Найти тему

Школьников теперь можно привлекать к труду без согласия их родителей

Сегодня прочитала новость и перед глазами - я, три года назад, в конец августа, внушительные стопки учебников на 35 человек и библиотекарь, поставившая перед фактом, что эти учебники надо донести до нашей классной комнаты. Обзванивайте класс.

Ладно. Кое-как дозваниваюсь до самых отзывчивых представителей школьного комитета. Одни на море. Другие в санатории. Третьи в деревне. На удивление быстро присылают ребёнка из многодетной проблемной семьи. И, когда мы вместе берем вторую стопку увесистой литературы, вспоминаю, что у него же порок сердца, и вообще-то, бог его знает, что ему там можно, что нельзя с данным диагнозом. Отсылаю домой. Попытки дозвониться до других мамочек не увенчиваются успехом. И сама, сама разношу эти огромные стопки. На картинке, кстати, примерная иллюстрация того, что там была за поклажа.

нехилая такая стопочка
нехилая такая стопочка

По окончании тасканий из библиотеки в кабинет, меня, кстати, 1 сентября ещё ждала вишенка на торте в виде выяснения, кому достался учебник лучшего качества и кто училкин любимчик. Ладно.

Конец того же учебного года. Прошу остаться дежурных. Завуч, заглядывая в кабинет, обращает внимание на то, что помимо обычного сора и фантиков, к полу прилипла жвачка, которую школьники то ли носят с собой на ботинках, то ли просто выплёвывают, прямо в классе, себе под ноги. В отчаянии понимая, что на удаление застывшей жвачки деточек шпателем тоже не уговорить, сама отскребываю, потому что никаких мер воздействия на детей у меня нет. И если на ленивое елозание тряпкой туда-сюда ещё удастся уговорить, то отдирание собственной жвачки от пола - слишком "нерукопожатное" занятие.

фото взято из свободных источников
фото взято из свободных источников

А что уж говорить о школьных субботниках, ремонте и покраске кабинета, обычном школьном дежурстве, от которого на регулярной основе отлынивали другие (справедливости стоит сказать, не дети, над которыми взяла классное руководство) классы. И если с отдельными личностями удалось находить взаимопонимание, большинство кивали на закон: у нас в стране, мол, принудительный детский труд запрещен! Ранее в "Письме Минобрнауки России от 30.03.2017 N 08-621 "О размещении методических рекомендаций на сайте" допускалось привлечение к труду несовершеннолетних только с согласия родителей. Родители, зная о своем праве, мне не преминули разъяснить, по какой именно причине ребенок в дежурствах и прочей общественно полезной деятельности участвовать не будет.

Конкретно в пояснительной записке к поправкам к ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано следующее:

"в связи с предлагаемым новым подходом к воспитанию в образовательных организациях, норму о запрете привлечения обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, предлагается исключить. В целях развития у детей причастности к единому делу, выработки активной жизненной позиции, умения ориентироваться в социуме, образовательные организации наделяются новыми компетенциями по содействию добровольческой (волонтерской) деятельности обучающихся, их участию в общественно-полезном труде".

Инициативу считаю полезной, для её корректного воплощения в жизнь понадобится, однако, четкая и слаженная работа родительской общественности, завуча по воспитательной работе, классного руководителя, остального школьного персонала. В своё время по вопросу привлечения школьников к общественному труду мне не удалось добиться однозначных успехов, из-за уклончивой позиции администрации, ссылающейся как раз-таки на строчку о "недопустимости привлечения к труду без согласия родителей" в федеральном законе.

Но то дела минувших дней. А сейчас какие новости из школ? Изменилось ли у детей и их родителей отношение к школьным дежурствам и иной общественно-полезной деятельности?