Найти тему
klapan1-2

КВЖД. Трасса раздора и единения.

КВЖД. Трасса раздора и единения.

Стоит сказать буквально пару слов об экономике КВЖД. Хотя это - тема отдельного разговора, за подробностями отошлю к монографии д.и.н Игоря Лукоянова "Не отстать от держав" Россия на Дальнем Востоке в конце XIX- начале XX века".

Лучше него об этой теме - никто не написал.

Пока же расскажу об одном весьма любопытном документе.

Речь идет о записке, составленной еще в 1898 году путешественником и военным разведчиком полковником Брониславоч Громбчевским на имя амурского губернатора Николая Гродекова после подробного ознакомления с ходом строительства дороги - незадолго до Боксерского восстания.

Скорее всего, эта разведпоездка была предпринята по... приватной просьбе Амурского губернатора Гродекова. Тот за годы службы в Туркестане привык больше доверять своим, чем хм... штатским чинушам.

*****

Надо сказать, что предстоящие волнения Громбчевский достаточно точно предсказал, проанализировав и причины, которые к ним приведут.

А еще он определил, что строящейся дороге из-за экономической политики российского правительства, вряд ли предстоит стать экономически успешным проектом.

Ссылаясь на инженера Кербедза он пишет: " в будущем, когда железнодорожная линия будет открыта, Маньчжурия, несмотря на близость свою к России, никогда не будет выгодным рынком сбыта наших товаров, так как система покровительственных пошлин, которой придерживается наше Министерство финансов, ради поддержания отечественной промышленности убивая конкуренцию, настолько подняла цены на все наши произведения, что таковые не в состоянии конкурировать с иностранными ".

Громбчевский сообщает, что многие российские товары "купленные для дороги оптом и прямо на фабриках, обошлись железной дороге вдвое дороже, чем те же изделия иностранных произведений....

*******

Он приводит конкретные примеры, оговариваясь, что запомнил далеко не все из сообщенного ему инженером Кербедзом: "Рельсы, купленные в России, обошлись дороге по 1 руб. 94 коп. за пуд, тогда как иностранные рельсы, приобретенные во Владивостоке, – по 98 коп., гвозди русские по 4 руб., а иностранные – по 2 руб. за пуд и т.д.

"Поэтому - отмечает разведчик амурского губернатора - на Маньчжурскую железную дорогу г. Кербедз смотрит исключительно как на стратегическую линию, которая, ввиду громадных расстояний и сопряженного с этим высокого фрахта, не в состоянии будет конкурировать с дешевыми морскими фрахтами, а потому будет возить лишь дорогие товары и большого транзитного значения иметь не может".

Его записка есть в сети.

Впрочем, повторюсь, начать стоит с монографии д.и.н. Игоря Лукоянова "Не отстать от держав" Россия на Дальнем Востоке в конце XIX- начале XX века" в которой дается подробный анализ причин строительства КВЖД, внутри- и внешнеполитической ситуации вокруг строительства, международной ситуации в регионе в целом. Она - есть в сети. http://militera.org/books/pdf/research/lukoyanov_iv01.pdf

.