Музей истории города
В крепости Орешек в здании Новой тюрьмы открылась выставка «Крепость на Ореховом острове. Страж. Тюрьма. Музей» (6+). Она рассказывает о богатой и насыщенной событиями общегосударственного значения истории этой древнерусской крепости.
События семи веков русской истории сконцентрированы на небольшом острове в истоке Невы. Крепость Орешек, Нотебург, Шлиссельбург — за время своего существования место несколько раз меняло название. Форпост Великого Новгорода, страж границ Московской Руси, петровский Шлиссельбург — ключ к Балтике, государева тюрьма и каторжный централ, участник битвы за Ленинград и музей, бережно сохраняющий историческое наследие, — все это вехи прошлого и настоящего старинной крепости.
Здание неоднократно перестраивалось, разрушенные в ходе многочисленных военных кампаний стены и башни восстанавливались, строились новые фортификационные сооружения. Археологические исследования и реставрационные работы, которые проводятся на острове с конца 1960‑х годов до настоящего времени, раскрывают тайны и помогают воссоздать облик древней крепости.
На выставке представлены документы XVII – XX веков и фотографии из фондов Музея истории города и архивов. Они рассказывают о различных сюжетах из истории крепости Орешек, в том числе о создании в ней музея. Также здесь можно увидеть планы, схемы, графические реконструкции крепости Орешек разного времени, проекты реставрации крепостного ансамбля и обмерные чертежи отдельных объектов. В экспозицию включены воспоминания узников Шлиссельбургской тюрьмы и бойцов Красной армии, защищавших Орешек в годы Великой Отечественной войны. Представлены первые путеводители по музею и исторические находки культурных ореховецких слоев.
Отдельный раздел посвящен археологическим раскопкам, проводившимся на территории крепости Орешек Ленинградской археологической экспедицией под руководством А. Н. Кирпичникова в сотрудничестве с В. М. Савковым в 1968 – 1970 годах и под руководством В. И. Кильдюшевского в 1971 – 1975 годах.
Музей городской скульптуры
Экспозиция в Новом выставочном зале музея называется «Петербург эпохи прогресса» (6+).
«Эпоха прогресса» для Петербурга — более чем полувековой период, начавшийся после смерти Николая I и отмены крепостного права и закончившийся Первой мировой войной. Символической датой начала периода можно считать установку памятника Николаю I (1859), которая подвела черту под предыдущим этапом истории города.
В это время приобретают привычный облик улицы центра города — основой застройки становятся доходные дома с дворами-колодцами и эклектичными фасадами. Создаются элементы современной городской инфраструктуры — водопровод, канализация, электрические и телефонные линии, формируется сеть общественного транспорта. Именно в Петербурге совершены важные изобретения и открытия, актуальные для всего человечества: таблица Менделеева, электрический трамвай, электросварка. Петербург становится транспортно-пересадочным узлом всемирного значения благодаря семи железнодорожным вокзалам, речному и морскому портам.
Этот период дал Петербургу значительное количество памятников, включая величественные монументы Николаю I и Екатерине II, камерные памятники Петру I («Царь-плотник»), А. С. Пушкину (на Пушкинской улице) и И. Ф. Крузенштерну напротив Морского корпуса, любимый детьми памятник Н. М. Пржевальскому с фигурой верблюда, противоречивый памятник Александру III и необычный мемориал морякам миноносца «Стерегущий».
На выставке «Петербург эпохи прогресса» посетители увидят скульптуру и графику из коллекции музея, а также исторические документы и фотографии, размещенные в хронологическом порядке.
Союз художников
Традиционно в середине лета кураторы приглашают в гости в арт-пространство на Невском пр., 60. Выставка «Квартира» (6+) представляет живопись, графику, декоративно-прикладное искусство. Зрителей ждет встреча с творчеством самобытных авторов. Персональные выставки победителей VI международного фестиваля наивного искусства «Новый день». В рамках проекта представлены выставки: «Птичий двор» (к 110‑летию художницы Марфы Рязановой из Белгородской области); «Акварельный мир Веры Тюльпановой» (выставка творческих работ участницы фестиваля 2018 – 2022 годов и победительницы зрительского голосования (3‑е место) в 2019 году). На авторской мини-выставке «Русский бонсай» Игорь Ислентьев представляет художественные деревья русской полосы. Фотовыставка «Цветы с фронта» — снимки капитана Дениса Шершицкого.
Посетителей ожидают творческие «квартирники»: концерты, мастер-классы, кинопоказы, арт-медиации в сопровождении кураторов и встречи с авторами.
ЦПКиО им. С. М. Кирова
В Малом выставочном зале Конюшенного корпуса открылась премьерная выставка живописи Виктории Липец «Гербарий художницы» (6+). Посетители увидят живописные полотна, изображающие абстрактные структуры, будто рожденные в сказочных садах волшебного мира. Лейтмотив экспозиции — любовь и цветы.
У Виктории Липец классическое академическое художественное образование. Поиск нового, собственного языка позволил ей иначе взглянуть на привычные жанры живописи — пейзажи, натюрморты и беспредметные композиции.
