого физически, нравственно и интеллектуально привлекательным;
3, каждый знает о том, что другой думает о нем («я знаю, что ты знаешь, что я знаю»).
Кроме того, психологи и социологи в ходе лабораторных исследований установили четкие поведенческие характеристики соотносимые с понятием «любовь» и не характерные для других типов чувств и отношений. Это проявляется, например, в иной структуре общения: находящиеся в состоянии влюбленности в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза.
Психологи супруги Дайон проанализировали описания двухсот сорока опрошенных и сделали вывод: в набор, связываемых с понятием «любовь» переживаний, входят
• эйфория,
• депрессивные ощущения,
• склонность к фантазиям,
• нарушения сна,
• общее возбуждение и трудности в концентрации внимания.
Кстати сказать, исследования и попытки систематизации не новы. Ими занимались лучшие умы Древней Греции и Древнего Рима. «Платон устанавливает несколько видов Эроса (Платон «Пир». Conv. 210а – 212а. Цит. по Лосев. А.Ф. Эрос у Платона // Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1991. – 525 с. – Сс.201-202.).
«Идущий к этому предмету правильно должен с юности начать свое шествие к прекрасным телам, и притом, если руководитель руководствует верно, сперва любить одно тело и здесь рождать прекрасные речи; потом сообразить, что прекрасное в каком-нибудь одном теле сродно с прекрасным в другом, и как скоро надобно преследовать прекрасное видовое, то было бы великое безумие не почитать его одним и тем же во всех телах. Думая же так, он должен сделаться любителем всех прекрасных тел, а эту сильную любовь к одному, презрев и уничтожив, ослабить». Это первая форма: Эрос прекрасных тел. «После сего следует ему прекрасное в душах ценить выше, чем прекрасное в теле, так что если бы кто, по душе благонравный, лицо имел и мало цветущее, - этого довольно должно быть ему, чтобы любить его, заботиться о нем и стараться рождать в нем такие речи, которые делают юношей лучшими. Таким образом, он опять принужден будет созерцать прекрасное в занятиях и законах и видеть его, как сродное себе, а красоту телесную уничижить». Это вторая форма Эроса: Эрос прекрасных душ и их порождений. От тел и душ любовь обращается ко всему миру, во всей его целостности. Здесь она, рождая прекрасные и величественные речи, созерцает все обширное море красоты. Это третья форма. Наконец, telos tōn erōticōn, высшая стадия Эроса, - это то, первично-прекрасное, которое ни рождается, ни погибает, ни увеличивается, ни оскудевает. «Если бы это прекрасное ты увидел, то и не подумал бы сравнить его ни с золотом, ни с нарядом, ни с прекрасными мальчиками и юношами, что видя, теперь поражаешься и готов сам, подобно многим другим, которые видят свих любезных и всегда обращаются с ними, если возможно, не есть и не пить, а только смотреть и быть вместе с предметом любимым. Это красота в себе, не имеющая никаких здешних определений. Узревший этот запредельный, тамошний мир живет истинной жизнью, и он любезен богу больше, чем всякий другой смертный».
Римский поэт Овидий в своей книге «Искусство любви» (Овидий Н. Искусство любить / Пер.с лат. В.Алексеева. Репр.изд. – М., 1992. – 224 с.) исследовал любовь не столько с теоретической, сколько практической позиции, давая женщинам и мужчинам советы по пробуждению этого высокого чувства в сердцах друг друга.
То есть, в те времена уже существовала определенная классификация видов любви:
• любовь-нежность,
• любовь-дружба,
• любовь платоническая,
• любовь-страсть
• и Божественная любовь, объединяющая в себе все предшествующие виды любви, но не являющаяся их суммой.
Существует и более современная классификация – «Трехкомпонентная теория любви» Стернберга (Sternberg, 1986) (Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с. – С. 699.).
Стернберг положил в основу своей теории три составляющие, которые, по его мнению, являются одновременно основополагающими и формирующими межличностные отношения:
1, интимность,
2, страсть,
3, решение/обязательство.
1. Интимность – чувство близости, которое появляется в личностных отношениях и имеет по мысли автора теории несколько различных проявлений:
• желание сделать жизнь возлюбленного лучше;
• надежда на то, что возлюбленный окажет поддержку в трудную минуту;
• стремление показать, что всегда готов сделать это для возлюбленного сам;
• наличие общих интересов и занятий;
• оба открыты друг другу и делятся своими мыслями, вещами, чувствами.
Близость может так и не возникнуть или быть разрушенной в результате негативных чувств. Например, страх быть отвергнутым, являющийся детищем низкой самооценки, можно рассматривать как препятствие, поскольку в его основе лежит желание угодить, а не реализации важных внутренних потребностей. Традиционные способы ухаживания также скорее помешают возникновению близости, так как лишены искреннего обменами чувствами. Не будут благодатной почвой для ее создания и некоторые противоположные крайности, такие как случайный секс, продуманная манипулятивная любовная игра, садистическая правдивость.
2. Страсть, с точки зрения Стернберга, относится к виду возбуждения, которое приводит к физическому влечению и сексуальному поведению в отношении объекта влечения. Причем, половые потребности не являются единственными. Здесь же присутствуют:
• потребность в самоуважении;
• потребность в принадлежности кому-либо;
• потребность в получении поддержки в трудную минуту.
3. Решение/обязательство имеет два аспекта: кратковременный и долговременны.
Кратковременный – осознание индивидом того, что он любит другого.
