Любовь к ближнему своему, как и любовь ко всему Сущему можно, и лучше всего, проявлять безлично. В данном случае не сотворение зла и, даже, злого умысла - уже есть проявление Любви. Словами Иисуса это можно выразить, как: относись к своему ближнему так, как ты хочешь чтобы относились к тебе. Но проявляя свою Любовь взаимодействовать с человеком нужно осмотрительно. Как это расшифровать? Сейчас на нескольких примерах попытаюсь.
В своей книге Карлос Кастанеда описывает «доброго» Нагваля Хулиана - учителя дона Хуана. Как Нагваль Хулиан относился к окружающим его людям. Дон Хуан говорил, что Хулиана все буквально боготворили, поскольку он был настолько щедрым и великодушным человеком, что готов был снять с себя последнюю рубаху и отдать первому встречному. Но давайте задумаемся над таким поведением. Проявление ли это Любви к ближнему или нечто иное.
Дон Хуан утверждал, что его учителю Нагвалю Хулиану люди были настолько безразличны, что просто диву даёшься. Потому он и готов был всё отдать людям, что они его не заботили. Хулиан стал Нагвалем не по своей прихоти. Он был европейцем и когда-то преуспевающим актёром бродячего театра, пока не попал в Мексику. Возможно, поэтому он был весьма эксцентричной личностью. И даже став Человеком Знания, отголоски прошлой жизни никуда из него не делись.
Как и большинство актёров он радовался своему триумфу и толпам поклонников, и, в особенности, поклонниц, превозносящих его до небес. В свою очередь к ним он чувствовал абсолютное безразличие. Такое отношение к ближним у него и осталось, только лишь сменившись на принцип безличной Любви. Став Человеком Знания, Хулиан прекрасно понимал Законы Вселенной, в частности Закон сохранения энергии. Этот закон даже физики признают. Согласно ему, всё что человек отдаёт - к нему возвращается в том же объёме. Это легко проверить.
Так относился ли Нагваль Хулиан к своим ближним с Любовью? Думаю вряд ли. Скорее здесь подходит принцип - забери, только отвяжись! Плюс не мало важное самомнение. Но это не мешало ему быль великим Учителем. Однако, ещё одно изречение Иисуса утверждает, что ненужно голодному давать рыбу, лучше бы дать ему удочку. Но и тут не всё так просто.
Мы с супругой очень часто прогуливались по одной и той же улице нашего микрорайона, где много магазинчиков, лавочек и кафе. На этой улице всегда сидела одна старенькая бабушка с чашкой для монет. Моя сердобольная супруга всегда упрашивала меня подкинуть ей мелочь, но я всегда отказывался. Не потому что мне было жалко монет. Интуитивно я не хотел этого делать, скорее мне было жалко бабушку.
И вот, поскольку эта самая бабулька нам примелькалась, то однажды, проходя по той же улице я не мог пропустить это зрелище, когда случайно за углом какого-то магазина увидел её в компании ещё двух таких же, неприглядной наружности, женщин. Кто постарше, кто помладше. Троица распивала весёлый напиток. Вот чувствовал я, что-то тут неладно.
У меня отношение к нищим на паперти неоднозначное. Возможно, кому-то действительно не хватает на хлеб, но в основном такие «нищие» несут свою выручку боссу. Ещё хуже если всё собранное потом просто пропивают. Какое же я сделаю им добро, если помогу собрать деньги на бутылку? Если бы я мог, то каждого из них пристроил куда-нибудь на работу. Но тут другой вопрос, а захотят ли они работать? Всё так неоднозначно.
Поэтому, чтобы проявлять свою Любовь к ближнему какими-либо поступками, необходимо хорошо знать этого человека. Не зная человека вместо добра от большой и чистой Любви можно нанести ему травму, или совершить что-либо непоправимое. Потому, что есть ещё народная мудрость, которая говорит: не делай людям добра и не получишь зла. Это как раз о том, когда проявляют свою Любовь к ближнему не зная человека. Поэтому, любить можно безлично, не помышляя зла. А делать добро человеку, которого не знаешь, или который не просит этого - опрометчиво.
А что вы думаете по этому поводу? Как вы относитесь к ближним, дальним, нищим или малоимущим? Пишите в комментариях. Обсудим.