Арт-пространство mArs
В галерее на Марсовом поле, 3, проходит выставка «Монументальное / Ювелирное» (6+) петербургских художников Елены Бочаровой и Олега Дуна. Она организована в рамках проекта «Новые передвижники», продлится до конца июля.
Выставка, объединяющая масштабные полотна Елены Бочаровой и ювелирные изделия Олега Дуна, раскрывает неожиданные точки пересечения между живописью на холсте и на серебре и показывает зрителю, как малое может найти свое отражение в монументальном.
Елена Бочарова в своем творчестве неизменно находит неожиданные художественные решения, обогащая живописные полотна вкраплениями материалов — от ткани и бумаги до цементной крошки. Зачастую образам на ее картинах становится тесно в двумерном пространстве холста. Ювелирные украшения, представленные на выставке, от ярких и женственных до сдержанных и брутальных, отличаются той же тягой к эксперименту. Причудливые формы и фактуры здесь перекликаются с объемными красочными сгустками на картинах, а колористические решения, реализованные с помощью техники горячей эмали, роднятся с колоритом живописи.
Русский музей
С 28 июля по 2 октября в Мраморном дворце будет проходить выставка «Античный миф и современный мир» (6+).
Античная мифология оказала огромное влияние на развитие общечеловеческой культуры, предложив мировому искусству множество поводов для исторических, художественных, эстетических, нравственных аналогий. Обращение к древнегреческим сюжетам как источнику вдохновения и в наше время свойственно практически каждому мастеру, находящемуся в поисках как пластической, так и чувственной гармонии. В 1980 – 1990‑е годы целые серии произведений, связанных с античными сюжетами, появляются как в творчестве мастеров старшего поколения, так и у молодых авторов, не признающих каких‑либо сюжетных и стилистических ограничений. Языком современного искусства живописцы и скульпторы, чьи работы вошли в состав выставки, говорят об архетипических вещах, обращая взгляд в далекое дохристианское прошлое, апеллируя к нему в поиске смысловых соответствий с современностью.
Экспозицию составят около 70 произведений живописи и скульптуры второй половины ХХ — начала ХХI века из собрания Русского музея и мастерских художников Москвы и Петербурга.
Музей истории города
В особняке Румянцева открылась выставка, представляющая графический цикл художника Татьяны Козьминой, созданный специально для нового издания сборника Д. Н. Садовникова «Загадки русского народа» (12+).
Имя Дмитрия Николаевича Садовникова известно далеко не каждому современному человеку, но его классические сборники произведений русского народного творчества и его собственные стихи, вошедшие в песенный фольклор, востребованы и сегодня.
«Загадки русского народа» — это первое большое собрание русских народных загадок в истории фольклористики. Впервые оно было опубликовано в 1876 году. Сборник переиздавался и после революции, но в значительно сокращенном и измененном виде. В новом издании восстановлен первоначальный состав книги.
Как говорит художник Татьяна Козьмина, Садовников собрал и опубликовал все загадки, которые ему удалось услышать. Получилась интереснейшая, совершенно живая разноголосица сотен людей, по‑разному интерпретировавших слышанное прежде, добавляющих свое. Здесь и перепутанное детским языком, и разухабисто-веселое, и жуткое, и провокационное, и безумно смешное, и драматичное. Эта книжка дает возможность с детским удивлением и восторгом взглянуть на таинственный и заманчивый мир, увы, во многом ушедший в прошлое вместе с богатейшей крестьянской культурой».
Татьяна Козьмина родилась в Ленинграде. Окончила факультет графики Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Она член Союза художников России, лауреат Государственной президентской стипендии. Козьмина специализируется в авторской литографии, работает в печатных и других графических техниках, занимается экслибрисом, авторской книгой, живописью. Она оформила и проиллюстрировала более десяти книг, среди которых «О небесной иерархии» Дионисия Ареопагита и «Музыкальная Боэциана» Е. В. Герцмана. В 2003 году издательством «Искусство России» опубликована авторская книга художницы «Пословицы». В издательстве «Вита Нова» вышли «Пословицы русского народа» В. И. Даля (в трех томах) и «Азбука» в иллюстрациях художника. Она стала участником более ста всероссийских, региональных и зарубежных художественных выставок. Ее персональные выставки проходили в музеях Новой Ладоги, Старой Ладоги, Центре книги и графики.
Российский этнографический музей
26 июля музей откроет выставку «Кокон традиции» (6+). Шелк — один из наиболее древних, ценных и престижных материалов в истории человечества, всегда вызывает интерес как рукотворный продукт и эстетический феномен.
Выставка знакомит с региональными особенностями бытования шелковых тканей на территории Центральной Евразии, представляет наиболее характерные образцы изготовляемой / потребляемой в регионе шелковой продукции в контексте историко-культурных связей, отражает знаковые аспекты шелковых предметов — универсальные и специфические для региональных культур. Демонстрируются инструментарий шелководства и шелкоткачества, образцы ниток и тканей, костюмы, предметы одежды, аксессуары, предметы интерьера.
На экспозиции будет представлено 250 подлинных памятников традиционной культуры XIX – XX веков из коллекций Российского этнографического музея.