Долговременный – принятие обязательства сохранить любовь на всю оставшуюся жизнь.
Виды любви будут отличаться различными комбинациями –наличием / отсутствием - данных компонентов:
- Симпатия
- Страстная любовь
- Придуманная любовь
- Романтическая любовь
- Любовь-товарищество
- Слепая любовь
- Совершенная любовь
Как и при любой систематизации, выделенные виды любви являются крайними вариантами. Реальные же отношения между людьми находятся в промежутках между этими категориями, поскольку разные компоненты любви выражаются континуально, а не дискретно.
Наибольший интерес в обоих классификациях представляет последняя категория, общая и для классификации Платона и для классификации Стенберга, носящая название «Божественная любовь» или «Совершенная любовь».
Традиционно ее представляют как нечто, извините за разговорное выражение, сваливающееся на голову подобно кирпичу. Шел-шел себе человек по дороге и вдруг –р-раз – и «настоящая» любовь его посетила. Лично у меня сразу возникает встречный вопрос: «А что, бывает не настоящая?» И, по ассоциации вспоминается прелестный диалог из «Мастера и Маргариты» Булгакова (Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. – Калуга: Золотая аллея, 1992. – 416 с. - С.209.):
«… - Осетрину прислали второй свежести, – сообщил буфетчик. – Голубчик, это вздор! – Чего вздор? _ Вторая свежесть – вот что вздор! Свежесть бывает только одна – первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая!»
То есть, извините, любовь либо есть, либо ее нет. Третьего не дано. Другое дело, что люди могут искренне и не очень искренне ошибаться, заблуждаться, принимая желаемое за действительное. Мы живем в обществе, под постоянным давлением бытующих в нем ценностей, критериев, норм. Я не имею в виду, что это плохо. Это не плохо и не хорошо. Это просто так и все. Но сейчас не об этом. Просто в нашем обществе любовь относится к разряду ценностей. Следовательно, обладание ею делает человека значимым.
Но никто не думает о том, что для того, чтобы любить, необходимы некие особенные качества, способности. И в этом парадокс. Заметьте, никто не будет требовать, чтобы у всех был, например, абсолютный слух, но считается, что все должны любить. Это одна сторона медали. Другая заключается в том, что «настоящую любовь» воспринимают как нечто «готовое» и нет понимания, что до нее нужно дорасти. Вместе. Вдвоем. А если «не доросли», то это и не обязательно. Главное – вы получили и минуты радости и бесценный опыт. И это не значит, что все иные виды любви «второсортные». Нет. Они просто двери, открыв которые вы можете вместе прийти к чему-то иному. Каждый открывает ту «дверь», которая ему ближе: кто-то «ведется» на секс, кого-то привлекают интеллектуальные беседы.
Нелперы (Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП ) создали алгоритм развития любовных отношений – последовательный переход от одного вида любви к другому, каждый из которых соответствует уровню духовного развития.
Этап первый. Как правило, отношения начинаются с любви, которая складывается вокруг поведения или сексуальности, или взаимных симпатий.
Этап второй. Другой начинает интересовать не за то, чем он обладает (машина, деньги, престиж, власть), а как личность: его мысли, знания, ум.
Третий этап. Более глубокий уровень отношений – разделение убеждений и ценностей друг друга. И здесь уже в основе отношений сам человек, то, что он из себя представляет.
Следующий уровень – уровень разделения идентичности – разделение ценностей и убеждений. Однако может наступить момент, когда отношения поднимутся на духовный уровень. На этом уровне связь не прекращается никогда. Можно сказать, что она сильнее смерти. И это не образное выражение. Психологи и психотерапевты в процессе работы с клиентами, которые пережили смерть любимого человека и не могли непосредственно воспринимать поведение, личность возлюбленного, обнаруживали, что узы духовной любви не разрываются никогда.
Предшествующие статьи:
• «Искренность,эмпатийность и 5 типов личности по Томасу https://dzen.ru/a/ZKMe5zK7PAOLVT1n?share_to=link
• Семантическое значение слов и их влияние на …
https://dzen.ru/a/ZJ9bmWqfq1TkpQib?share_to=link
• О детях, любви и браке: кому и зачем это надо….
https://dzen.ru/media/id/6499f787405ed85aaedad820/o-detiah-liubvi-i-brake-komu-i-zachem-eto-nado-64ad49535cf96f1c2fbc36d3
• Что такое «любовь» или всё что вы давно хотели узнать об этом, но забыли….)))) Часть первая: Почему мы их выбираем?...
https://dzen.ru/a/ZLunsqmN7T-Vf3Gn?share_to=link
Продолжение следует:
· Что такое «любовь» или всё что вы давно хотели узнать об этом, но забыли….)))) Часть третья: Наши жизни формируются любовью (эссе)- · Что такое «любовь» или всё что вы давно хотели узнать об этом, но забыли….)))) Часть четвёртая: От чего зависит счастье в супружестве (браке)
- · Что такое «любовь» или всё что вы давно хотели узнать об этом, но забыли….)))) Частьпятая: Тесты на выявление особенностей отношений и способов их улучшения
© Г.И. Колесникова, 2023
Ютуб Свет Философии https://www.youtube.com/channel/UCR6lZb1Ol4n1Zf4rvtNyI-g
Дзен Свет Философии
https://dzen.ru/svet_ph?share_to=link
ВК Свет Философии_pH
Телеграм Свет Философии_pH
Авторский сайт: