Автор Вячеслав Киреев
На пути начинающего сценариста очень часто будут встречаться режиссёры со сдвинутыми набок мозгами и независимые продюсеры, которые горят огненной идеей. Как их опознать?
1) У них есть идея, которую они очень сильно хотят воплотить на экране, которую всего лишь надо «расписать»;
2) Их не интересуют идеи сценариста, которые у него в достаточном количестве лежат в тумбочке в виде готовых синопсисов или даже сценариев;
3) Денег у них на данный момент нет, но есть связи, что подтверждается устно громкими именами и названиями;
4) Сценарий нужен срочно и в неадекватные сроки;
5) Они готовы заплатить за сценарий, но неадекватно мало;
6) Они хвалят ваши сценарии, которые читали, и хвалят лично вас, как сценариста;
7) У них есть кинокомпания с нулевой фильмографией, от лица которой они готовы подписать договор с вами;
8) Идея, которую они хотят вами «расписать», характеризуется сумбуром, невнятными мотивами, непонятной логикой и отсутствием у героев понятной цели;
9) Задание выдаётся либо вербально, за кружкой пива или чашкой кофе, либо записулькой с некоторым количеством ошибок, либо тезисно, бессвязным логлайном;
10) Ваше согласие работать над этим проектом поощряется вечной дружбой и подчёркнутой открытостью в диалоге.
Как с этим бороться?
Денег, счастья и оружия никогда не бывает достаточно, кто-то испытывает финансовые трудности, да и заиметь солидную строчку в фильмографии тоже хочется, поэтому сценаристы ведутся на такое предложение. В этом случае главным вашим оружием будет договор. Без договора даже не пытайтесь влезть в подобную авантюру.
Какие важные пункты должны быть в договоре?
1) Заявите сразу, что сценаристом в титрах будете только вы, заказчик — автор идеи;
2) В договоре в обязательном порядке должны быть подробные определения понятий: «синопсис», «расширенный синопсис», «поэпизодник», «сценарий» и так далее, в зависимости от предлагаемого проекта. Например, сценарий полнометражного фильма должен содержать такие данные как шрифт (Courier New), кегль (12), объём (не менее 85 страниц), и общее определение сценария, взятое из интернетов, с припиской «общепринятый американский формат».
3) Указано общее количество правок применительно к каждому элементу сценарных материалов (не более трёх правок);
4) Указан объём исправлений применительно к каждому элементу сценарных материалов. Синопсис или расширенный синопсис не более 50% исправлений, поэпизодник 25%, сценарий — не более 10%. Если синопсис утверждён, то в поэпизоднике не может возникнуть больше 25% исправлений, а в сценарии, при утверждённом поэпизоднике, не может быть больше 15% исправлений, но напишите всё равно 10%.
5) Работать бесплатно рекомендуется не более одной недели, поэтому вся работа должна быть разбита на этапы. Каждый этап принимается и оплачивается отдельно. После поступления денег на счёт вы переходите к следующему этапу.
Например, вам надо написать сценарий полнометражного кино с нуля за месяц и за 50 000 рублей. Времени исключительно мало, поэтому поэпизодник игнорируется, пишется сразу расширенный синопсис на 4-5 страниц. Делим работу на этапы: а) Синопсис (10 000 руб), б) Сценарий в 4 этапа — 20 страниц +20+20+30. Каждый этап оценивается в 10 000 рублей.
В случае сериала самая маленькая сумма должна приходиться на текст сценария пилотной серии. Примерный расклад освоения бюджета (общей суммы договора) может быть таким: Заявка (20%), посерийный план сезона /не более 10-12 серий/ (30%), описание персонажей (10%) поэпизодный план пилота (30%), сценарий пилотной серии (10%). Смысл такого расклада в том, что заявка, посерийный план и поэпизодник — самые существенные части работы, на основе которых можно нанять любого другого сценариста, который напишет сценарий пилота или весь сериал без особых проблем.
Написали — отправили — исправили — получили деньги — следующий этап. С таким подходом вы заставите заказчика быть ответственным за скорость написания сценария. Чем быстрее он принимает и платит, тем быстрее сценарий пишется. Если заказчик решит слиться — вы проработаете условно бесплатно не более одной недели. Если заказчик не вполне осознал бредовость своей идеи, он осознает это на уровне синопсиса и тогда всё встанет на свои места. Не осознает — заработаете немножко денег.
Недавно попадалось объявление, в котором некие начинающие продюсеры/режиссёры искали автора, который бы им написал 3 короткометражки по 10 минут каждая с гонораром по 1500 рублей за каждую. Их там знатно пылесосили, но ведь кто-то и купится на такое предложение. Не подписывайтесь на такую работу. И мозг сожрут и денег не заработаете, даже эти 1500. Чем меньше гонорар, тем выше требования и тем меньше шансов этот гонорар получить.
Единственное, что можно сделать забесплатно — написать заявку/синопсис на полторы-две странички. Скорее всего после этого ваш заказчик просто исчезнет, а у вас появится ещё один файлик в творческом портфеле. Глядишь, и когда-нибудь пригодится.
Удачи!